Вашингтон, 2009 год. Историку Дэвиду Кайзеру, будущему преподавателю военно-морского колледжа в Ньюпорте, Род-Айленд, позвонил некто по имени Стив Бэннон. Бэннон хотел взять у Кайзера интервью для документального фильма, основанного на трудах создателей теории поколений Уильяма Штрауса и Нила Хоува. Кайзер, эксперт по Штраусу и Хоуву, понятия не имел, кто такой этот Бэннон, но согласился включиться в дело. Он отправился в вашингтонскую штаб-квартиру группы консервативных активистов «Объединенные граждане», где и было назначено интервью.
Кайзер был поражен, насколько хорошо Бэннон был знаком с идеями Штрауса и Хоува, утверждавших, что в истории США просматривается четырехчастный поколенческий цикл, в котором каждый из четырех этапов открывается кризисом и завершается выходом из кризиса. Теория, исследующая эти кризисы, получила общее название «Четвертое превращение» — и Бэннон считал, что США столкнулись с этим Четвертым превращением 18 сентября 2008 года, когда Хэнк Полсон и Бен Бернанке поднялись на Капитолийский холм и выступили с предложением просить финансовую помощь Всемирного банка.
«Он был хорошо знаком с этой теорией, — говорил Кайзер. — И беседа со мной явно доставляла ему удовольствие».
В ходе интервью Бэннон разными путями подводил Кайзера к одной и той же теме. Кайзер вспоминает: «Он говорил о войнах Четвертого превращения: у нас была американская революция, у нас была Гражданская война, затем Вторая мировая; и каждая очередная война была разрушительнее прежней. Очевидно, он предполагал, что Четвертое превращение тоже чревато войной не меньших масштабов. Помнится, он прилагал все усилия, чтобы я озвучил эту идею в своем интервью».
Кайзер не верил в неизбежность глобальной войны, поэтому перечил Бэннону. Но вся полемическая линия интервью не вошла в документальный фильм, вышедший в 2010 году под названием «Поколение Ноль» (Generation Zero).
Бэннона, который сегодня обосновался в Западном крыле Белого дома и стал ближайшим советником президента Дональда Трампа, теперь чтут за его ведущего идеолога. Но в своих интервью, речах и статьях — особенно в отсылках к Штраусу и Хоуву — он предстает в первую очередь носителем апокалипсического мировоззрения.
В прошлом месяце Бэннон в интервью «Вашингтон пост» сказал: «Сегодня мы стали свидетелями зарождения нового политического порядка».
Штраус умер в 2007 году, а Хоув отказывается давать интервью. Но их книги говорят сами за себя. В первой книге «Поколения», опубликованной в 1991 году, насаждается идея, что история проходит повторяющиеся предсказуемые четырехчастные циклы — и сегодня история США переживает последний этап последнего цикла. (В «Поколениях» Штраус и Хоув, пожалуй, первыми использовали термин «миллениалы» для характеристики сегодняшней молодежи.)
Теория Штрауса и Хоува основана на ряде поколенческих архетипов: художники, пророки, кочевники и герои — и все они выглядят так, как будто сошли со страниц фантастического романа-антиутопии для подростков. Согласно вычислениям Штрауса и Хоува, каждый полный четырехчастный цикл, или saeculum, длится от 80 до 100 лет. В книге «Четвертое превращение», вышедшей в 1997 году, авторы уделяют основное внимание заключительной, апокалиптической части цикла.
Согласно Штраусу и Хоуву, в разгар кризиса Четвертого превращения внезапно явится лидер, представитель старшего поколения, способный повести за собой нацию и тех, кого они называют поколением «Героев» (в данном случае, поколение миллениалов), к «новому порядку». Этот человек выступает как «Седой заступник». Такого человека должны привести к власти выборы или другое событие — возможно, война, — и он будет у власти на протяжении всего кризисного периода.
«Победители теперь будут иметь право проводить более решительную, менее осторожную политику, о которой они давно мечтали и относительно которой противники строили мрачные прогнозы, — писали Штраус и Хоув в “Четвертом превращении”. — Этот новый режим будет удерживать свою власть (enthrone itself) на всем протяжении кризисного периода. Независимо от его идеологической составляющей, новое руководство будет утверждать свою публичную власть, требуя полной отдачи граждан — их жертвенности. Там, где раньше лидеры сдерживали давление власти на общество, теперь этот “прессинг” сосредоточит в себе все способное неотступно приковывать внимание нации».
Как отметил Шон Виленц, профессор американской истории Принстонского университета, ученые то и дело создают какие-то циклические исторические модели. Но данная идея не встретила понимания у историков и политических деятелей.
«Это всего лишь фантазия, вымысел, подделка, — говорил Виленц о циклических исторических моделях. — Пустышки! За этим вымыслом не стоит ничего, кроме воображения».
Майкл Линд, историк и один из основателей либерального интеллектуального центра New America Foundation, назвал работу Штрауса и Хоува «лженаучной» и сказал, что их «прогнозы по поводу американского будущего оказываются столь же расплывчаты, как предсказания внутри печенек».
Но Бэннон принял их на ура.
«Настал четвертый великий Кризис в американской истории, — громогласно заявил Бэннон в своей речи для консервативной некоммерческой организации Liberty Restoration Foundation в 2011 году. — У нас была революция. У нас была Гражданская война. У нас была Великая депрессия и Вторая мировая война. Сегодня мы стоим на пороге Четвертого превращения в американской истории, которое обязано изменить нас».
Глобальные кризисы «случаются примерно каждые 80–100 лет», — поведал Бэннон в том же году на конференции, организованной республиканской женской организацией GoPink Project. «И следующий Кризис должен произойти в течение ближайших 10 или 20 лет, и мы либо сохраним страну, унаследованную от предков, либо после катастрофы можно будет строить только нечто целиком и полностью иное».
«Иудео-христианский Запад находится в состоянии распада, — продолжал он. — Он на пороге взрыва. Этот взрыв начинается уже на наших глазах. И ударная волна от него будет колоссальной».
Бэннон предупредил всех, что грядет война. Более того, на самом деле она уже развязана.
«Идет экспансия ислама и экспансия Китая, — отметил он, выступая на радио в 2016 году. — И тот и другой мотивированы. Они высокомерны. Они наступают. И они считают, что иудео-христианский Запад доживает последние дни».
«Мы уже ведем свою столетнюю войну — против радикального ислама», — заявлял он в радиовыступлении уже в 2011 году.
«Мы же готовы начать войну в Южно-Китайском море в ближайшие пять — десять лет, не так ли?» — спросил Бэннон во время интервью с биографом Рейгана Ли Эдвардсом в 2016 году.
«Мы уже в состоянии войны против джихадистского исламского фашизма, — высказывался он в Ватикане в 2014 году. — И я думаю, что метастазы этой войны распространяются настолько быстро, что правительство не успевает на них реагировать».
В 2015 году Бэннон поведал радиослушателям, как он пришел в Breitbart — ультраправый новостной сайт, где стал главным редактором. «Это война, — говорил он. — Война! Мы каждодневно признаем: Америка в состоянии войны, Америка в состоянии войны. Мы в состоянии войны!»
Чтобы противостоять угрозе, утверждал Бэннон, иудео-христианский Запад обязан сопротивляться, — а иначе он проиграет, как это было в 1453 году, когда Константинополь был захвачен османами. В 2016 году он также объявил ислам «религией подчинения» — в пику заявлению президента Джорджа Буша-младшего, который после терактов 11 сентября 2001 года назвал ислам религией мира. В 2007 году Бэннон написал сценарий для документального фильма, где роль пятой колонны играли мусульманские общины, СМИ, еврейские организации и государственные учреждения, целью которых является свержение правительства и установление исламских порядков.
В июле 2016 года Бэннон предупреждал: «Очевидно, что здесь, в Соединенных Штатах, орудует пятая колонна». «Это гниль, которая проникла в самое сердце иудео-христианского Запада», — говорил он в ноябре 2015 года. «Секуляризм подрывает силы иудео-христианского Запада, борющегося за свои идеалы», — заявлял он на конференции в Ватикане. Мало того, он настаивал, что «вашингтонская аристократия» и средства массовой информации объединились с исламским миром и экспансионистским Китаем с целью подорвать господство иудео-христианской Америки.
Штраус и Хоув также делают экзистенциальный конфликт своим основным прогнозом. Они утверждают, что есть четыре возможных финала Четвертого превращения, и три из них связаны с тем или другим мощным коллапсом. Америка может «возродиться», и мы проживем еще 80–100 лет, пока очередной цикл снова не войдет в стадию кризиса. Но современный мир — эпоха западной истории, которую Штраус и Хоув отсчитывают с XV века, — может завершиться. Мы можем «присягать на верность современности, но пожертвовать нашей нацией». Или же вовсе встать лицом к лицу с концом человека (the end of man), уничтоженного в глобальной войне, приведшей к «неотвратимому для всех самоубийственному Армагеддону».
И вот теперь человек, верящий во все эти мутные и необоснованные прогнозы, восседает в Белом доме по правую руку от президента.
В 2010 году Бэннон предупреждал: «Нам предстоит пережить мрачные времена, прежде чем Америка вновь будет радоваться светлой голубизне неба. Нам придется идти на всесокрушающую боль. И всякий, кто разглагольствует, будто ее следует миновать, обмишуривает вас, как идиота».
«Движение вперед начато, — констатировал он в ноябре 2016 года, — и это главное, что случится в первом тайме».
Источник: The Huffington Post