X

Атлант споткнулся

Пока неясно, какой ущерб причинит — или не причинит — избранный президент Трамп экономике США, обществу и международным отношениям.

Самооценка либералов-интернационалистов, по сути, остаётся неприкосновенной, несмотря на неуклюжесть объяснений авторитарным националистическим режимам, которым они десятилетиями читали нотации о моральных, политических и экономических недостатках, почему сами США избрали авторитарного интернационалиста.

Байка о том, как Трамп, набравший почти на 2 миллиона голосов меньше, чем его соперница от Партии демократов Клинтон, победил благодаря только лишь причуде коллегии выборщиков и идиотизму 57 миллионов разочаровавшихся избирателей, быстро привлекла и будет утешать, и воодушевлять либерал-интернационалистов до следующих выборов.

Однако есть кое-что, нанёсшее быстрый и неожиданный удар по самой мысли о том, что США были надёжной опорой либерального международного порядка и не просто практиковали и продвигали нормативы глобализации, но ещё и определяли, пропагандировали и укрепляли их.

Теперь американский Атлант захромал, встревожив мир потрясающей невнимательностью и фактически отсутствием правоспособности. Си Цзиньпин предложил взять на себя как минимум часть экономического бремени. Готов ли к этому Китай?

Поскольку Трамп объявил о выходе США из Транс-Тихоокеанского Партнёрства как части своей программы на первые 100 дней — одно из немногих обещаний, которое он с лёгкостью может выполнить — США отказались от положения лидера азиатско-тихоокеанского торгового блока, исключавшего Китай и позиционировавшего США и Японию как предпочтительные центры региональных инвестиций и торговли.

Большие амбиции ТТП — и надежды воспротивиться региональному курсу на экономическую интеграцию с Китайской Народной Республикой — мне казались несостоятельными. Даже пока ТТП ещё пыхтело, азиатские страны уже вели обсуждения по финансируемому Китаем  ВРЭП (Всеобъемлющему региональному экономическому партнёрству), равно как и по ТТП, чтобы иметь опору и там, и там.

Возможно, неразбериха двусторонних соглашений или «упрощённое ТТП» схожим образом мыслящих азиатских стран, возглавляемых Японией, накопит осязаемые экономические выгоды, которые ТТП обещало обезопасить. Но помимо экономики США платят крупную геополитическую цену, поскольку в трамповской Америке Азия отходит на вторые роли.

КНР с радостью воспользуется сокращением американским «режимом экономии», чтобы представить себя не только магнитом азиатской экономической интеграции — весьма убедительное заявление — но и лидеров и защитником глобального порядка свободной торговли от протекционизма, что существенно труднее подать, если учесть введённые КНР ограничения на движение капитала и инвестиции, одержимость собственным развитием и защитой национальных рекордсменов, а также действующую избирательно и несовершенную юридическую систему.

Заявление КНР о воплощении в жизнь идеалов глобализации столь же сомнительны, как и затухающие уже заявления США относительно их ведущих позиций в азиатском экономическом укладе. Небезосновательно можно полагать, что некоторые ошибочные китайские шаги позволят собеседникам Китая ответить на переоценку китайцами самих себя — и, возможно, позволят либерал-интернационалистам США добиться кое-какого реванша.

Неожиданные потрясения имеют тенденцию вызывать широкие и интересные отклики, один из которых был представлен в интервью радиостанции «Голос Америки» с экономистом Полом Кругманом, громогласным сторонником Клинтон и лидером либерального интернационализма. Его озлобленность итогами американских выборов и отречение от азиатской программы нашли отражение в несколько мрачных размышлениях, связанных с Китаем.

Согласно «Голосу Америки»:

«Многие аналитики утверждают, а сторонники прав человека и демократии надеются, что экономический спад в Китае может привести к социальным и политическим изменениям, которые выльются в смену режима — даже если смена режима будет устроена нынешним правительством или членами нынешнего правительства. Кругман сказал, что по его мнению, возможны различные результаты, в том числе и то, что правительство в Пекине снова будет прибегать к насильственным мерам, стремясь сокрушить протесты и недовольство».

По-видимому, тут в основном не что иное, как Шамбоизм версии 2.0. Дэвид Шамбо, довольно влиятельный в пределах Кольцевой и американском медиа-пространстве специалист по современному Китаю, изначально полагал, что экономическое развитие в КНР приведёт к власти более либеральное, дружественнее настроенное к США правительство — так называемого «ответственного акционера». Когда эти ожидания не сбылись, он пришёл к выводу, что режим КНР из-за нелиберального и авторитарного характера, обречён рухнуть. Более того, коллапс — «раскол» по словам Шамбо — был неминуем.

Я подозреваю, что выкладки Шамбо стали основой американской политики в отношении Китая в эру «разворота» и сформировали позицию — и в национальной политике США, и в работе с азиатскими союзниками — что Китай рухнет, и с грохотом. Следовательно, главная миссия — насколько это возможно изолировать Китай экономически и в военном отношении  и организовать параллельную торговые, финансовые структуры и системы безопасности, способные ограничить ущерб от коллапса Китая и обеспечить пространство, где наказанный и покорный Китай реабилитировал бы себя в качестве нового покладистого члена «либерального международного порядка».

То, что «защитники прав человека и демократии», многие из которых обладают тесными и благожелательными отношениями с США (кстати, и «Голос Америки») ввели сценарий «коллапса КНР» в свою стратегию, возможно, стало ещё одним показателем влиятельности этой теории в политике США по отношению к Китаю.

Теперь, по иронии судьбы,  именно американский азиатский порядок, а не китайский, рушится с грохотом.

Related Post

Или, как выразился тибетский правозащитник Вузер:

«Трамп символизирует коллапс цивилизации».

Совсем недавно Кругман месяцами с радостью ставил на коллапс Китая, оптимистично полагая, что последствия «экономических преступлений» Китайской Коммунистической Партии отразятся главным образом на самом Китае, а не на мировой экономике.

По сегодняшней версии Кругмана КНР обрушится по варианту Шамбо, но при Трампе Америка не собирается склеивать разбитую чашку, т. е. координировать глобальный отклик, чтобы смягчить воздействие от проседания китайского спроса, вот его интервью «Голосу Америки»:

«Кругман утверждает, что его тревожит не экономический рост Китая и его доминирование в мировой экономике. Скорее, его тревожит вероятность приближающегося спада деловой активности в Китае и огромного влияния этого спада на глобальную экономику.

Крупнейшая проблема, говорит он, в том, что Китай будет делать в случае экономического коллапса, и какие проблемы это поставит перед остальным миром.

В ответ на вопрос, окажет ли международное сообщество помощь Китаю на манер запущенной правительством США программы помощи банкам в разгар финансового кризиса 2007—2008 годов, Кругман покачал головой:

«Нет, даже при всём желании в мире, Китай просто слишком велик — не слишком велик, чтобы рухнуть, а слишком велик, чтобы его спасти».

И тут же добавил:

«А кто будет это делать? Администрация Трампа в Америке? Евросоюз, который занят тем самим собой и разрывается на части? Нет, не будет никакого глобальной программы срочной финансовой помощи»

Иными словами, всё бы замечательно сработало, если бы не эти проклятые националисты.

Возможно, стоило бы упомянуть масштабную государственную программу стимулирования экономики, в которую КНР вкачивает горы денег, — отнюдь не в ликующих банкиров как правительство США, — и вероятно, именно она удержала мир от рецессии в 2008-м.

Есть у меня такое ощущение, что в мире Кругмана китайский/мировой экономический кризис, хотя и плох, знаете ли, для Китая и всего мира, но мог бы иметь целебный результат пробуждения масс и осознания ошибочности их методов, и помочь либеральным интернационалистам вновь оказаться на коне.

Надо оговориться, что КНР сегодня экономически не в лучшем положении, учитывая взрывной рост корпоративных долгов и денежной массы и спад возвратов по кредитам, поскольку КНР пытается остаться на плаву до тех пор, пока глобальная экономика не  восстановится и внутренние реформы местного управления и администрирования принадлежащими государству предприятиями каким-то образом не закрепятся. Если процентные ставки в США будут подняты, поток капитала, предположительно, начнёт просачиваться, оставляя неприятный вариант либо влезать в войны в иностранной валюте ради защиты юаня, либо позволить плавающий курс и подорвать заявления КНР о наличии сильной стабильной валюты, готовой к выходу на международную арену.

Си Цзиньпин может надеяться лишь на то, что Пол Кругман в отношении Китая ошибается так же, как ошибся и относительно американских выборов — т. е. феерично — и что КНР сумеет найти резервы политической, организационной и экономической устойчивости, столь же не отражённые в статистике, как и электоральная мощь Трампа внутри Соединённых Штатов.

Атлант споткнулся

Связанные записи