X

Нефтяная война Саудовской Аравии с Россией

Глава крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть» Игорь Сечин посетовал во время недавно состоявшегося инвестиционного форума на появление Саудовской Аравии на польском рынке. «Они активно прибегают к демпингу», — сказал он. Руководители других российских нефтяных компаний также обеспокоены. Представитель «Татнефти» Николай Рубченков заметил в прошлый четверг в рамках круглого стола, посвященного актуальным проблемам нефтяной отрасли: «Разве это не первый шаг к переделу существующих западных рынков? Не должна ли энергетическая стратегия российского правительства предусматривать определенные меры по защите экономических интересов нашей страны?»

Европейские участники нефтеперерабатывающей отрасли подтвердили, что Саудовская Аравия действительно предлагает свою нефть по гораздо более привлекательным ценам, чем Россия. Хотя нефтеперерабатывающие заводы Восточной Европы в большинстве своем по-прежнему технологически зависят сегодня от российской смеси сырой нефти, нефтепроизводители в России не зря выражают свои опасения.

В семидесятые годы половина произведенной в Саудовской Аравии нефти продавалась в Европу, но после того как Советский Союз построил экспортные трубопроводы из богатых нефтяных месторождений Западной Сибири, Эр-Рияду пришлось переключиться на перспективные рынки стран Азии, где можно было получить больше прибыли благодаря растущему спросу. Доля Саудовской Аравии на европейском рынке сырой нефти неуклонно снижалась, достигнув в 2009 году минимума в 5,9 процента, в то время как доля России составила 34,8 процента в 2011 году. В последние годы Саудовская Аравия постепенно увеличивала свое европейское присутствие, достигнув доли в 8,6 процента в 2013 году, однако на польский рынок Эр-Рияд никогда раньше не претендовал.

Польша, как и большинство стран Центральной и Восточной Европы, является покупателем российской нефти в течение длительного периода времени. В прошлом году российские нефтяные компании обеспечили примерно три четверти польского импорта энергоносителей, а оставшаяся часть была приобретена в Казахстане и странах Европы. Одновременно Польша активно борется за ослабление зависимости Евросоюза от поставок российских энергоносителей. Имеющая общую границу с Украиной Польша увеличила военные расходы и усилила меры безопасности после прошлогоднего присоединения Крыма к России. Кроме того, она оказывает влияние на соседние балтийские государства. Так в четверг Польша объявила о заключении соглашения с Литвой, Латвией и Эстонией о строительстве газопровода для транспортировки природного газа в странах Балтии, надеясь обеспечить таким образом их будущую независимость от поставок российского газа.

В этом контексте появление у Польши нового надежного поставщика является большой удачей. Что касается Саудовской Аравии, то ей нужно расширять рынки сбыта за пределами Азии, где спрос на нефть постепенно снижается.

Кремль и российские нефтепроизводители уже давно почувствовали стремление Европы диверсифицировать источники энергии и начали искать новые возможности сбыта. До двухтысячных годов почти весь российский экспорт нефти уходил в Европу, но к прошлому году  европейская доля России снизилась более, чем на одну треть.

Россия стала серьезным конкурентом Саудовской Аравии на рынках стран Азии. В мае этого года Россия даже обогнала Эр-Рияд по продажам сырой нефти в Китай. Отныне, вступив в беспощадную ценовую войну не только с американскими  производителями сланцевой нефти, но со всеми поставщиками, не являющимися членами Организации стран-экспортеров нефти, Саудовская Аравия посягает на традиционную российскую долю рынка.

Сложившаяся ситуация может перерасти в жаркий поединок двух крупнейших мировых экспортеров нефти, уже имеющих разногласия по поводу сирийского конфликта. Между тем ОПЕК и Международное энергетическое агентство дают сдержанные прогнозы по поводу незначительного увеличения спроса на нефть в будущем году, но если же темпы роста китайской экономики окажутся более слабыми, чем ожидалось, энергетический рынок может стать слишком тесным для России и Саудовской Аравии. Удержание существующей доли рынка является вопросом выживания для обеих нефтезависимых экономик.

Нефтяное маневрирование представляет собой опасное подводное течение в ближневосточной политике Владимира Путина. Российский лидер надеется, что с возвращением на мировой нефтегазовый рынок союзника России Ирана, Москва будет тем или иным образом участвовать в распределении нефтяной прибыли, возможно, с помощью новых трубопроводов, проложенных через территорию Сирии. Владимир Путин также рассчитывает помешать Саудовской Аравии использовать территорию Сирии для экспортных поставок нефти. Теперь, когда энергетическое превосходство России в Европе в свою очередь находится под угрозой, решимость Путина урегулировать сирийский конфликт на собственных условиях будет только расти.