Погода остается главной темой любыхъ застольныхъ бесѣдъ, свѣтскихъ разговоровъ, и выпусковъ новостей.
Въ самомъ дѣлѣ, погода, похоже, одурѣла. Въ Подмосковьѣ собираютъ грибы, аналогичныя процессы наблюдаются и на 1000 километровъ сѣверо-западнѣе — въ Гродне. Въ Мѣнскѣ вѣшаются владѣльцы мѣстечковыхъ «національныхъ горнолыжныхъ курортовъ», а фуникулеры возятъ въ лыжи обутыхъ энтузіастовъ надъ раскисшей рыжѣй глиной медленно оползающихъ насыпныхъ склоновъ.
Старожилы, как обычно, ничего не помнят. Если что и помнят, то фразу «Раньше такого не было».
А теперь взглянем на происходящее спокойно. Не торопясь откроем анналы, и проверим, что же это за зима такая катит нам сегодня в глаза.
Сначала Пушкин:
Въ тотъ годъ осенняя погода
Стояла долго на дворѣ,
Зимы ждала, ждала природа.
Снѣгъ выпалъ только въ январѣ.
С точки зрения календаря, которым пользовался Пушкин, сейчас на дворе 23 декабря. То есть, никаких явных и ярко выраженных аномалий Пушкин бы в нынешней погоде не увидел.
По данным российских метеорологов-наблюдателей XIX века, в Гродненской губернии (где вчера лисички пошли) начало зимы считалось с 13 декабря (по нашему календарю; все даты будут по нашему действующему календарю). Ну, то есть сейчас мы видим относительно обычную погоду, характерную для начала зимы.
В 50--60-х годах XIX века начало зимы было примерно таким. В декабре выпавший снег иногда тает; средняя температура доходит до +2,5°С; санный путь неустойчив, и исчезает при сильных дождях. В конце декабря — начале января нередко образуются непроходимые вязкие дороги; замёрзшие реки вскрываются. Только во второй половине января, при сильных морозах, достигающих -25°С, устанавливалась в Гродненской губернии настоящая зима и санный путь, как на старинных картинках и литографиях.
Например, в 1862 году мороз с 13 января по 18 января доходил от -25°С до -31°С за городом, и до -29°С непосредственно в самом Гродно. Примерно с 13 февраля устанавливалась погода, сопровождаемая метелями и обильным снегопадом. Снегу выпадало до 17-20 сантиметров толщиной. Зима вообще длилась примерно до 26 марта. Именно тогда начиналось таяние снегов и вскрывались ото льда реки.
В последней трети февраля градусник нередко поднимался выше нуля, зато в марте, после вскрытия рек иногда температура понижалась до -6°С.
Вообще же в Гродненской губернии зима характеризовалась как непостоянная. Сильные оттепели беспрестанно сменялись сильными морозами. Нередко после сильных морозов в январе шли дожди. Неман, даже при сильных морозах, редко где покрывался сплошным льдом. Санный путь в те поры устанавливался не больше чем на 6-8 недель. А бывали зимы, когда санный путь не устанавливался вовсе.
В Минской губернии считалось, что зима начинается 1 ноября и заканчивается 29 марта, а всего зимних дней в губернии насчитывалось 148. То есть примерно столько же, сколько в Петербургской губернии (151).
Минские зимы отличались умеренностью, холодная зима была примерно раз в пять лет. Такой, например, считалась зима 1850 года, когда с середины января до середины февраля мороз держался, в среднем, на уровне -15°С. Самые сильные морозы наблюдались в период, который длился примерно с 19 января по 6 февраля.
Зимы в Минской губернии обычно бывали чрезвычайно снежные, так что дороги не только не становились зимой лучше, а, напротив, проезд становился ещё затруднительнее. От обилия снегопадов в январе и феврале. Даже на почтовых трактах ширина проезда не позволяла использовать тройки почтовые. Лошадей запрягали только попарно. На просёлочных зимних дорогах лошадей в сани запрягали только гуськом. Санный путь устанавливался в двадцатых числах ноября, а на телегах снова начинали ездить ближе к 20 апреля.
Березина в Борисове замерзала 24 ноября, не раньше. А Неман в районе Столбцов замерзал примерно после 11 декабря.
Такие они были, зимы белорусские.