2017 год определенно был рекордным для ICO: был увеличен фиксированный эквивалент в размере около $4 млрд, а число успешных мест размещения токенов увеличилось до нескольких сотен в глобальном масштабе. Тем не менее по данным E&Y IPO Global trend, в этом же году традиционные IPO оценивались в $188 млрд в общей сложности с 1624 сделками. Только в третьем квартале 2645 сделок с венчурным капиталом составили $42 млрд.
ICO подняли менее 2% от общемировых поступлений в IPO, но ICO — это не IPO и не сделки с венчурным капиталом, — так говорят в эти дни. Почему?
За год доходы от ICO выросли почти в 40 раз — с $96,3 млн в 2016 году. В 2014—2015 годах это количество было микроскопическим. По данным ICObench, в 2018 году уже планируется запустить более 180 новых ICO.
Было бы поверхностно и высокомерно объяснять взрыв ICO только желанием новых богатых криптомайнеров инвестировать свои неожиданно переоцененные криптоактивы в нечто продуктивное и защищать себя от волатильности. Это может быть так, но это не объясняет все случаи. Фактически, есть три основных причины успеха ICO.
Хорошая причина
ICO и криптовалюты используют фундаментальные недостатки традиционных методологий финансирования. Они приносят справедливость и равенство проектам из неблагополучных регионов, секторов и не урезают долю учредителей при этом.
Традиционное финансирование направлено на посредника, а не на создателя, и оно предназначено для снижения рисков этого посредника, а не инвестора или учредителя при максимальном повышении доходности посредника. Это в основном работает по принципу Матфея 12:15: «ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». Говоря простым языком, для получения большего количества денег нужны деньги.
Классическое венчурное финансирование на порядок превосходит тех, кто живет за пределами глобальных городов-хабов. Большинство фондов США не будут даже рассматривать финансирование предприятия, не базирующегося в США. Венчурные капиталисты обычно требуют значительную часть капитала в обмен на деньги, поэтому инвесторы, независимо от их доли, в значительной степени влияют на принятие решений учредительной группой, и не всегда во благо.
Первым решением этих проблем были краудфандинговые платформы. ICO только что сделали еще один шаг к сокращению трения в краудфандинге, снижая роль посредничества.
Плохая причина
Получение венчурного финансирования, не говоря уже о достижении IPO, требует от команды отвлекаться от разработки, маркетинга и продвижения продукта. Процедуры соблюдения, законности и должной осмотрительности делают вспомогательную миссию обеспечения средств для проекта отдельной задачей, сложной или даже более сложной, чем запуск самого продукта.
Это не единственная причина побед ICO.
Несмотря на мечты кибер-анархистов, государства в ближайшее время не исчезнут, а правовые нормы для ICO не появляются из воздуха. Фондовые биржи и финансовые рынки регулируются не только для того, чтобы удержать профанов от потерь. Это связано с тем, что большинство афер и атак уже произошло. Рано или поздно, ICO будут регулироваться. И мы скорее должны быть частью решения этой проблемы.
Уродливые причины
В идеальном смарт-контракте «пост-блокчейн», самоуправляемом, криптоанархическом мире, воображаемом технофилами, мы все должны петь «Осанну» в настоящее время, восхваляя человеческий прогресс и изобретательность.
Но мы не были бы людьми, если бы изменяющее жизнь изобретение не использовалось для обмана, аферы и воровства. Криптовалюты и ICO не являются исключением, и, конечно, было, есть и всегда будут мошенники. Традиционное финансирование не обязательно обеспечивает значительно лучшую защиту инвесторов. Даже самая строгая должная осмотрительность не гарантирует защиту от мошенничества. Криптовалютные схемы инвестиций особенно подвержены этому из-за анонимности.
Сегмент ICO все еще находится в зачаточном состоянии, но этот ребенок набирает вес. Детских болезней много. Прежде всего, криптовалюты имеют серьезную проблему репутации. Регуляторы призывают к чрезвычайной предосторожности при инвестировании в ICO. Чтобы завоевать доверие, мы должны начать изнутри и сначала установить его с сообществом.
Даже при отсутствии правительственных постановлений неизбежно возникнет структура саморегулирования ICO. Более того, чтобы избежать чрезмерного регулирования и излишнего вмешательства со стороны правительств, крайне важно, чтобы сообщество продолжало вести себя лучше, чем любой регулирующий орган. Именно туда и движется сектор, иначе он не выживет.
Чего ожидать в 2018 году
В следующем году ICO предложит больше проектов для обслуживания более широкого сообщества, не ограничивая себя развитием блокчейн инфраструктур, оплатой и спекулятивной торговлей. Это будет менее заметно вращаться вокруг чисто финансовых технологий. В 2017 году мы уже видели примеры блокчейн нотариусов, инвестиций в недвижимость на основе блокчейна, программ лояльности, управления логистикой, управления правами интеллектуальной собственности и других приложений реального мира. Мы увидим больше этого в 2018 году.