X

Россия намерена восстановить свой авторитет на Ближнем Востоке после устроенного США «управляемого хаоса»

В определенный момент две страны объединили свои усилия по активизации мирного процесса на Ближнем Востоке и сформировали «квартет», в который помимо США и России вошли также ООН и Европейский Союз. Впрочем, он оказался не более, чем декоративным сооружением.

Соединенные Штаты делают шаг назад…

Сегодня, в свете очевидного самоустранения США от решения насущных проблем урегулирования ближневосточного кризиса и ослаблению заинтересованности Вашингтона в сохранении за собой ведущей роли в этом процессе, Москва сочла целесообразным принять ответственность на себя и  заполнить этот вакуум, преследуя попутно собственную цель – восстановить лидирующее положение во всем ближневосточном регионе. Подход, избранный руководством России представляет особый интерес, в особенности в связи с тем, что цели российской политики подвергаются в последнее время сомнению в мировой прессе.

Существует точка зрения, согласно которой американская дипломатия индифферентно относится к российским шагам на Ближнем Востоке, который Америка якобы решила «покинуть», за исключением своих обязательств в связи с союзническими отношениями с Израилем. Эта точка зрения сводится к тому, что Соединенные Штаты приняли подобное решение на основе информации о значительных разведанных запасах нефти на их собственной территории и на фоне своего «разворота на Восток» в направлении Китая и его соседей по азиатско-тихоокеанскому региону.

Другая точка зрения состоит в том, что Соединенные Штаты сознательно уступают свою лидерскую позицию, чтобы освободиться от многочисленных обвинений и ответственности, одновременно втянув Россию в этот кризис с его кровопролитными конфликтами, в болото гражданских, религиозных и междоусобных войн.

… а Россия делает шаг вперед

Независимо от того, какая из двух упомянутых точек зрения верна, Россия, судя по всему, намерена решительно ввязаться в несколько схваток на территории Ближнего Востока. Отчасти она преследует цель восстановления своего регионального авторитета после периода изоляции и ослабления позиций, наступившего, по мнению Москвы, вследствие «арабской весны». Другая цель – реализовать свою идею ближневосточного урегулирования, с учетом, разумеется, соображений собственного влияния и национальных интересов.

В своей концептуальной записке под названием «Обеспечение международного мира и безопасности: урегулирование конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке, противодействие террористической угрозе в регионе», Россия поставила в известность Генерального Секретаря ООН Пан Ги Муна о своем намерении созвать заседание Совета Безопасности на уровне министров 30 сентября нынешнего года. Согласно этому документу, представленному Постоянным  представителем России в ООН и Совете Безопасности Виталием Чуркиным, цель этого заседания под председательством российского министра иностранных дел Сергея Лаврова заключается в выработке и принятии Советом Безопасности на уровне президентов особого решения, которое будет подчеркивать острую необходимость совместных действий для урегулирования и предотвращения конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также устанавливать перечень возможных дополнительных мер для борьбы с террористической угрозой в этом регионе.

В сущности, российский подход основан на взаимосвязи конфликтов на Ближнем Востоке с ростом угрозы терроризма.

Первой из упомянутых в российском документе проблем является палестинско-израильский конфликт. В записке указывается на то, что провал попыток достижения политического решения этого конфликта подстегивает дальнейшую радикализацию «на арабской улице» и создает благоприятные условия для распространения идеологии терроризма.

Истоки нынешней трагедии в Ираке, по мнению России, лежат в американском вторжении в эту страну в 2003 году. Эти события «привели Ирак к состоянию раскола общества, причем часть территории страны превратилась в оплот международного терроризма, а также дали толчок стремительному распространению крайне опасной тенденции межконфессиональной конфронтации». В связи с этим крайне необходимы последовательные коллективные усилия международного сообщества, поддерживаемые иракским правительством, по борьбе с ИГИЛ, аль-Каедой и другими группировками, связанными с ними, для полной ликвидации угрозы терроризма.

Сирия, Ливия и Йемен

Кризис в Сирии, с российской точки зрения, также связан с борьбой против терроризма, поскольку этот кровопролитный конфликт создал плодотворную почву для самопровозглашения «халифата» на чести территории страны. В связи с этим Совет Безопасности должен принять политическое решение на основе Женевского коммюнике. Кроме того, следует объединить усилия сирийских политических партий, а также регионального и международного сообщества с целью «выработать подход к противостоянию крупномасштабной террористической угрозе, основанный на отказе от двойных стандартов и соблюдении принципа государственного суверенитета».

Ливия продолжает переживать последствия потрясений 2011 года, считают авторы российской концептуальной записки, имея в виду интервенцию НАТО в эту страну и свержение режима Муаммара Каддафи. Ливийская проблема сегодня также связана с терроризмом, и ее решение требует учреждения при соответствующей международной поддержке правительства национального единства, которое создаст условия для армии и сил безопасности в области противодействия эскалации террористической угрозы.

В то же время, указывается в российском докладе, наблюдается серьезное обострение обстановки в Йемене, которое требует немедленного прекращения огня и начала политического урегулирования под эгидой Организации объединенных наций, а также принятия всех необходимых мер для улучшения гуманитарной обстановки в рамках борьбы с террористической угрозой  в стране.

Россия не намерена бороться в одиночку

Однако, Москва не предлагает взвалить не нее все бремя борьбы против терроризма на Ближнем Востоке. Она также не пытается стать единственным гарантом урегулирования многочисленных региональных конфликтов. Россия заявляет о необходимости «всеобъемлющего анализа природы конфликтов на Ближнем Востоке и в странах Северной Африки с целью выработки основных направлений совместной работы на основе Устава ООН».

Россия полагает, что Совет Безопасности должен сыграть ключевую роль в координации коллективных действий, а также определить полный перечень региональных вызовов, связанных с проблемами безопасности. В упомянутом документе говорится о том, что современные реалии требуют системного подхода к предотвращению конфликтов, включая меры по ликвидации тех причин, которые ведут к их возникновению. Россия также призывает к достижению взаимопонимания относительно истоков сложнейшего кризиса в регионе и политических факторов, способствующих эскалации конфликтов.

С российской точки зрения вмешательство во внутренние дела суверенных государств, использование силы без соответствующих санкций Совета Безопасности ООН, передача вооружений и военной техники негосударственным структурам, придерживающимся радикальной идеологии, серьезно обостряет ситуацию в регионе и повышает уровень риска террористических атак.

Исходя из этого, Москва полагает, что все усилия должны быть сконцентрированы на проблеме борьбы с терроризмом, главным образом и исключительно – с негосударственными субъектами. Законные правительства стран должны быть исключены из списка потенциальных объектов борьбы с терроризмом, во имя принципа суверенитета и территориальной целостности. Таким образом, Россия считает, что коллективные усилия международного сообщества должны быть сосредоточены на поддержке легитимных властей в их войне против терроризма на территории их стран, при условии полного исключения каких бы то ни было двойных стандартов.

С точки зрения России и в рамках нового диалога, к которому она призывает Совет Безопасности, переговоры должны быть посвящены анализу конфликтов на Ближнем Востоке и их эволюции, начавшейся вслед за приходом так называемой «арабской весны». Речь, по мнению Москвы, должна идти о проблеме наращивания активности исламистских движений при поддержке Запада.

Совет безопасности

Не так давно Россия блокировала принятие резолюции в Совете Безопасности, предотвратив его вмешательство в сирийский кризис. Россия с самого начала оставалась верной своим союзническим отношениям с Башаром аль-Асадом, используя право четыре раза вместе со своим стратегическим партнером Китаем. Другие страны группы БРИКС, Индия, Бразилия и Южно-Африканская Республика, придерживались той же политики.

В сущности, Россия сорвала Женевский процесс (международную конференцию по сирийской проблеме Женева-2) главным образом потому, что он требовал учреждения в Сирии переходного правительственного органа, обладающего исполнительной властью, включая сферу безопасности.

Сегодня Россия стремится усилить роль Совета Безопасности, однако, основываясь на сделанном ею выборе. Москва хочет возглавить процесс урегулирования с одобрения Совета Безопасности, поскольку Соединенные Штаты добровольно отступились от своей главенствующей роли, и, судя по всему, готовы молчаливо поддержать намерение России взять ее на себя.

Москва не пытается скрывать, что поддерживает режим Башара аль-Асада. На самом деле она протестует даже против употребления термина «режим» вместо «правительство» по отношению к президенту Асаду. Россия также не скрывает, что поставляет в Сирию оружие и военную технику. В настоящий момент, реагируя на сообщения о развертывании российских войск в Сирии, Москва заявляет, что подобное решение «пока» не принято.

Россия не изменила своей позиции. Однако, теперь она стремится совместить достижение двух целей. С одной стороны – сохранить нынешний режим в Дамаске, в том числе оставить Асада у власти на определенное время и предоставить ему необходимую военную помощь. С другой стороны, Москва намерена способствовать формированию нового политического подхода, основанного на партнерстве с сирийскими и региональными структурами, главным образом в целях борьбы с терроризмом.

Если кто-то и изменил свою позицию, то это западные державы, в частности такие страны-члены Совета Безопасности ООН как Соединенные Штаты Америки, Британия и Франция, хотя кое-кто по-прежнему заявляет, что Асад должен быть лишен власти. Впрочем, в отличие от прежних заявлений, они, судя по всему, готовы примириться с новыми тенденциями, включая поддержку, оказываемую Асаду Москвой, Тегераном и Пекином. Позиция Запада теперь сводится к осторожным пожеланиям, чтобы Асад ушел в отставку в свое время.

«Управляемый хаос» Вашингтона

Вашингтон применял тактику «управляемого хаоса» для осуществления изменений на Ближнем Востоке и в Северной Африке. А Россия сегодня получает преимущества за счет приверженности Запада «творческому подходу» к решению проблем.

Европа сегодня работает над «творческим» урегулированием проблемы, угрожающей ее безопасности, которая возникла в связи с гигантскими потоками мигрантов. Европа забыла уже о своей роли в Ливии, в которую она вторглась, оставив сотни тысяч жертв и открыв страну для терроризма, в то же время отказывая законным властям в их просьбах о снятии эмбарго на поставку оружия, необходимого для борьбы против террористической угрозы.

Европа и Соединенные Штаты Америки не пытались всерьез протестовать против обструкционизма России и Китая по сирийской проблеме в Совбезе ООН, при этом их решение воздержаться от вмешательства привело к настоящей гуманитарной катастрофе в Сирии. Вашингтон решил, что Сирия не является приоритетной проблемой и сосредоточился вместо этого на переговорах по иранской ядерной программе, не прибегая к использованию имевшихся у него  инструментов влияния на режим.

В результате, сегодня тысячи беженцев и переселенцев пересекают границы Европейского Союза, который вынужден принимать их всех, в то время как Соединенные Штаты отказываются делать то же самое из опасений терроризма.

Борьба с терроризмом, которая является общим приоритетом и для США и для России, связана с ослаблением конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Разница состоит в том, что у России имеется проект и «дорожная карта», в которой обозначены все ее цели в регионе, в то время как «проект» Вашингтона состоял в отстранении и отказе от вмешательства.

Как бы то ни было, Москва считает, что Вашингтон в сущности с одобрением воспринимает ее стремление возглавить процесс сирийского и ближневосточного урегулирования. Россия готова использовать любую возможность восстановить свой престиж и репутацию, пострадавшую в результате спровоцированной и организованной Вашингтонам «арабской весны».