В настоящее время между тремя западными лидерами возникли открытые разногласия по поводу того, как действовать в отношении Украины: Барак Обама выступает против Франсуа Олланда и Ангелы Меркель.
В пятницу, 29 августа, этот раскол стал достоянием гласности. Вопрос состоит в том, должны ли остаться в силе минские договорённости, заключённые с целью прекращения гражданской войны на Украине. Обама поддержал мнение Петра Порошенко, намеревающегося нарушить соглашения и тем самым положить им конец. Однако в тот же день Олланд и Меркель сошлись с Владимиром Путиным на том, что договорённости должны быть реализованы в полном объёме.
Напомним, минские переговоры проходили без участия президента США, потому что именно администрация Обамы привела к власти на Украине антироссийское правительство в результате прошлогоднего февральского переворота. В итоге от Украины откололись два региона, в которых подавляющее большинство населения голосовало за свергнутого Обамой Виктора Януковича. Во-первых, это Крым, где Янукович набрал свыше 75 процентов голосов. Во-вторых, Донбасс, где за Януковича проголосовало более 90 процентов.
Виктория Нуланд (агент Обамы, осуществляющий контроль за переворотом) избрала на роль нового главы правительства Арсения Яценюка, который и занял пост премьер-министра после переворота (получившего название «самого неприкрытого за всю историю»). Затем, 25 мая 2014 года, в оставшихся в составе Украины регионах был избран новым президентом Украины Пётр Порошенко. Кстати говоря, ещё 25 февраля 2014 года Порошенко говорил экспертам ЕС о том, что Янукович был свергнут в результате государственного переворота, а не революции (как то утверждала администрация Обамы). Стремясь защитить себя от возможной участи предшественника, Порошенко подал иск в Конституционный суд Украины об официальном признании того, что Янукович был незаконно удалён с поста президента (правда, решение по этому делу ещё не принято).
Что до нынешнего раскола, он касается соблюдения условий минских соглашений, требующих от украинского правительства предоставить Донбассу особый статус в новой федеральной системе Украины, при котором местные лидеры будут избираться жителями региона, а не назначаться центральными украинскими властями в Киеве. Предполагалось, что Донбасс вернётся в состав Украины, и война будет официально закончена. Однако 29 августа прозвучало заявление Порошенко о том, что украинская конституция не будет предусматривать особого статуса для Донбасса, так как, по мнению украинского президента, это приведёт к «параду суверенитетов».
Всего несколькими часами позже появилась информация о том, что в ходе телефонного разговора Меркель и Олланд заверили Путина в своей приверженности минским соглашениям. Поясним: Путин не стремится включить Донбасс в состав России, но он также не хочет, чтобы продолжалось вторжение в регион украинских вооружённых сил – особенно потому, что это уже привело к бегству почти миллиона человек в Россию из Донбасса. Следовательно, Путину нужно было разобраться, кто стоял за этим заявлением Порошенко – европейские лидеры или только Обама.
Надо сказать, нынешняя ситуация является продолжением на международном уровне разногласий в самой администрации Обамы по поводу неоднократно прозвучавших угроз Порошенко вновь вторгнуться и насильно вернуть Донбасс вопреки минским соглашениям. Поначалу Керри утверждал, что США не поддержат подобные действия украинских властей. Однако Виктория Нуланд, номинально являющаяся подчинённой Керри, выступила с противоположными заявлениями, причём на сторону Нуланд встал и сам президент Обама. Следовательно, она возражала Керри согласно полученным указаниям.
Можно только догадываться, почему Порошенко теперь заговорил о том, что не намерен выполнять 11 пункт минских соглашений по поводу «особого административного статуса» Донбасса. Напомним, этот пункт договорённостей подразумевает «проведение конституционной реформы со вступлением в силу до конца 2015 года новой конституции, ключевой частью которой является децентрализация (учитывающая отличительные характеристики Луганской и Донецкой областей, согласованные с их представителями, а также принятие специального законодательства об их особом статусе)».
Да, Путин не хочет присоединения Донбасса к России, но в настоящее время Порошенко отказывается предоставлять региону даже и «особый административный статус» в составе Украины. Единственный путь, с точки зрения Порошенко, – это вернуть Донбасс силой. Так, 30 апреля, Порошенко заявил: «Война закончится тогда, когда Украина вернёт Донбасс и Крым». В середине мая он говорил о том, что украинские силы, «без сомнения освободят донецкий аэропорт [в Донецкой области], потому что это наша земля».
27 августа военный чиновник Донецкой народной республики Эдуард Басурин сообщил о резком ухудшении ситуации и массивных обстрелах, сообщив, что «фашисты задействовали тяжёлую артиллерию, запрещённую минскими соглашениями, против жилых районов Марьинки и Александровки; под обстрел попали пригороды Донецка». Таким образом, когда парой дней позже Порошенко объявил, что он не намерен придерживаться минских соглашений, Путин сразу же вступил в непосредственный контакт с Олландом и Меркель, чтобы выяснить их позицию.
Результатом стал теперь уже открытый раскол между США и Европой по поводу Украины – разногласия между Нуланд и Керри перекинулись на международный уровень.