X

Дональд Трамп как воплощённый и персонифицированный эквивалент брексита

Выборы в США послезавтра, и можно наблюдать, как понемногу сворачиваются местные аналитики, доказывавшие необратимость победы Трампа.

Бойкие русские политические чирлидерши обоего полу, без устали размахивавшие символикой Трампа, тихо сваливают с ристалища. Это и понятно — никто не хочет обосраться с прогнозом.

Тем не менее я продолжаю делать ставку на Дональда Трампа. Это иррациональное, интуитивное решение. В общем, оно совпадает с решением той части американских избирателей, которые намерены идти до конца в своём намерении помочь вашингтонским политическим боссам поскользнуться на банановой кожуре.

Кратко говоря, я ставлю не на тех, кто за Трампа, а на тех, кто против американского федерального правительства и всего, что оно представляет с точки зрения простых американцев.

Можно видеть, что обе стороны крайне устали от гонки, как устали и сами избиратели. И это сильно повлияло на рост количества тех, кто до последнего дня не определился, голосовать ла за Клинтон или за Трампа.

То есть по всем показателям фиксируется серьезный отток сторонников у Хиллари. Но примкнут ли эти избиратели к сторонникам Дональда? Этот вопрос остаётся пока без ответа. Во всяком случае, прямого перетока голосов от демократов к республиканцам не заметно. Это больше похоже на классическое «чума на оба ваши дома». Во всяком случае, опросы в спорных штатах указывают именно на рост этой тенденции.

Есть и ещё некоторые факторы, подтверждающие, что с Трампом не всё решено окончательно. После того, как ФБР объявило о возобновлении «почтового дела» Клинтон, голоса таких штатов как Аризона, Невада и Северная Каролина перешли к Трампу. В таких важных штатах, как Огайо и Флорида, Трамп сохраняет хоть и минимальный отрыв, но всё же обходит Клинтон.

И она по-прежнему лидер в национальном масштабе, гипотетически сейчас Хиллари может получить 273 голоса выборщиков. У Дональда 265 голосов. Чтобы переломить ситуацию, Трампу нужны голоса выборщиков Вирджинии, Колорадо и Пенсильвании, которые до последнего времени ориентировались всё же на демократов.

Любопытно, что именно сейчас крупнейшие букмекерские конторы также зафиксировали резкий рост ставок на победу Трампа. Хотя в этом нет ничего из ряда вон выходящего, поскольку всегда есть люди, готовые по различным причинам ставить на «тёмную лошадку».

Сам феномен Трампа говорит о том, что в самом богатом и успешном социуме планеты что-то происходит. Однако в силу глубочайшей пропасти между нашими институциональными, социальными и политическими практиками и разным национальным историческим опытом, мы не улавливаем, что именно там, в американском обществе, происходит. И, разумеется, пытаемся это объяснить в рамках своего терминологического и понятийного аппарата.

То же самое происходит, когда американцы, в свою очередь, пытаются объяснить происходящее у нас, в России, опираясь на собственный опыт, проецируя свои социально-политические модели и методики анализа на русскую реальность.

Мне происходящее в Штатах (то, что вышло наружу именно в ходе нынешних президентских выборов) представляется реакцией традиционной части американского общества на результаты, которые были достигнуты за последние четверть века в вопросах всеобщей эмансипации и легализации прав самых разнообразных социальных, гендерных, этнических и сексуальных меньшинств.

Меньшинства получили практически всё, чего добивались, но пряников сладких всегда не хватает на всех. Феномен Трампа говорит, что очень много американцев оказались проигравшими именно в процессе расширения прав других американцев.

И в общих чертах Трамп — это такой американский брексит, только персонифицированный, сконцентрированный в образе одного человека. Именно эта аналогия позволяет мне считать победу Трампа вполне возможной и реальной, несмотря на то, что пока опросы и рейтинги не позволяют зафиксировать этот факт окончательно и бесповоротно.