Решение Польского сейма об уничтожении 500 монументов и захоронений советских солдат, кощунственно названных в польском законе “символами тоталитаризма”, трудно оценивать безэмоционально. Поэтому столько людей и в России, и в Польше, ощутили себя оскорбленными. Нет сенсации в том, что любому образованному и вменяемому человеку, не важно, поляк он или русский, в данном случае сам факт войны с мёртвыми представляется чудовищно аморальным и антигуманным.
Мёртвые, как известно, сраму не имут. Но вот коллективное вступление депутатов польского сейма в клуб “Божья роса” (происходящий от известной русской пословицы) это, конечно, срам изрядный. Но и глупость впечатляющая. Как если бы Египет принял решение снести пирамиды — ярчайший памятник тоталитаризму и фараонов, и лично товарища Хеопса.
Больше я не стану взывать к человеческим ценностям. Поговорим как юридическое лицо, пришедшее к юридическому лицу.
Вот у нас четыре Маршала Победы — Рокоссовский, Конев, Жуков, Василевский, — все они Кавалеры высшего польского ордена Virtuti Militari первого класса. А в Польше этой степени ордена удостоены только два военачальника — маршал Роля-Жимерский и генерал Сверчевский. То есть юридическая оценка Польшей роли Красной Армии — она вот тут, в этих орденах тоже. Вы же понимаете, что фотография маршала Жукова с высшей наградой Польши на мундире — это такой исторический памятник, который уничтожить нельзя.
Кладбища советских солдат в Польше теперь уже можно пустить под бульдозер. Но от факта признания роли Советского Союза в спасении всего польского народа от физического уничтожения нельзя уйти, замучаетесь бульдозеры закупать.
Юридически никаких претензий в связи с этим новым польским людоедским законом Польше предъявить нельзя, да и не следует этого делать. Я кратко объясню, почему. Это польские памятники. Мы их не привезли с собой в обозе. Все эти памятники советским воинам-освободителям были установлены по решениям польских властей, от местного до центрального уровня. Ну, теперь есть решение их уничтожить. Хотя почти на каждом из этих памятников высечены фамилии и советских солдат, и польских солдат из Войска Польского. Вероятно, по новому закону, память этих польских солдат тоже не пощадят? По закону — положено не щадить.
Или вот есть в Польше такой всемирно известный памятник, как лагерь смерти Освенцим. Там ещё Треблинка есть, и еврейская деревня Едвабне (деревни нет, впрочем, её сожгли поляки, тоже, вероятно, уничтожая историческую память). Кстати, поляки очень болезненно к этому факту относятся. Как-то Обама назвал Освенцим польским лагерем смерти — был большой скандал. Это детали, но вы сейчас поймёте, к чему я клоню.
На одном из зданий Освенцима в граните отлито: “Освобождён Красной Армией”. С указанием наименований фронтов, номеров частей и фамилий командиров. С точки зрения нового польского закона, Освенцим в таком виде — это вопиющий монумент советского тоталитаризма. Вероятно, Освенцим потребуется снести, я пока не готов утверждать обратное.
Ещё пару слов об инициаторах этого людоедского закона. В Польше есть Институт национальной памяти — ИНП (аналогичная структура на Украине — это калька с польского образца). Основное направление работы института — поиск и выявление агентов, виновных в преступлениях сталинизма и нацизма в прошлом. Интересно, что 70% расследованных ИНП случаев – это “коммунистические” преступления, 20% – нацистские и 5% – военные преступления, совершенные украинскими националистами в 1943—1944 годах. ИНП наделён прокурорскими полномочиями.
В начале нынешнего года ИНП опубликовал список персонала Освенцима (8000 личных дел). И вдруг оказалось, что из списков персонала куда-то исчезли все служившие в Освенциме поляки, которые, по свидетельству выживших узников и по показаниям командования лагерей, составляли не менее трети личного состава надзирателей и обслуги. Ну, то есть полное забвение всего и всяческого тоталитаризма на территории Польши. Теперь вы понимаете, какая чудесная и беспристрастная научная экспертиза лежит в обосновании обсуждаемого нами закона.
Ну, и last but not list. Юридический казус состоит в том, что в территориальном и политическом смысле вся современная Польша является памятником советского тоталитаризма. Это ведь товарищ Сталин лично утвердил границы современной Польши. Откажись сейчас Речь Посполитая от тоталитарного росчерка синего карандаша Иосифа нашего Виссарионовича, и сегодняшняя Польша тут же сдуется на одну треть, ко всеобщему удовольствию своих соседей.
Поэтому с памятниками надо поаккуратней. Стоит — не трогай. Время само установит справедливость.