Более 3,5 тысяч магазинов закроется в США в ближайшие несколько месяцев из-за того что потребители все чаще предпочитают онлайн-покупки.
У каждой новой эпохи в бизнесе рано или поздно наступает свой переломный момент. Для сферы ритейла таким моментом вполне может стать 2017 год: онлайн-магазины уже давно массово перетягивают на себя клиентов из физических локаций, но в этом году этот процесс достиг пиковой мощности. В США в ближайшие пару месяцев планируют закрыться 3,5 тысячи магазинов, включая отделения таких крупных брендов как JCPenney, Macys, Sears, Abercrombie & Fitch и Guess. Журналисты уже прозвали это явление “апокалипсисом для торговых центров” и охотно коллекционируют фотографии заброшенных моллов по всей Америке.
Аналитики подчеркивают, что этот катастрофический спад в сфере физического ритейла напрашивался уже давно, так как магазинов было слишком много еще в эпоху до интернета, а все больше клиентов сегодня предпочитает делать покупки онлайн. В США апокалипсис для торговых центров настал первым, так как магазинов здесь было больше всего в мире: по статистике на каждого американца приходится около 2 квадратных метра ритейл-пространства. Второе место в этой категории занимает Канада — здесь жителям приходится довольствоваться “лишь” полутора метрами. У третьей страны по объему торговых мест — Австралии — каждому жителю достается вдвое меньше магазинов, чем в США — всего лишь жалкий квадратный метр на человека.
В тоже время в сфере ритейла происходят тектонические изменения в потребительских привычках. Согласно данным исследовательской группы Cushman & Wakefield, посещаемость торговых точек в США с 2010 по 2013 год снизилась на 50%. Параллельно с этим уровень продаж онлайн-магазинов стабильно растет уже много лет подряд. В 2016 году онлайн-продажи достигли нового рекорда и составили 8,1% от всех ритейл-продаж в США. Опрос PwC 2016 года показал, что 54% потребителей уже сегодня совершают покупки онлайн каждый месяц, а 34% ожидают, что мобильный телефон станет главным инструментом для покупок уже в ближайшем будущем.
Магазины в США и сами, похоже, не сомневаются в том, что за мобильными и онлайн продажами будущее, и активно спасаются с тонущего корабля физического ритейла. Некоторые из них, например бренд женской одежды Bebe, который раньше содержал 170 магазинов в США, закрывают все свои отделения, чтобы полностью сконцентрироваться на онлайн-продажах. Более крупные корпорации, например Sears и JCPenney пытаются проактивно сократить свои потери и закрыть неприбыльные локации до того как они нанесли слишком большой урон финансам компании (Sears откажется от 10% магазинов, а JCPenney закроет 14% своих физических представительств). Кто-то и вовсе не пережил апокалипсиса: например, магазин одежды The Limited закрыл все свои 250 точек и не стал пробовать удачи в онлайн-бизнесе.
Для крупных торговых центров уход таких популярных магазинов среди потребителей часто служит началом цепной реакции, которая в результате приводит и к закрытию самих моллов. Потребители начинают меньше ходить в моллы, в которых закрылись магазины крупных брендов, а другим арендаторам это дает шанс отказаться от услуг молла на благоприятных для себя условиях или договориться о новом контракте с новыми скидочными условиями.
Многим торговым центрам в результате приходится и вовсе переквалифицироваться в жилые или офисные помещения. В основном до такой печальной судьбы доходят моллы, которые не блистали по продажам и в более тучные годы, но таких в США по оценке Green Street Advisors около 30%. Аналитики уверены, что большинство из этих магазинов будет вынуждено превратиться в жилые помещения или стать “моллами-призраками” уже в ближайшие несколько месяцев.