Самой ближайшей аналогией грустной эпопеи украинского флагмана «Гетман Сагайдачный» является художественный фильм «Водный мир». Там был такой здоровенный ржавый полузатонувший танкер «курильщиков», который приводился в движение вёслами. Гребли этими вёслами различные маргиналы, причём упирались они банально, за сигареты и натуроплату.
Прототип танкера, снятого в фильме, вполне реальный, это двухсоттысячник Exxon Valdez, судно с тяжёлой судьбой (несколько серьёзных аварий) и печальным финалом (списан и разрезан на металлолом).
В известном смысле «Гетман Сагайдачный» — это такой украинский Exxon Valdez. «Сагайдачный» столь же невезучий, и, практически, в настоящее время ходит только на вёслах. И экипаж на нём служит тоже за еду, чего уж там.
При всём при том, флагман великой морской державы Украины реально носит вполне себе достойное имя. Вернее сказать, этот корабль позорит достойное имя реального исторического лица.
Настоящий Петро Сагайдачный был удачливым предводителем черноморских походов запорожского казачества. Славу он снискал себе тем, что называется «каперством». Будучи подданным польского короля, Сагайдачный со своим малым флотом совершил ряд успешных нападений на порты Оттоманской империи в Западном и Южном Причерноморье. Причём все эти молодецкие налёты проходили в условиях, когда поляки и турки между собой не воевали. То есть Сагайдачный занимался «военным предпринимательством», как это формулируют современные историки. Грабил турецкое побережье, проще говоря.
Для того времени это была обычная практика. И все страны, имевшие выход к Черному морю в конце XVI – начале XVII веков, практиковали налёты на соседские морские порты и даже на рыбачьи деревни, делая это и в периоды мирного затишья. Короли, султаны, ханы и мелкие владетели в таком случае просто закрывали глаза. Всё списывалось на самодеятельность частных лиц.
В художественной литературе о подобной практике наилучшим образом пишет Рафаэль Сабатини. И если кто из читателей интересуется дипломатическим и политическим прикрытием каперства, он может открыть «Одиссею капитана Блада» и с пользой скоротать вечер.
Тактическая особенность каперской войны, которая шла в то время на Чёрном море, заключалась в том, что основные боевые действия велись на гребных судах. Это норма для данной эпохи — в это же самое время в битве при Лепанто участвовали более 400 галер.
Так что на черноморском, скажем так, ТВД и турки широко применяли галеры, и флотилии Сагайдачного выходили в море на вёсельных «чайках».
Что такое «чайка»? Это хорошо всем знакомая по картинкам в учебнике истории древнерусская боевая ладья. Да-да, та самая, на которой Вещий Олег приплыл к Цареграду, и прибил свой щит на ворота Второго Рима. Разумеется, со времён Олега ладья-«чайка» прошла модернизацию (ну, прямо как украинский «Гетман Сагайдачный»), получила пушечное вооружение, и повышенную живучесть корабля, как говорят моряки. Но она оставалась всё той же большой вёсельной лодкой, выдолбленной из древесного ствола. Или, как пишут фанаты козачества на украинских сайтах, чайка це безпалубний плоскодонний човен запорізьких козаків XVI—XVII ст. у вигляді величезної видовбаної колоди, по бортах обшитої дошками.
Тем не менее в столкновениях с турецкими галерами «чайки» всегда имели преимущество в маневренности и боевой скорости. И лучше мотивированные экипажи, разумеется. Обратной стороной этого преимущества было полное неумение козаков Сагайдачного вести боевые действия и ходить под парусами. Отсюда высокие потери – 50-70% козацких «чаек» лихого морского гетмана Петро Сагайдачного не возвращались из походов, потопленные парусными боевыми кораблями турецкого флота. Справедливости ради скажу, что задача сохранения личного состава перед Сагайдачным никогда, по большому счёту, не стояла. По законам морского братства, чем меньше вернулось на берег, тем больше доля приза для выживших. Однако, я повторюсь, для своего времени морской гетман был тактиком незаурядных способностей.
Приняв во внимание эту историческую аналогию, вы с лёгкостью поймёте, почему судьба украинского флагмана столь безрадостна. Перефразируя известную шутку, могу сказать: «Не тот корабль назвали Сагайдачным».