«Если циновка была постлана неправильно, он не садился».
Лунь Юй, «Беседы и Суждения»
Некоторые странности, сопровождающие Обаму в Китае на саммите G20 можно списать на огрехи служб протокола. На огрехи служб протокола в таком деле, как нынешняя дипломатия, можно списать почти всё.
Однако если вспомнить, что Обама – «хромая утка», то кое-что проясняется – его влияние на американо-китайские отношения быстро стремится к нулю. Госдепу следовало бы включить в состав американской делегации на саммит в Ханьчжоу Дональда Трампа и Хиллари Клинтон, презентовать, так скажем, возможных новых партнёров для Китая. Дело не новое, Черчилль, например, возил с собой Эттли на переговоры со Сталиным.
Хотя Хиллари в Китае известна с тех времён, когда она была первой леди, а позже руководила Госдепартаментом, сказать, что она популярна в широких массах граждан КНР будет большой натяжкой. Администрация Обамы вообще не слишком популярна в Китае, и хотя Трамп о Китае на митингах говорит без пиетета, его присутствие, возможно, могло бы растопить ледок, кто знает. Возможно, в будущем так и произойдёт.
А пока отношения между США и Китаем настороженные. Причин тут достаточно. Прежде всего, это огромный дефицит Америки в торговле с Китаем.
Приведу цифры:
2008 год – дефицит составлял 268 миллиардов долларов
2015 год – дефицит составил 367 миллиардов долларов
2016 год – 191,3 миллиарда долларов по итогам июля.
Этот дефицит – сильнейший раздражитель, Обама в мае нынешнего года прямо заявил: «Америка, а не Китай должна устанавливать правила в мировой торговле». Китай, тем временем, формирует ВРЭП (Всестороннее региональное экономическое партнёрство), рынок товаров и капиталов, который охватит половину населения планеты. Предполагается, что оно будет сформировано аккурат после саммита двадцатки и, что туда целиком войдут страны АСЕАН, многим из которых американцы привыкли патронировать. Обама, в свою очередь, вводил запретительные тарифы и заградительные пошлины на китайские товары, разрабатывал антикитайские санкции.
Словом, проводил в отношении Китая такую внешнюю политику, в которой, по словам Джорджа Кеннана, «a given statement or action will be rated as a triumph in Washington if it is applauded at home in those particular domestic circles at which it is aimed, even if it is quite ineffective or even self-defeating in its external effects»[1].
Во-вторых, вследствие роста экономической мощи Китая и резкого повышения роли России, как глобального военно-стратегического фактора, был положен конец культивируемой американцами с 1991 года модели однополярного мира. Эта трансформация, которая тоже произошла прямо перед носом у Обамы, не могла не отразиться на его сильно понизившемся в глазах Китая (и не только Китая, добавлю) статусе.
Соперничество США и КНР за расширение круга государств, включаемых в их орбиты влияния, постоянно возрастает. Поэтому ненавязчивая демонстрация превосходства то в одной, то в другой области, в общем, приветствуется. Клиенты и союзники китайцев и американцев внимательно следят и чутко реагируют на подобного рода маркеры.
Приведу простой, но яркий пример. Визит Председателя Си Цзиньпина в Москву на празднование Великой Победы и марш китайских военных в парадном строю по Красной Площади вызвал бурю в американской прессе. Эксперты в «Уолл-стрит Джорнэл», насколько я помню, говорили не иначе как о формировании оси «Москва-Пекин» и о том, что «несмотря на разнонаправленность интересов, Россия и Китай сознают, что стоят перед лицом единого врага».
И ещё один аспект, который, на мой взгляд, следует принимать во внимание при даже самом беглом анализе китайско-американских отношений, касается соотношения военно-политических ресурсов КНР и США в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Администрация Обамы обогатила внешнеполитический дискурс США новым термином для характеристики современного этапа реализации американской стратегии в АТР – rebalance (перебалансировка) вместо «разворота в Азию». Это вполне официальный термин, и подробно, в цветах и красках, про rebalance можно почитать на сайте военного ведомства США.
Таким узлом является Южно-Китайское море, которое часто упоминается в информационных сводках как акватория конфликта. Обама вообще в 2010 году объявил Южно-Китайское море «зоной национальных интересов США». Это всё равно, что Мексиканский залив объявить зоной национальных интересов Китая или России. Разумеется, такие поползновения американцев считаются в Пекине неприемлемыми.
Китай в данном случае руководствуется принципами «Шанхайского коммюнике» 1972 года, как результата переговоров председателя Мао и президента Никсона. Девятая статья этого коммюнике прямо говорит, что, я цитирую, «ни одна из сторон не претендует на гегемонию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и каждая из них будет противостоять усилиям любой другой страны или группы стран установить подобную гегемонию».
Администрация Обамы этот принцип систематически нарушает примерно с 2011 года, то есть уже пять лет. Тактика применяется очень похожая на ту, которая используется при эскалации военного присутствия НАТО у границ России. То батальон американский вдруг появится в Австралии, то Б-52 там приземлятся на неопределённый строк, авианосцы шныряют время от времени, устраивают маневры с провокационными сценариями.
Китайцы внимательно наблюдают, реагируя по дипломатическим каналам или через прессу. Иногда выдавливают американцев небольшими, но вполне внушительными демонстрациями своих военных возможностей.
Ещё одни узлом является навязчивая идея американцев разместить системы ПРО в непосредственной близости от китайской границы. Опять похожая ситуация, как с ПРО в Восточной Европе. Всё-таки, американцы мыслят шаблонно, этого у них никак не отнимешь. И, кстати, больше половины вооружённых сил США, размещённых за пределами страны, находятся именно в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это также результат деятельности тандема Обама-Х.Клинтон.
Так что чиновники службы протокола, конечно, могут ошибаться, ненароком устраивая Обаме холодный душ. И пресс-службы постфактум могут заявлять, что не надо, мол, придавать значения этим ошибкам. Но все ошибки в отношениях с Китаем Обама уже совершил и теперь этот кейс перейдёт к его преемнику. Поэтому, на всякий случай, новому президенту США в случае визита в Китай лучше захватить красную ковровую дорожку с собой. На случай, если протокол опять что-то напутает.
[1] «Вашингтон считает триумфом заявления или действия, если их приветствуют дома те конкретные круги, на которые они направлены, даже если по своим внешним последствиям такие заявления или действия являются неэффективными или даже обреченными на провал»