Недавнее 173-е заседание Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), состоявшееся 30 ноября 2017 года в Вене, объявило, что целевой темп добычи останется на уровне 32,5 миллионов баррелей в сутки как минимум до конца 2018 года. Направленное на истощение мировых запасов нефти и восстановление равновесия на рынке, это соглашение является результатом тщательно спланированной стратегии, к которой, помимо ОПЕК во главе с Саудовской Аравией, присоединились независимые производители, и в первую очередь – Россия, согласившиеся продлить сокращение добычи до конца 2018 года.
Последнее 173-е заседание завершилось более широким соглашением, в котором приняли участие 24 страны, контролирующие приблизительно 60 процентов добычи нефти в мире. Они договорились сократить темп добычи нефти на 1,8 миллиона баррелей в день на период до конца 2018 года. Ключевыми факторами достижения поставленных целей являются неукоснительность соблюдения договоренностей и продолжительность действия соглашения о сокращении добычи.
Способность ОПЕК контролировать нефтяной рынок слабеет на фоне меняющейся рыночной динамики, в которой важную роль приобрела американская индустрия сланцевой нефти, достигшая высокого уровня развития. Революционное развитие нетрадиционных видов добычи в США, дополненное геополитическими событиями в нефтедобывающих регионах, включая, прежде всего, соперничество между Саудовской Аравией и Ираном, а также , что не менее важно, высокими темпами добычи в России в 2017 году, изменили глобальный рынок и в значительной степени подорвали традиционную регулирующую роль ОПЕК.
Трудности с достижением соглашения о квотах на добычу в последние несколько лет, привели к отходу от традиционного механизма, действовавшего в ОПЕК, когда было достаточно сокращения добычи только странами-членами картеля. Сегодня становится все более очевидным, что для восстановления баланса мирового рынка требуется более широкая договоренность.
Последнее заседание ОПЕК в полной мере подтверждает сказанное: способность ОПЕК во главе с Саудовской Аравией влиять на мировые цены на нефть явно идет на убыль и вынуждает картель вести переговоры с независимыми производителями о присоединении к соглашению о сокращении темпов добычи. Этот процесс взаимодействия с нефтедобывающими странами, не входящими в состав ОПЕК, начался в конце 2016 года, когда Россия, а также Казахстан, Оман и Бахрейн присоединились к переговорному процессу. Такой расширенный формат, судя по всему, сохранится и в будущем, поскольку этого требуют не только рыночные соображения, но также геополитические факторы и интересы безопасности.
Как это было с предыдущими соглашениями о сокращении добычи, степень соблюдения договоренностей в конечном итоге будет зависеть от Саудовской Аравии, которая уже намекала на готовность пойти еще дальше и сократить добычу более существенно, чем обещала. Участие России, обусловленное политическими переговорами на высшем уровне в начале этого года, а также первым в истории визитом саудовского монарха в Москву в октябре 2017 года – все это придает ОПЕК новое измерение. Цена на нефть осталась на месте после заключения очередной договоренности, что, по всей вероятности, можно объяснить тем фактом, что пролонгация сокращения добычи была ожидаемым событием и рынок уже «учел» его, особенно после визита короля Саудовской Аравии Салмана ибн Абдул-Азиза Аль Сауда в Россию.
Безусловно, успех расширенной договоренности о сокращении добычи будет зависеть от соблюдения своих обязательств всеми странами-участницами, а также от длительности применения квот на добычу. Приверженность соблюдению к соблюдению согласованного целевого показателя, в частности со стороны Саудовской Аравии и России, учитывая потенциал нефтедобычи в обеих странах, знаменует постепенный закат могущества ОПЕК.
Если не принимать во внимание возможность институциональных изменений (а Россия недавно отказалась от вступления в ОПЕК), расширенный формат соглашений можно считать тактически оправданным. И тем не менее, следует подчеркнуть, что такой формат обусловливает новую роль России как незаменимого игрока, от решений которого зависит ситуация на мировом рынке.