Лукашенко разрешил белорусскому спецназу
участвовать в КТО в России
(из газет)
НСН: В чём необходимость для России привлекать белорусский спецназ для обеспечения КТО?
В Указе Лукашенко речь идёт о взаимном применении спецназа – и на территории России, и на территории Беларуси. То есть российский спецназ сможет действовать в Беларуси, и белорусский – в России. Это следует из первого же пункта Указа, я цитирую:
1. Одобрить прилагаемый проект Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об участии подразделений специального назначения в контртеррористических операциях, проводимых на территории Республики Беларусь или Российской Федерации, в качестве основы для проведения переговоров.
В самой первой аппроксимации необходимость здесь в специфике работы спецназа – кто ближе находится к возникшему очагу террористической угрозы – тот первым и действует. Бывает, надо зайти на чужую территорию без проволочек. Полагаю, Соглашение даст такую возможность. Ну и ещё некоторые возможности, официально не опубликованные, но присутствующие в тексте документа. Почему бы белорусскому спецназу не попробовать себя, скажем, в одном из регионов ЮФО? В Крыму, например? А русскому спецназу не посидеть где-нибудь в корчме на литовской границе?
НСН: Насколько это регулируется документами ОДКБ?
Это является прямым развитием Соглашения о коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности. В рамках этого соглашения Беларусь предоставляет в состав КСОР силы численностью около 5000 человек. Белорусский спецназ КГБ «Альфа» является весомой компонентой белорусского контингента КСОР. Напомню, что ранее (в 2000 году) было подписано Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности. Статья 2 этого Соглашения прямо указывает:
«Стороны в порядке, установленном национальным законодательством, могут направлять на территории государств — участников настоящего Соглашения по их просьбе и по согласованию с ними свои воинские формирования для совместного отражения внешней военной агрессии, проведения совместных контртеррористических операций или командно-штабных и войсковых учений».
При этом решение о вводе, задачах, составе, численности воинских формирований, местах их дислокации, а также времени их пребывания на территории Стороны, куда они направлены, принимается главами государств Сторон в рамках двусторонних соглашений. Указ Лукашенко фиксирует эти положения.
НСН: Насколько богат опыт участия в КТО у белорусского спецназа?
Белорусские подразделения и части специального назначения, к которым относится и «Альфа» белорусского КГБ – это одни из самых подготовленных и высокомотивированных спецвойск среди стран СНГ и бывшего советского блока. Они много и напряжённо тренируются, в том числе за пределами Беларуси. Но боевого опыта участия в КТО они не имеют. Хотя опыт своих российских боевых товарищей из российского спецназа перенимают очень скрупулёзно и тщательно. Я полагаю, что в случае чего, белорусскому спецназу не придётся долго в курс дела входить.
НСН: Нет опасности, что вопрос затянется ещё на долгое время?
Этот вопрос зависит только от того, какие сроки установили для заключения данного соглашения Путин и Лукашенко. Если эти сроки и цели сторон совпадут, я не вижу причин для проволочек.
НСН: Минску такое соглашение выгодно?
Да, безусловно. Беларусь давно интересует возможность проверить потенциал и выучку своих военных специалистов.
Возможность на юридически корректных основаниях осуществлять проекции силы – для небольшой страны с хорошими военными традициями это дорогого стоит. Конечно, будут голоса против, но вряд ли Лукашенко снова захочет оказаться в ситуации, когда Путин увидит, как его белорусский vis-a-vis опять уступает давлению антироссийских сил в Беларуси. Но вот оглядываться на своих западных партнёров Беларуси всё-таки придётся. Во всяком случае, зондировать реакцию Запада Минск станет обязательно, в первую очередь реакцию поляков и прибалтов.