X

Анчурийский флот, или Как Украина судостроение утопила

Для понимания того, как Украина уничтожила полученное в наследство от СССР кораблестроение, не надо никаких специальных знаний, вроде знания теории непотопляемости академика А.Н.Крылова.

Достаточно открыть книжку американского писателя О’Генри «Короли и капуста». В этой книжке про современное украинское кораблестроение всё было написано ещё сто лет назад: «В конституции этой маленькой приморской банановой республики была полузабытая статья, которая предусматривала создание военного флота. Эта статья вместе со многими другими, более мудрыми, лежала без всякого движения с первого дня основания республики».

Оп-па, и, собственно, дальше можно и не продолжать, но читатель ждёт уж рифмы «жопа» — на, вот возьми её скорей.

Ирония судьбы в том, что судостроительный кластер в Николаеве создавался в рамках развития Новороссии, после того, как Российская Империя утвердилась в Северном Причерноморье, в Крыму, и Восточном Причерноморье. То есть это был изначально русский имперский проект. Естественно, что осилить его могла только империя. Во времена СССР кластер бурно развивался.

Объективно говоря, суверенная Украина в виде николаевского судостроительного кластера получила огромный военно-промышленный гандикап. Даже сейчас в мире нет ничего подобного, и сравниться с николаевскими судзаводами периода СССР может только гигантская южнокорейская верфь Hyundai Heavy Industries Ulsan Shipyard.

В общем, свалившееся на Украину судостроительное счастье включало 11 современных судостроительных заводов мирового класса с мощнейшими основ­ными фондами и оборудованием международного уровня, и эти предприятия обеспечивали строительство новейших судов всех типов.

Как Украина этим воспользовалась? Да никак. Разворовали, что-то порезали и продали на металлолом, что-то просто бросили ржаветь и гнить. Корабелы разбежались, КБ закрылись...

В ходе олигархического «дербана» Украины начали хаотично и стремительно меняться владельцы судостроительных заводов. Иностранные инвесторы ударились в бегство. Украинские силовики вынуждали их продавать свои доли в николаевских верфях, либо отказываться от их приобретения. Так, голландская фирма Damen Shipyards, которая успешно работала на николаевском заводе «Океан», продала акции норвежской Aker Yards, а та – компании Wodan Shipyards, которая обанкротилась и была продана за 40 миллионов евро фирме Nordic Yards. Николаевский Черноморский судостроительный завод, бриллиант в короне советского кораблестроения, выпускавший почти все виды военных кораблей, был доведен до банкротства.

Современная схема коммерческого судостроения следующая: заказчик авансом платит 20% стоимости судна/корабля судостроителю. Остальные 80% — это банковский кредит. Для судостроения, являющегося бизнесом длительных производственных циклов, наличие дешевого финансового ресурса является критическим элементом. Этот ресурс и раньше был не дешевым, но сегодня на Украине его просто нет. Банки, и не только украинские, вообще вычеркнули украинское судостроение из кредитной повестки. Николаевскому судостроительному кластеру и без всяких санкций закрыт доступ к дешевому западному капиталу. Причина банальна – незатихающая гражданская война на Украине и фантастические масштабы коррупции в стране.

Растаскивание остатков николаевских заводов при Порошенке возобновилось в многократном масштабе. Например, в сентябре текущего года к рейдерским захватам, как это принято на Украине, подключилась местная генпрокуратура, которая провела на заводе «Океан» 23(!) обыска и не поддающееся учёту количество арестов. Вы представляете, на каком уровне принималось решение, если для операции на этом многострадальном умирающем судзаводе привлекли более двухсот сотрудников прокуратуры и СБУ? И это самый свежий пример, а сколько там было разборок раньше – это вам в Николаеве каждый житель расскажет.

В итоге, имея на момент провозглашения независимости 15% мировых мощностей судостроения, Украина сейчас производит 0,5% мировой продукции этой отрасли. Кстати, на Николаевском судостроительном заводе, где создавали ударные авианосцы, недавно освоили выпуск печки-«буржуйки» для ВС Украины.

Особенность Николаевского судостроительного кластера в том, что на этих заводах не строят суда и военные корабли под ключ. Там просто собирают корпуса. Оснастка, двигатели, навигационное оборудование, вооружение – всё это надо дооборудовать после спуска корпуса на воду. Сама Украина производить всю эту номенклатуру оборудования не в состоянии.

Как это работает, точнее не работает, я вам поясню на примере строительства украинского корвета «Володимир Великий».

Этот корвет Украина строит с 2005 года. Реальная закладка корабля была осуществлена при Януковиче, он тогда лично участвовал в церемонии. Стоимость украинского корвета 250 миллионов евро. Уже сейчас на постройку ушло почти полмиллиарда, но корабль, по заявлению командования украинских ВМС, готов лишь на 43%. Я могу напомнить, что американский линкор класса «Айова» стоил 100 миллионов долларов.

Отдельная история – вооружение этого корвета, но это я оставляю для анализа военным экспертам. А в целом, история судостроения независимой Украины ближайшим аналогом имеет известный анекдот про дурака и стеклянный хуй. Но Николаевские заводы жалко.

Комментарий телеканалу «Звезда», полная версия