Новый тип патриотизма, как указывается в советских книгах, основан не на внутреннем, узко понимаемом национализме, а на социалистическом интернационализме. Интернационализм в данном контексте говорит не о социалистической солидарности трудящихся СССР и других стран, он относится к дружбе между различными национальными группами, образующими советское общество. Этот социалистический интернационализм, говорится далее, совместим с национализмом, фокусом которого является локальная национальная группа. Но форма, которую позволено принимать такому местному национализму, строго ограничена. Он должен оставаться выразителем культурного национализма, отвергающего шовинизм и исключительность, и никогда не вступать в конфликт с понятием социалистического интернационализма. Эта конструкция подразумевает национализм, выражающий советскую социалистическую идеологию в традиционной локально-патриотической форме. Очевидно, что, хотя такое четкое различение возможно в теории, на практике национальная и националистическая ориентации очень близки и первая почти всегда стремится перейти во вторую. Советские политические лидеры хорошо осознавали эту опасность и всегда были чрезвычайно внимательны к возникновению традиционно националистических тенденций. Когда в 1960-х годах система новых социалистических ритуалов только создавалась, проблема «национализм против социалистического интернационализма» признавалась весьма важной в общетеоретических дискуссиях. Было понятно, что, с одной стороны, новый ритуал должен был стать мощным инструментом в деле развития социалистического интернационализма, но, с другой стороны, существовала опасность, что его могут использовать и для возбуждения разделяющего общество национализма меньшинств.
Ориентация на социалистический интернационализм поддерживалась при создании новых ритуалов двумя разными способами. Первый (пока еще маргинальный) состоял в создании ритуала, специфически выражающего ценности социалистического интернационализма и советского патриотизма в тех областях, где различные национальные группы жили рядом друг с другом и могли проводить эти ритуалы совместно. Второй (и пока наиболее важный) способ отталкивается не от какого-либо конкретного обряда, открыто посвященного ценностному комплексу социалистического интернационализма, но от самогó факта существования общесоветской, относительно униформной и гомогенной системы ритуалов.
Такая система, будучи одинаковой для всех национальных групп, являлась попыткой создать общую советскую культуру на месте многочисленных религий, прежде разделявших национальные группы и приводивших к напряженностям и даже конфликтам. В свою очередь новая система социалистических ритуалов стала важным инструментом социалистического национального строительства. Помимо объединения разных национальностей в рамках одного Союза, она также становится фактором сплочения внутри республик с многонациональным составом и основой межнациональных браков. Там само существование ритуалов социалистического жизненного цикла помогает избежать чреватого конфликтами выбора между разными религиозными обрядами, стоящего перед людьми из разных национальных групп.
Но специалисты по ритуалам вскоре осознали, что есть предел гомогенизации новой системы и что традиционные местные праздники, ритуалы и символы различных национальных групп нельзя полностью игнорировать, даже если надеяться на то, что люди примут новый ритуал. Таким образом, были сделаны многочисленные уступки и местной традиционной культуре, однако надо подчеркнуть, что эти уступки всегда касались формы и никогда – содержания ритуала. Лозунг национальной политики – «социалистическая по содержанию, национальная по форме» – применим также и к области социалистических ритуалов. Однако по-прежнему остается опасность, что старые формы, смешавшись с новым содержанием, могут оживить старые культурные ассоциации в националистическом ключе. А последние спустя некоторое время могут усилить национальные чувства, вместо запланированного социалистического реализма. Так уже и случилось, до некоторой степени, в прибалтийских республиках, где ежегодный Праздник песни стал чрезвычайно популярным мероприятием, во время которого население может демонстрировать свою национальную идентичность. Например, в Эстонии, национальной республике, подвергшейся наибольшей русификации, творческая интеллигенция занялась разработкой эстетической стороны новых ритуалов, в то время как в РСФСР, республике национального большинства, ничего подобного не возникло.
В регионах, подобных Кавказу, где по соседству проживают много разных национальных групп, праздники и ритуалы дружбы между народами стали специфическим выражением норм и ценностей социалистического интернационализма. Но в целом, как было указано выше, социалистический интернационализм считается важным компонентом советского патриотизма и поэтому свое основное выражение получает именно в ритуалах патриотической традиции, демонстрируя интернациональную ориентацию простым выполнением патриотического ритуала представителями нескольких национальных групп одновременно.