В восьмидесятые годы, когда воды Северной Атлантики в книгах Тома Клэнси вскипали из-за океанских баталий холодной войны, в действительности Запад был обеспокоен проблемами, связанными с Фареро-Исландским рубежом (GIUK).
Чтобы понять причину этого беспокойства, достаточно взглянуть на карту. Фареро-Исландский рубеж – один из самых значимых водных участков в мире. Это ворота, через которые корабли из европейских вод попадают в Атлантический океан. Во время Второй мировой войны немецкие подлодки проходили через этот рубеж, чтобы атаковать американские торговые пути. В холодную войну советским субмаринам также приходилось преодолевать рубеж. В ходе обоих конфликтов Запад приложил огромные усилия, чтобы перекрыть рубеж с помощью противолодочных кораблей, самолётов и даже гидроакустических систем наподобие SOSUS.
Фареро-Исландский рубеж – очень оживлённый участок, по которому проходят торговые и рыболовные суда, ведётся добыча нефти и газа. Но с распадом СССР рубеж превратился в стратегический анахронизм, а большее внимание стали уделять Тихому океану.
Некоторые западные аналитики предупреждают, что самоуверенность России растёт, её подводный флот проходит модернизацию, и рубеж вновь может стать районом активных действий.
Действительно, НАТО обдумывает восстановление Атлантического командования времён холодной войны. Но если отношения НАТО и России перерастут в конфликт, сценарий развития событий не будет похож на Вторую мировую или холодную войну – такое предположение высказал Магнус Норденман в статье для Королевского Объединённого института оборонных исследований Великобритании. Ситуация сложится иначе, так как ни Россия, ни НАТО не обладают и тенью тех возможностей для преодоления или защиты рубежа, которые были у них во время холодной войны.
«Российский флот действительно восстановился, приобрёл новые возможности и способность решать сложные задачи (появились более тихие субмарины и крылатые ракеты для атаки береговых целей), но до уровня СССР по количественным показателям ему очень далеко, — пишет руководитель инициативной группы по Трансатлантической безопасности Центра международной безопасности имени Брента Скоуфорта Магнус Норденман. – С другой стороны, военная политика НАТО и возможности на море значительно изменились, и ограниченность ресурсов и другие приоритеты безопасности – и в Европе, и во всём мире – означают, что альянс не сможет задействовать все возможности, к использованию которых прибегал в период холодной войны».
Это не значит, что Западу в сложившейся ситуации придётся хоть сколько-нибудь проще. Число российских субмарин сократилось, но они стали тише, и теперь способны на большее. «НАТО и США не смогут полагаться на тактику, мероприятия и технологии (пассивный способ обнаружения), которые были разработаны и совершенствовались в период холодной войны», — пишет Норденман.
Наибольшую опасность представляет российский Северный флот. По сравнению с Балтийским и Черноморским флотом «Северный флот обладает большим количеством возможностей и, с учётом географии крайнего Севера и малого присутствия там других сил, для него получение доступа к океанским объектам станет более простой задачей, — пишет Норденман. – Вкратце, крайний Север – это предоставленный России путь меньшего сопротивления, по которому она достигнет Атлантического океана».
К тому же, Фареро-Исландский рубеж уязвим к ударам российских противокорабельных комплексов наземного базирования, а ракеты систем ПВО на Кольском полуострове могут миновать Норвегию и достичь Северной Атлантики, как утверждает Норденман.
Что касается НАТО, многие члены блока сократили число патрульных самолётов береговой авиации в связи с финансовым кризисом 2008 года и из-за того, что НАТО большее внимание начал уделять Балканам и Афганистану. Оставшиеся патрульные самолёты стали использоваться для выполнения таких задач как обнаружение судов с террористами или беженцами. В случае войны деятельность противолодочных самолётов будет осложнять тот факт, что США закрыли авиабазу в исландском Кефлавике в 2016 году, а Великобритания закрыла аэродром Кинлосс в Шотландии.
Ситуация напоминает события 1942—1943 года, когда патрульные самолёты Союзников не смогли обеспечить контроль над Фареро-Исландским рубежом, а подводные лодки успешно вели свою охоту.
Норденман призвал страны-участники НАТО к кооперации, к примеру, к совместному созданию патрульного самолёта береговой авиации. Авиабазы в Исландии необходимо вновь открыть, а патрулирование рубежа должны осуществлять противолодочные дроны.
Перевод для MixedNews — Антон Комаров