X

Красота остается главным женским капиталом

Возрастные границы стремительно стираются и уже не влияют на биографии людей, как прежде. Тем не менее возраст остается значимым фактором в социальном взаимодействии. Для женщин возрастное самоопределение тесно связано с внешним видом. Поэтому красота остается одним из главных объектов женских инвестиций в себя. К такому выводу пришли сотрудники Центра молодежных исследований (ЦМИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге в ходе реализации проекта* «Возраст в работе»: конструирование возраста девушками и молодыми женщинами».

Социальные и культурные ожидания относительно того, что человек должен делать и кем он должен быть в том или ином возрасте уже не так сильны, как еще несколько десятилетий назад. В то же время возраст приобретает важность в процессе самопрезентации в социальном окружении. Молодость является своего рода отдельным атрибутом успешности. Не важно, сколько человеку лет, важно то, насколько он сам себя чувствует и как преподносит социуму свой возраст.

 Beauty

Особенное значение это имеет для женщин, чье конструирование и восприятие своего возраста тесно связано с внешностью и телесностью. Исследователи ЦМИ решили выяснить, как женщины на разных этапах жизни воспринимают свой возраст в связи с изменениями, которые происходят с их телом и внешностью. В фокус исследования было взято два возрастных периода – 15-20 лет, как время жизни, связанное с взрослением, и 30-35 лет, как переходный период от молодости к среднему возрасту. Исследователи провели 40 лейтмотивных полуструктурированных интервью (по 20 в каждой возрастной группе) с жительницами Санкт-Петербурга, представляющими условный рабочий и условный средний класс. В ходе работы над проектом авторы также сделали теоретический обзор российских и зарубежных исследований на тему того, как в современном обществе воспринимаются и конструируются возраст и внешность.

Хронологический возраст не вписывается в психологический

Теме возраста, возрастного самоопределения посвящено немало исследовательских работ, которые демонстрируют, как по прошествии времени меняются представления о возрастных границах и отношение людей к собственному возрасту и возрасту окружающих. Выводы этих работ достаточно разнообразны и неоднозначны. С одной стороны, возраст утрачивает детерминирующее значение в определении жизненного пути. Например, люди все чаще заводят семьи не тогда, когда «пришло время», а когда чувствуют в этом потребность, молодежь не всегда спешит с выходом на рынок труда в стремлении по-настоящему найти себя. А если человек в предпенсионнном возрасте решил поменять профессию и пошел получать новое образование, то сегодня вряд ли это кого-то удивит. «Жизнь индивида перестает определяться жизненными циклами, сформированными через опыт предыдущих поколений», – отмечают исследователи.

 Beauty2

С другой стороны, стандартизация по возрасту не теряет актуальности. В обществе потребления доминантой становится образ молодого и сексуального тела, который эксплуатируется через всевозможные визуальные источники информации. Оценивание сводится к двум категориям: «молодой» и «старый». «В итоге актуально не то, насколько ты стар, а то в какой степени ты не молод», – отмечают авторы, ссылаясь на результаты зарубежных исследований, в которых фигурирует такое понятие, как «маска старения» (mask of ageing). Речь идет о способе демонстрации психологического/внутреннего возраста через практики и внешние атрибуты хронологической молодости. Это, например, спорт, фитнес, косметические процедуры или пластическая хирургия, которые являются не просто способом поддержания молодости, но и приобретения уверенности в современном мире. Происходит, условно говоря, разрыв тела и духа, поясняет научный сотрудник ЦМИ Надежда Нартова. Расхождения между хронологическим и психологическим возрастом у современных людей, по данным исследований, могут достигать 9-12 лет.

Патриархат стережет красоту

Особое значение практики поддержания молодости имеют для женщин. Молодость женщины ассоциируется во многом с красотой, а быть красивой – это особая женская «привилегия», которая не утрачивает актуальность, несмотря на то, что женщины сегодня могут проявить себя не только через внешние данные, но и через самореализацию во многих профессиональных, творческих и бытовых сферах, традиционно считавшихся мужскими.

 Beauty3

«Многие исследователи, работающие в рамках феминистской традиции, такую повседневную и непрекращающуюся борьбу за «красивое» и «идеальное» тело интерпретируют как реализацию патриархатного порядка», – отмечают исследователи ЦМИ. Российский гендерный порядок, по их мнению, характеризуется именно патриархатностью. При патриархатном порядке распространены представления о том, что женщины приобретают статус и ценность с помощью внешности, тогда как мужчины могут позиционировать себя посредством более широкого круга качеств, таких как интеллект, здоровье и сила.

В целом во всем мире стандарты массовой культуры более требовательны именно к женской красоте, которая репрезентируется как «изначально нуждающаяся в доработке», отмечают исследователи. В результате в современном обществе красота является ценностью, к которой женщины стремятся как к абсолютному, религиозному императиву, свидетельствуют исследования. Тело и внешность в такой ситуации являются «объектом инвестиций», который может способствовать не только удачному замужеству, карьере и т.п. , но и принести реальный доход в сфере, например, модельного или шоу-бизнеса.

Уязвимая юность

 Beauty4

Анализ интервью с девушками 15-20 лет показал, что молодость в этом возрасте может являться скорее проблемой, чем ресурсом. Большинство респонденток признавались в том, что для них важно выглядеть либо на свой возраст, либо старше, но никак не младше. При этом презентация себя как взрослого субъекта в социуме – это особый навык в среде молодежи. «Неправильное разыгрывание возрастного дисплея приводит к тому, что окружающие оценивают девушек младше, а это воспринимается как поражение в правах, потеря статуса и утрата капиталов взрослости», – отмечают исследователи. Это, по их мнению, позволяет говорить об уязвимости возрастного статуса хронологически молодых девушек. «А когда они узнают, что тебе 15, и у них немножко такое предвзятое отношение, как будто ты еще ничего не знаешь в жизни», – говорит одна из респонденток.

Взрослое тело девушками и молодыми женщинами воспринимается как достигшее статичности и стабильности, в том числе эмоционально и чувственно. Также взрослость респондентки связывают с освоением техник ухода и декорирования тела. «Девушки, судя по собранным интервью, примерно с 12 лет с помощью матерей активно осваивают способы обращения с телом и ухода за ним», – комментируют исследователи.

На пике расцвета без ностальгии по прошлому

Есть мнение, что чем старше женщина, тем моложе она стремится выглядеть. В отношении 30-летних – это не более чем стереотип, если полагаться на данные проведенного исследования. Понятие «золотая середина» в отношении возраста соответствует комфортному и адекватному восприятию себя женщинами в возрасте 30-35 лет.

Правда, что является на самом деле серединой жизни в отношении возраста – вопрос. Исследователи отмечают, что на данный момент сложно говорить о четко определенных границах среднего возраста. В одних работах он может быть определен в рамках 30-60 лет, в других сдвинут в сторону 50-75 лет.

Однако ученые ЦМИ ограничили возрастные границы выборки именно 30-35 годами. Во-первых, как поясняют авторы, больше исследований посвящено женщинам старшего возраста. Во-вторых, этот возрастной период является переходным от молодого к среднему возрасту, когда происходит становление карьеры, обретение финансовой независимости, создание семьи, а также освоение требований и практик ухода за телом и внешностью.

Авторы выяснили, что тридцатилетние женщины позитивно относятся к своему возрасту, телу и внешности. «Этот возраст не воспринимается как критичный и не ассоциируется со старостью. Женщины не стремятся его скрыть и совершенно открыто говорят о том, сколько им лет», – говорится в исследовании. «Я никогда вообще не привираю, что мне меньше… Но вообще, довольно глупо, потому что всем бывает 18 лет 365 дней, никому не бывает никогда два года 18 лет. Ну и 33 мне тоже не будет никогда больше», – рассуждает одна из респонденток.

В ходе интервью исследователи не столкнулись с проявлением «ностальгии по молодости». «Это очень хороший период…. когда что-то уже за плечами есть, но при этом понимаешь, что еще вся жизнь впереди, по большому счету больше всяких возможностей…», – говорит другая респондентка 30 лет.

Что касается внешности и телесности, то 30-летние женщины, несмотря на первые морщинки и т.п. , довольны своим внешним видом.

 Beauty5

«Этот возраст определяется как время обретения «полной» красоты, которая обретает новую силу», – отмечают исследователи. «… Еще растет как бы красота… она еще не затухает, наоборот, уже она переходит в другую какую-то», – делится одна из респонденток. При этом, подчеркивают авторы, у тридцатилетних есть пул компетенций, которые позволяют им постоянно воспроизводить различные образы, подчеркивающие их привлекательность.

В ходе исследования был проведен анализ различий в практиках ухода за собой представительниц условно среднего и условно рабочего классов. Женщины, занятые сервисным ручным трудом, уделяют меньше внимания своей внешности в отличие от представительниц среднего класса, которые по мере возможностей регулярно инвестируют в подержание своей красоты. Как минимум – это маникюр, педикюр, антивозрастные крема и маски в домашних условиях, если время ограничено. Программа максимум предполагает активное использование услуг профессионалов: косметологов, фитнес-тренеров, мастеров по маникюру.

Авторы делают вывод, что в период 30 лет женщины проживают возраст комфорта, когда они уже обрели статус и желаемое профессиональное положение и в то же время достигли пика своей привлекательности. «Они получают удовольствие от пребывания в данном возрастном периоде и стараются максимально долго в нем задержаться», – комментируют исследователи.

______

*Проект реализован при поддержке Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2014 году научно-учебной группой «Социальные исследования тела» под руководством директора ЦМИ, д.с.н. Елены Омельченко

Красота остается главным женским капиталом