Беларусь вступает в ВТО уже почти четверть века. Первые робкие попытки начались ещё в 1993 году. С тех пор тема белорусского членства в ВТО развивается по синусоиде.
Это связано с рядом особенностей белорусской экономики.
Конкретно – с очень высоким уровнем государственных дотаций деревне, и с очень высоким уровнем белорусских национальных заградительных таможенных тарифов.
Правила ВТО требуют ликвидации этих внеэкономических средств поддержки экономики и полного открытия внутреннего рынка для передвижения капитала и товаров.
Время от времени белорусские чиновники объявляют о скором вступлении Беларуси в ВТО. Последний раз обещали, что в 2015 году Беларусь примут. Но тогда не приняли, процесс вступления был отложен. Кроме того, до последнего времени крупнейшие западные страны были против присоединения Беларуси к ВТО, главным образом, по политическим мотивам. Поэтому всё было просто: экономика Беларуси одной из западных стран официально признавалась нерыночной, и это просто блокировало все дальнейшие переговоры.
Сам Лукашенко не слишком форсирует вступление в ВТО, поскольку осознаёт риски, связанные с процессом дальнейшего открытия неконкурентной белорусской экономики. Поэтому он постоянно говорит о сопоставлении плюсов и минусов для Беларуси от этого шага. Обычно это происходит, когда переговорный процесс Беларусь-ВТО стопорится. Не так уж давно белорусский президент высказал свои опасения предельно конкретно.
«Я честно вам скажу, мы не торопимся вступить в ВТО. Я думаю, что нам надо, и мы этим занимаемся, сильно проанализировать ситуацию. Может быть, неучастие Белоруссии в ВТО принесет пользу большую, чем вступление в ВТО», — заявил Лукашенко в Сочи 18 сентября 2015 года.
Сейчас ситуация достаточно благоприятная, антибелорусские торговые и политические санкции хоть и не сняты окончательно, но приостановлены. Кроме того в поддержку Беларуси выступают влиятельные страны-члены ВТО, среди которых Россия и Турция.
Как это ни парадоксально звучит, но процесс вступления Беларуси в ВТО был бы сегодня очень сильно затруднён, не будь Беларусь участницей ЕАЭС. А сейчас ситуация выглядит следующим образом: Армения – член ВТО, Казахстан – член ВТО, Россия – член ВТО, Киргизия вообще самой первой из советских республик вступила в ВТО, даже раньше прибалтов.
И вот когда готовился Таможенный Кодекс ЕАЭС, он разрабатывался исключительно по стандартам ВТО, на этом настояла, прежде всего, Россия. Торговые и таможенные правила ВТО действуют в ЕАЭС именно как имплементированная часть Таможенного кодекса ЕАЭС. И это было решающим фактором для принятия в ВТО, например, Казахстана, в 2015 году. Беларусь, как известно, Таможенный кодекс не подписала, то есть она, de facto, пока не готова применять в своей экономической и внешнеторговой политике основополагающие принципы ВТО. Будем надеяться, что белорусы на переговорах, которые в понедельник начнутся в Женеве, всё же правильно поймут приоритеты и условия ВТО. Тогда это сулит отличные перспективы и всему ЕАЭС в целом, как региональному союзу стран-участниц, разделяющих правила и принципы Всемирной торговой организации.
Комментарий НСН, полная версия