У предложения Обамы по договору СНВ две понятных причины.
Видимая причина – Обама хочет зафиксировать внимание России на факте преемственности политики США в вопросах СНВ, если президентом станет Хиллари Клинтон. Это такой намёк, чтобы мы не очень ей мешали имеющимися у России средствами информационного, скажем так, влияния.
Одновременно это сигнал американскому военному и дипломатическому аппарату. Аппарату, который, в отличие от президентов имеет несменяемый характер и обязан воплощать в жизнь загруженную в его систему военную и внешнеполитическую доктрину США, безотносительно к тому, кто сидит в Белом доме.
Невидимая причина в том, что, несмотря на все опубликованные (по состоянию на сегодняшний день) результаты социологических опросов, демократы вовсе не уверены в безоговорочной победе Хиллари на выборах. Полагаю, что вариант победы республиканца Дональда Трампа боссы политической машины демократов оценивают как весьма вероятный.
А поскольку в США Договор СНВ-3 считается крупной победой Обамы над республиканцами, Обама работает над тем, чтобы уходя оставить Трампу «закладки», говоря языком конспирологии. На всякий пожарный случай.
Чтобы Трамп, как совершенно внесистемный и (с точки зрения политического истеблишмента) неконвенциональный и неэлитарный субъект, не пустил систему вразнос, а республиканцы в целом не отняли у Обамы эту победу.
То есть готовится и проводится в жизнь ряд решений, которые Трамп переиграть не сможет в силу принципа pacta sunt servanda. Вот СНВ-3 это и есть такой пакт.
При этом нынешняя инициатива Обамы (пока не подтверждённая сторонами официально) призвана прозондировать отношение России к дальнейшим перспективам СНВ в принципе.
Видимо, следует напомнить позицию Сената США, артикулированную при ратификации СНВ-3. Как известно, Сенат большинством голосов (71 «за», 26 «против») одобрил СНВ-3, приняв соответствующую ратификационную резолюцию.
Документ подготовлен на базе проекта, одобренного 16 сентября 2010 г. Комитетом Сената США по иностранным делам. Внесенные на финальной стадии обсуждения в резолюцию поправки заметно ужесточили первоначальный проект. В результате в документе даются односторонние толкования по всем принципиальным и чувствительным для российской стороны положениям Договора. Зафиксированные сенаторами интерпретации фактически подменяют достигнутые в ходе переговоров договоренности, без которых новое соглашение вряд ли состоялось бы.
Резолюция включает в себя ряд «условий», «пониманий» и «заявлений», обуславливающих «совет и согласие» сенаторов на ратификацию Договора.
Раздел «Условия» носит для президента США обязывающий характер. В частности, в нем акцентируется требование официально подтвердить, что все четыре фазы «поэтапного адаптивного подхода» по выстраиванию ПРО в Европе будут реализованы, и что США в полном объеме осуществят все имеющиеся противоракетные программы. Тем самым американской администрации напрямую предписывается продолжить количественное и качественное наращивание системы ПРО – невзирая на неоднократно высказывавшиеся российские озабоченности и предостережения, зафиксированные, в частности, в заявлении Российской Федерации относительно противоракетной обороны, сделанном при подписании Договора.
В разделе также подчеркивается важность надлежащего контроля за соблюдением Россией обязательств по Договору. Президенту предписывается ежегодно направлять в профильные сенатские комитеты развернутые доклады о ходе сокращений, в которых, в частности, должны содержаться оценки того, как Россия выполняет договорные положения, а также насколько эффективны предусмотренные меры транспарентности, включая обмен телеметрической информацией.
Зафиксировано, что до вступления в силу Договора решение об осуществлении сокращений СНВ принимается президентом только после консультаций с Сенатом. Кроме того, после вступления Договора в силу президент обязан подтвердить, что национальные технические средства контроля в сочетании с предусмотренными верификационными механизмами позволяют эффективно проверять соблюдение Россией договорных обязательств.
Закрепляется запрет на предоставление телеметрической информации (ТМИ) по пускам ракетных средств ПРО США, в том числе тех, которые содержат в своей конструкции первую ступень МБР илиБРПЛ. В отношении будущих систем стратегической дальности в обычном оснащении предусматривается регулярное предоставление Сенату развернутой информации о ведущихся в США разработках, планах их производства и развертывания. При этом подчеркивается, что в отношении испытательных пусков таких вооружений, создаваемых в рамках концепции «молниеносного глобального удара», передача ТМИ будет возможна лишь в обмен на телеметрию по пускам новых типов российских ракет. Объем этой информации ограничивается теми данными, которые подтверждали бы, что испытываемое средство не подпадает под ограничения по Договору.
Подробно говорится о намерении США поддерживать эффективные и надежные ядерные силы и продолжать модернизацию ядерного оружейного комплекса. Эти меры имеется в виду подкреплять адекватным финансированием в соответствии с десятилетним планом, представленным президентом Конгрессу. При необходимости не исключается направление на эти цели дополнительных ресурсов.
В разделе «Условия» содержится также призыв к президенту добиваться договоренности с Россией о сокращении тактического ядерного оружия.(ТЯО) с целью ликвидации «диспаритета» в этой области. Более того, устанавливаются временные рамки по началу таких переговоров – не позднее, чем через год после вступления в силу нового ДСНВ. При этом, отмечая необходимость получать достоверную информацию о количестве российского ТЯО и обеспечении его безопасности, Сенат предлагает президенту не только договориться о соответствующих «мерах сотрудничества», но и «оказать содействие в подсчете российского ТЯО, возможно с привлечением и другой зарубежной помощи».
Вы ведь знаете, что Договор прямо не налагает чётких ограничений на развитие систем ПРО в Европе. Однако из статьи XIV договора и одностороннего заявления Президента России Дмитрия Медведева (подписавшего договор в 2010 году) следует, что качественное и количественное наращивание возможностей систем ПРО США попадает в категорию исключительных обстоятельств, ставящих под угрозу высшие интересы Российской Федерации, и является основанием для выхода России из договора. Заявление Медведева, кстати, признано сторонами неотъемлемой частью договора.
Сейчас развёртывание ПРО идёт полным ходом, в Варшаве это было зафиксировано на высшем уровне руководства НАТО. Так что, на самом деле, Обама предлагает пролонгировать СНВ-3 в совершенно иных условиях, чем шесть лет тому.
И если накануне подписания СНВ-3 Обама лично поднимал ночью телефонными звонками лидеров восточно-европейских страна (Чехии, в частности), чтобы сообщить им, что никакого ПРО не будет, то сейчас ничего подобного мы и близко не наблюдаем.
Возможно, Обаме следовало бы снова полистать записную книжку, и обзвонить младших партнёров. А тем временем Россия решит, получит ли Обама зачёт по СНВ-3 автоматом, или будет пересдача.