Отличная учёба в школе? Это то, чего от своего ребёнка добивается каждый родитель. Мама говорит, что надо прилежно учиться, и у вас все будет хорошо. И очень часто мама права.
Но не всегда.
Карен Арнольд, исследовательница из Бостонского колледжа, изучала 81 отличника средней школы, чтобы понять, что станет с теми, кто выделялся в плане учёбы в будущем. Из 95 процентов тех, кто поступил в колледж, средний балл аттестата составил 3,6, а к 1994 году 60 процентов получили высшее образование. Считалось, что успех в колледже обусловлен успехом в средней школе. Почти 90 процентов сейчас занимаются профессиональной карьерой, 40 процентов занимают должности самого высокого уровня. Они надёжны, последовательны, хорошо подготовлены, и по всем меркам большинство проживают хорошие жизни.
Но сколько из отличников средней школы продолжают менять мир, управлять миром или поражать мир? Ответ ясен: ноль.
Комментируя траектории успеха тех, кого она изучала, Карен Арнольд говорит: «Несмотря на то, что большинство из них являются сильными профессиональными учениками, подавляющее большинство отличников не играет в действительно высшей взрослой лиге». В другом интервью Арнольд заявляет: «Отличники вряд ли в будущем станут визионерами… они обычно оседают в системе, а не меняют её».
Означает ли это что у данных 81 отличников нету шансов подняться на самый верх? Нет. Исследования показывают, что то, что делает учеников успешными в школе, вне её стен также даёт значительные преимущества.
Так почему же успех в средней школе так редко повторяется в реальной жизни? Есть две причины. Во-первых, школы вознаграждают учеников, которые последовательно делают то, что им говорят. Академические оценки соотносятся только с интеллектом (стандартизированные тесты лучше при измерении IQ). Оценки, однако, являются отличным индикатором самодисциплины, добросовестности и способности соблюдать правила.
В интервью Арнольд говорит: «По существу, мы вознаграждаем соответствие и готовность идти в ногу с системой». Многие из отличников признавались, что они были не самыми умными в классе, но всего лишь самыми добросовестными работниками. Другие говорили, что главная задача в стенах учебного заведения – соответствовать запросам преподавателя, а не лучше всех знать материал. Большинство испытуемых в исследовании были классифицированы как «карьеристы»: они видели, что их работа — получение хороших оценок, а не обучение.
Вторая причина заключается в том, что школы поощряют универсализм. Страсти и опыту придаётся небольшое значение. Реальный мир, однако, вознаграждает обратное. Арнольд, говоря об отличниках, говорит: «Они очень хорошо подготовлены, лично и профессионально, но они никогда не имели какой-то области, в которую бы вкладывали всю свою страсть. Обычно это не приносит успеха в школе».
Если вы хотите хорошо учиться в школе, и вы увлечены математикой, вам нужно перестать корпеть только над ней, чтобы иметь возможность получить высшую оценку и по истории. Этот обобщённый подход не приносит пользы. Но в конце концов почти все мы делаем карьеру, в которой один ключевой навык очень востребован, а другие навыки не так важны.
По иронии судьбы, Арнольд обнаружил, что интеллектуальные ученики, которым нравится учиться очень часто испытывают в школе проблемы. У них есть страсти, на которых они хотят сосредоточиться, в которых они больше заинтересованы в достижении мастерства, поэтому они считают структуру школы удушающей. Между тем, отличники очень прагматичны. Они следуют правилам и навыкам для достижения высокой оценки вместо того, чтобы достичь глубоких знаний.
У школы есть чёткие правила. В жизни же часто всё не так. Когда нет чётко обозначенного пути к успеху, академические успехи могут и не помочь. Исследования Шона Ахора в Гарварде показывают, что оценки в колледжах не являются гарантией последующего успеха в жизни. Исследование более семисот американских миллионеров показало, что средний балл диплома в колледже составил 2,9.
Успех в жизни достигается не по правилам; школьные же показатели просто устраняют крайности — и хорошие, и плохие. Хотя это, как правило, хорошо, бывает так, что для будущей карьеры это вредно. Представьте, что вашим автомобилем управляет полицейский, строго едущий со скоростью 55: шансов разбиться гораздо меньше, однако и до рекордов скорости вы не доберётесь.
Оригинал: Time