X

Китай и Россия – неравные партнеры в Евразии

Последние одновременные стратегические перемены Китая и России, как это ни парадоксально, отмечают более тесные связи, проблемы в США, неравное партнерство и соперничество между Москвой и Пекином в Евразии.

Стратегические сдвиги были подтверждены в прошлом месяце. Президент Китая Си Цзиньпин был почетным гостем на параде Победы в Москве девятого мая. Через несколько дней, 11 мая, Китай и Россия начали первые совместные военно-морские учения в Средиземном море. Десять дней учений продемонстрировали, что совместные войска способны проявить силу и сотрудничество в Средиземноморье, где господствует американский ВМФ. Ни Россия, ни Китай не имеют береговых линий в этом море. Таким образом, встало под сомнение первенство Америки в международных водах, которые соединяют Европу, Африку и Ближний Восток. Пекин дал понять, что Китай может играть своими военно-морскими мускулами  в отдаленных европейских водах так же, как США в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Китай и Россия имеют много общего. Оба являются авторитарными государствами, которые видят Соединенные Штаты в качестве угрозы для своей власти. Также у них есть территориальные претензии к соседним странам, и они поддерживают дипломатическое молчание по поводу амбиций друг друга к территориям Украины, Тибета, Японии и Филиппин.  Склонность к «бряцанью оружием» и завоеваниям оставляет их одинокими, но несущими угрозу и силу. Обе страны увеличивают свои военные расходы в то время, как Америка и ее союзники по НАТО сокращают оборонные бюджеты. Китай и Россия многое могут предложить друг другу. Москва и Пекин  получают выгоду от торговли в национальных валютах. Они  являются членами таких известных формирующихся  групп рынков, как БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и управляемый китайцами Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Тем не менее, гигантская экономика Китая дает ему преимущества в каждой из этих групп.

Русский Интерес

Политические и экономические необходимости подтолкнули Россию сблизиться с Китаем. Низкие цены на энергоносители и западные экономические санкции, введенные после присоединения Россией Крыма в марте прошлого года, вредят её экономике. Россия нуждается в деньгах, чтобы модернизировать свою инфраструктуру и в увеличении продаж оружия, чтобы её военная машина продолжала нормально функционировать. Не имея особого желания поставлять Китаю самое современное вооружение, Москва, в настоящее время встревоженная экономическим спадом России,  недавно продала ЗРК С-400  и самые передовые зенитные ракеты Пекину. Китай является первой страной, имеющей возможность приобрести эти ракеты, и может использовать их для поражения цели на Тайване, в Японии и в некоторых частях Индии.

Во время пребывания Си Цзиньпина в Москве, президент России Владимир Путин объявил о создании «единого экономического пространства Евразии», которое будет способствовать китайской стратегии развития пояса «Нового шелкового пути» с доброжелательным к России Евразийским экономическим союзом (ЕврАзЭС), в который в настоящее время входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан. Сообщение Путина обозначило перерыв в реализации его собственной пятилетней давности идеи «Большой Европы», простирающейся от Лиссабона до Владивостока, включающей Европейский Союз и управляемый Россией ЕврАзЭС. Москва развернулась к востоку и в первую очередь к Китаю.

Цель государств-участников ЕврАзЭС,  который начал функционировать с 1 января 2015 года, является обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на общей территории.

Общий рынок ЕврАзЭС имеет значение для экономического пояса Шелкового пути, призывает к более тесному дипломатическому согласованию стандартных торговых льгот  и зоны свободной торговли. Успешная реализация стратегии Пекина обусловит экономический и дипломатический перевес Китая в Евразии.

Путин и Си Цзиньпин подписали 32 соглашения в Москве, одно из них сулит миллиарды долларов китайских инвестиций в железную дорогу, соединяющуй Москву и Казань в европейской части России. Если Москва и Пекин согласятся продлить железную дорогу через Казахстан в Китай, линия может стать еще одним проектом Шелкового пути, который свяжет Китай с рынками на Ближнем Востоке и в Европе.

В мае прошлого года был подписан договор о поставках российского газа в Китай в течение следующих 30 лет стоимостью 400 миллиардов долларов. Но Москве и Пекину еще предстоит договориться о том, как газ будет поставляться в промышленные центры Китая, и о цене,  по которой Китай будет покупать газ. С прицелом на лучшую сделку, энергетически голодному Китаю предпочтительней купить дешевый туркменский газ, чем российский, реализуемый по высоким тарифам в европейские страны.

Китай является сильным партнером в последней русско-китайской ассоциации. Слабость России состоит в неспособности предложить Китаю что-либо, кроме дорогой энергии, оружия и полезных ископаемых. Пекин получает удовлетворение от конфуза Москвы, что он кредитует огромные суммы наличных денег и делает обширные инвестиции в Россию. Это подчеркивает её слабую позицию на переговорах и экономические трудности.

Related Post

Средиземноморское сотрудничество

Неравное русско-китайское партнерство обусловлено более, чем экономически. За последние несколько лет Средиземное море стало стратегически важным для Пекина. Средиземноморье имеет 70 процентов мировых энергетических ресурсов, которые могли бы помочь поддержать  прогресс Китая. Кроме того, глобальные амбиции Китая и его желание диверсифицировать свои рынки сбыта и источники энергии уже направили свои экономические и стратегические интересы на запад за пределы Азии к берегам южной Европы, северной Африки и Персидского залива.

Средиземноморье – это западный конец китайского нового Шелкового пути, который предназначен связать Китай с рынками по всей Центральной Азии, в Европе и на Ближнем Востоке. Шелковый путь нуждается в западном выходе к морю. Китайские компании способствуют модернизации портов Средиземного моря, в таких городах, как Пирей в Греции, Марсель  во Франции и Барселона в Испании. В Израиле Китай строит железнодорожные линии, соединяющие Тель-Авив и Хайфу на средиземноморском побережье с Эйлатой в северной части  стратегически важного Красного моря, одного из морских путей, связывающих Европу, Персидский залив и Восточную Азию. В Африке Китай разрабатывает Порт-Судан с целью совершенствования своих транспортных поставок в Красном море, в Восточной Африке и в регионе Африканского Рога.

Экономические интересы могут дать толчок к расширению военного присутствия Китая в Средиземноморье. Сотрудничая с Россией, Китай может конкурировать с западными флотами за влияние в Средиземноморье.

Стратегический театр в Центральной Азии

Тем не менее, русско-китайское сотрудничество не может скрыть соперничество за экономическое влияние в Центральной Азии. Экономически осажденная Россия не может предложить странам Центральной Азии щедрые инвестиции, которые может дать им Китай. Действительно, Китай вытеснил Россию в качестве главного ростовщика в Центральной Азии. Пекин имеет хорошую причину, чтобы инвестировать в транспорт и сети снабжения Центральной Азии. Лучшие транспортные сооружения могли бы связывать Китай с европейскими рынками и дадут Пекину больший доступ к нефтяным ресурсам Казахстана, месторождениям полезных ископаемых Кыргызстана и природному газу, добываемому в Туркменистане.

Китай позитивно относится к тому, что не все страны Центральной Азии приходят в восторг от представляющихся преимуществ  вступления в ЕврАзЭС. Они опасаются, что Россия может использовать ЕврАзЭС, чтобы запугать их и сделать зависимыми от разрушающегося рубля. Центральноазиатские государства являются активными участниками в новой большой игре между Китаем и Россией. Всего лишь десять лет назад пять недавно получивших независимость стран перекачали свои огромные запасы нефти и газа в Россию. Теперь есть шансы, что новый «энергетические находки» будут отправлены на восток в Китай. Два года назад Си Цзиньпин открыл второе по величине в мире газовое месторождение в Галкыныше на юго-западе Туркменистана. Как четвертый по величине держатель в мире запасов газа, Туркменистан приветствовал начало разработок месторождений, так ему придётся прибегнуть к  новым экспортным маршрутам для поставок топлива, чтобы минимизировать свою зависимость от старых трубопроводов в Россию.

Между тем, инвестиции Китая в казахстанскую энергетику раздражают Россию, которая хочет сохранить владение  своих компаний над казахстанской нефтью и газом.

Растущие экономические связи Китая с Центральной Азией сверх того подчеркиваются планами финансировать 16,3 миллиардов долларов в железнодорожные линии, автодороги и трубопроводы в регионе. Китай строит сеть газопроводов «Средняя Азия-Китай», которая начинается в Туркменистане и проходит через Узбекистан, Кыргызстан, а также Казахстан и завершится в западной провинции Синьцзян в Китае. В прошлом году Китай начал работу над газопроводом из Таджикистана в Синьцзян на северо-западе Китая. Другой трубопровод будет поставлять нефть из Казахстанской части Каспийского моря в провинции.

В то время, как Россия обращает свои стратегические оси на восток, изо всех сил пытаясь сохранить свое влияние в Центральной Азии, Китай движется в западном направлении с целью стать великой евроазиатской державой. То, что они находят общий язык, и их объединяют большие  экономические и военные связи,  только показывает их конкурирующие интересы в приграничных России регионах Центральной Азии. Взаимно полезные и, вероятно, дружественные друг к другу  на самом деле они ведут между собой борьбу за первенство в Евразии.

Связанные записи