Желание купить списанные военные корабли НАТО является яркой иллюстрацией превращения Украины в страну третьего мира. Помните, совсем недавно мы анализировали крах украинского военного судостроения? Сегодня морское командование и политическое руководство Украины расписываются в этом публично. Во всяком случае, заявление главного украинского флотоводца вице-адмирала Воронченко о покупке списанного минного тральщика в целях улучшения боевых возможностей украинской великой армады говорит именно об этом.
К Воронченке больших претензий нет, он вообще-то танкист, и мыслит категориями широкой украинской степи, которую бороздят подводные лодки. Так что если и может о чём-то идти речь, так об очередном большом воровстве, затеваемом на этот раз одесским наркомвоенмором и его штабом.
Проблема в том, что никакого рынка подержанных авианосцев и линкоров не существует. Любой списанный корабль может быть продан только на основе решения правительства той страны, в составе морских сил которой этот корабль состоял.
И кому, как не Украине этого не знать – ведь именно так в Китай был продан ТАВКР «Варяг», ныне авианосец «Ляонин». Такая вот ирония судьбы: страна, строившая авианосцы, теперь не может себе позволить купить новый минный тральщик. Поэтому, например, на Украине в боевой состав флота официально включены списанные американские надувные лодки с жёстким корпусом, полученные в качестве гумпомощи. Очевидно, что в таких условиях просто обязана была родиться идея пополнить армаду ещё и списанными кораблями НАТО.
Она укладывается в концепцию, которую планомерно осуществляют Порошенко и его военное окружение. Украинский флот должен быть преобразован во флотилию. Флотилия перейдёт в оперативное подчинение Генеральному штабу ВСУ и будет использоваться для оптимизации системы береговой обороны Украины по линии Дунай (Измаил) – Одесса – Очаков – Скадовск — Бердянск. То есть займётся тем, чем ей и положено – малым каботажем.
Разумеется, все необходимые слова в защиту проекта по покупке списанных натовских шаланд были сказаны. В бюджете Украины заложены средства не на строительство нового флота, а на модернизацию. Она, я цитирую, «сегодня является более уместной и эффективной, чем строительство новых судов».
Ирония судьбы в том, что Украина больше не является транзитным государством ровно с того момента, как она закрыла российскую границу. Это привело к тому, что перевалка транзитных грузов в портах Украины катастрофически упала: с 9 миллионов тонн в 2015 году до 475 тысяч тонн в январе текущего года. Сейчас транспортная сеть Украины работает по колониальной схеме Африки. Сырьё, полезные ископаемые, древесина, продовольствие доставляются из глубины страны на побережье, где идёт их погрузка на суда под иностранными флагами. Украинское Черноморское морское пароходство, в котором на момент суверенизации Украины насчитывалось 400 современных морских судов, сегодня не имеет ни одного вымпела, объявлено банкротом и на днях будет продано с публичных торгов.
То есть некого охранять. Нет украинского судоходства, как такового. Разумеется, есть в Одессе флагманская фелюга, на которой адмирал-танкист совершает обход «Гетмана Сагайдачного». Но в остальное время личный состав ВМС Украины занят ловом кефали и бычков, которыми бравые боцмана и баталёры торгуют на Привозе, чтобы хоть как-то остановить повальное бегство матросов, старшин, мичманов и офицеров. В этой ситуации военно-морским силам Украины следует пополнять плавсостав не тральщиками, а хотя бы одним малым рыболовным траулером и парочкой крепких сейнеров. И тогда её военный флот, как не требующий у казны ассигновок, заслужит право быть отмеченным яркими жёлто-голубыми буквами в книге украинской военно-морской славы.