Наращивание оперативного темпа использования боевого подводного флота России для уровня ВМФ СССР – это очень позитивный сигнал. Следует, очевидно, напомнить, что на пике своего могущества советские подводные силы контролировали 70% акватории Мирового океана. Разумеется, одним из главных условий осуществления столь эффективного контроля являлось систематическое пребывание кораблей и экипажей в море.
С выходом на общую длительность походов российских подлодок в 3000 суток Россия может с полным правом констатировать восстановление своей стратегической ядерной триады. Почти 30 лет американцы господствовали в морских глубинах, но теперь это время уходит.
Почему это важно? Потому что использование подводной компоненты сил ядерного сдерживания служит наиболее веским аргументом в стратегическом военном планировании. Здесь существует парадокс: атомный ракетоносный флот решает стратегические задачи. Но основой действия подводных морских сил является тактика. То есть осуществление постоянного патрулирования заданных районов.
В теории развертывание в районы боевого предназначения осуществляется скрытно, самостоятельно, на относительно высокой скорости. С занятием боевой позиции лодки ведут патрулирование на скорости 3-5 узлов, на малых (до 60 метров) глубинах, в целях уверенного приема сигналов боевого управления и скрытности. Резкого маневрирования не применяют. В ходе патрулирования экипаж постоянно находится в пятнадцатиминутной готовности к пуску; непосредственно перед началом военных действий назначается немедленная готовность к пуску, но поддержать ее продолжительное время сложно. Стрельба осуществляется в назначенное время, в кратчайший срок, серийно или одиночно, с использованием внешнего целеуказания или самостоятельно[1].
Американцы, кстати, постоянно держат на патрулировании до 75% своих ПЛАРБ. Учитывая, что средний срок их пребывания в патруле составляет 72-90 суток и в год они делают, в общей сложности, свыше 30 патрульных рейсов, можно говорить, что в каждый момент времени до 10 американских атомных подлодок находятся на дежурстве. Причём четыре из них (две в Тихом океане, и две в Атлантике) находятся в состоянии боевой готовности для нанесения ударов по назначенным целям – России и Китаю. Теперь, когда наш подводный флот достиг советского уровня оперативного присутствия на морях и океанах, американцам скучно не будет.
В общем, это такие подводные «кошки-мышки», про которые рассказывал американский писатель Том Клэнси в своём бестселлере времён холодной войны «Охота за «Красным Октябрём». Клэнси, как водится, украсил свою книгу развесистой клюквой, рассказывая о службе и быте советских подводников. Однако тактику подводного патрулирования он изложил вполне себе грамотно. Поэтому желающие могут овладеть искусством подводного кораблевождения не слезая с дивана. Есть ещё и одноименный фильм, что значительно упрощает усвоение материала будущими экспертами.
Если же исключить беллетристику, то парадокс, лежащий в основе применения атомной подводной лодки с ядерным оружием на борту, в том, что она может произвести эффективный прицельный пуск только один раз, залпом. Разумеется, если лодка снаряжена шестнадцатью ракетами, то технически она способна произвести 16 пусков, что называется, «одиночными» (см. выше). Однако первый же одиночный пуск ставит крест на скрытности нахождения ракетоносца. И грозная боевая единица превращается в мишень. А дальше смена позиции, бегство, маневрирование, и в результате дальнейшая боевая эффективность стремится к нулю. Таким образом, основной задачей является скрытый выход на позицию для точной стрельбы, прорыв прикрытия, осуществляемого кораблями, авиацией, спутниками и гидроакустическими системами противника. А это тактика.
Отсюда необходимость постоянного патрулирования морских районов подводными силами ВМФ России. Лодки выходят из своих баз, участвуют в маневрах для отработки совместных действий с другими силами флотов, проверяют системы боевого управления. Просто потому что в момент, когда наступит знаменитое время «Ч», на каждой расчётной стартовой позиции в Мировом океане будет находиться наша субмарина.
[1] Основы тактики подводных лодок
Комментарий телеканалу «Звезда», полная версия