В Итоговой декларации встречи стран «Большой семёрки» Россия много места не заняла. Не будь гражданской войны на Украине, Россию могли вообще не вспомнить.
Но всё-таки вспомнили, в разделе Foreign Policy, где есть такой пунктик – Finding a Solution to the Conflict in Ukraine.
В целом, позиция Запада выглядит так.
Воссоединение Крыма с Россией не признаётся Западом, и по-прежнему считается аннексией.
Прекращение «конфликта на Востоке Украины» (так в документе) должно стать результатом поиска дипломатического решения. Основным форматом переговоров по Украине остаётся формат «Нормандская четвёрка». В вопросах технического разруливания и поисках мирного решения ключевая роль отдаётся ОБСЕ, которая курирует деятельность Трёхсторонней контактной группы.
Далее следует совершенно бессмысленный и ни к чему не обязывающий фрагмент: «Мы призываем все стороны в полной мере выполнять Минские соглашения, включая пакет мер для их реализации, подписанный 12 февраля 2015 года в Минске, в установленном формате Трехсторонней Контактной группы и четырех рабочих групп». Кто забыл, в Минских соглашениях сторонами являются, я цитирую, «Посол Хайди Тальявини, Второй Президент Украины Л.Д. Кучма, Посол Российской Федерации на Украине М.Ю. Зурабов, А.В. Захарченко. И.В. Плотницкий».
Потом традиционно выражается обеспокоенность недавней активизацией военных действий и следует «призыв ко всем сторонам в полной мере уважать и осуществлять меры по прекращению огня и вывести тяжелые вооружения».
Ну, а теперь про то, что всех интересует. Про санкции, натурально. «Большая семёрка» и/или Запад напомнили, что «продолжительность санкций чётко увязана с полной реализацией российской стороной Минских соглашений и уважения (Россией – прим. авт.) суверенитета Украины. Санкции могут быть отменены, когда Россия выполнит эти обязательства».
В общем, нихуя не изменилось, и Запад по-прежнему считает Россию силой, поддерживающей одну из сторон в гражданской войне на Украине. При этом, себя Запад силой, поддерживающей другую сторону в гражданской войне на Украине, натурально, не считает.
Далее следует намёк более чем прозрачный. Запад намерен давить Россию и дальше, и члены Семёрки «готовы принять дополнительные ограничительные меры в целях давления на Россию, если её действия этого потребуют».
Чего же хочет Запад? Ну, тут всё просто. Ожидается, что «Россия остановит трансграничную поддержку сепаратистских сил и использует свое значительное влияние на сепаратистов для выполнения взятых Россией в Минске обязательства в полном объеме».
Фишка тут в том, что в Минских соглашениях нет ни слова про то, что Россия берёт на себя какие-то обязательства. Россия вообще не является стороной конфликта.
Единственный пассаж в тексте Минских соглашений, где упоминается Россия, выглядит так: «содействие со стороны центральных органов власти (речь идёт о центральных органах власти Украины) трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации»[1].
Это, собственно, и всё.
Таким образом, исключив Путина из «Большой семёрки», Запад, тем не менее, весьма внятно дал понять, что на обмен ядерными ударами он точно не пойдёт, а гражданский вооружённый конфликт на Украине замораживается. То есть мы с вами наблюдаем переход чисто к войне нервов.
А нервы обычно крепче у того, кому переизбираться не надо. Ну, вы поняли.