X

Геополитические завоевания не спасут национальную гордость

Национальная гордость – это положительная социальная установка к своей стране в целом или к ее конкретным достижениям. Ученые относят гордость к одному из основных компонентов политической культуры, однако современные национальные государства прилагают специальные усилия, чтобы поддерживать у населения достаточно высокий уровень гордости.

Исходя из этого, Маргарита Фабрикант и Владимир Магун в своем исследовании «Гордость человека своей страной: индивидуальные и страновые детерминанты» подошли к описанию феномена национальной гордости с точки зрения наличия двух ее видов: когнитивного (рационального) и нормативного.

Разрыв между двумя измерениями национальной гордости основан на подходе из когнитивной психологии, который заключается в разделении мыслительных процессов на Систему 1 и Систему 2 (автор Дэниэл Канеман). Система 1 включает в себя набор готовых упрощенных приемов экономии когнитивных усилий, а Система 2 связана с процессом последовательной логической обработки информации с учетом конкретных фактов. Соответственно нормативная гордость является результатом активности Системы 1, а рациональная – Системы 2.

В ходе исследования Фабрикант и Магун проанализировали, какой вид национальной гордости сильнее выражен в тех или иных странах, а также влияние на нее страновых и индивидуальных факторов. Основной базой исследования послужили эмпирические данные Международной программы социальных исследований (ISSP) за 2003 год, полученные от 45993 респондентов из 36 стран и регионов. Самый большой объем выборки по России – 2383 человек. По результатам исследования подготовлен препринт «Grounded and Normative Dimensions of National Pride in Comparative Perspective».

В развитых странах правит рациональность

Чем успешнее в экономическом плане страна, тем в большей степени среди ее населения выражен уровень рациональной гордости. И, как правило, рациональная гордость в таких странах преобладает над нормативной. Примеры стран, где уровень рациональной гордости выше нормативной – Великобритания, Швейцария, Нидерланды. И, наоборот, в странах с более низким уровнем экономического развития преобладает нормативная гордость. Примеры – Филиппины, Словения, Португалия, Польша.

Показатели когнитивной национальной гордости, как отмечают Маргарита Фабрикант и Владимир Магун, связаны с объективными достижениями страны и стандартами, на фоне которых осуществляется оценка этих достижений. То есть, человеку недостаточно знать и видеть достижения своей страны, как таковые, чтобы прийти к рациональной гордости, необходимо еще и понимать, что страна выделяется по тем или иным показателям.

Что касается нормативной национальной гордости, то достижения страны в данном случае не играют такой роли. Этот вид гордости может быть значимо связан, например, с уровнем религиозности в стране или национальной политической пропагандой, когда среди населения присутствует и вырабатывается готовность к некритичному восприятию транслируемых норм.

В одних и тех же странах могут быть ярко выражены оба вида национальной гордости. Пример тому США и Ирландия, которые находятся на первом и третьем месте соответственно среди исследуемых стран по уровню рациональной гордости и на третьем и четвертом месте по уровню нормативной гордости. Кроме США и Ирландии в пятерку лидирующих «рациональных» стран входят Австралия, Канада, Новая Зеландия. Уровень нормативной гордости наиболее высок (также кроме США и Ирландии) в Венесуэле, Филиппинах и Чили.

Россияне гордятся историей

Исследовательский анализ показал, что в постсоциалистических странах в целом не высок уровень когнитивной национальной гордости. Россия оказалась в этом плане на 35 месте. На последнем месте – Латвия, близко к России также находятся Болгария, Тайвань, Словакия, Южная Корея. «Россия имеет более низкий уровень рациональной гордости, чем следовало бы ожидать от страны с аналогичным уровнем экономического развития», – отмечают исследователи. Это, по их мнению, может объясняться историческим опытом соревнования с наиболее развитыми странами, что задает более высокую планку сравнения. В результате, «специальные» меры, как, например, активизация геополитической повестки дня ради того, чтобы усилить гордость населения за свою страну, может иметь непредвиденный обратный эффект, считают авторы исследования.

Уровень нормативной национальной гордости в России повыше– 27 место. Согласно данным исследования, национальная гордость, основанная на некритичном восприятии, коррелирует не только с религиозностью, но и с невысоким уровнем образования. «Такая безусловная любовь к родной стране без признания достоинств может чем-то напоминать патриотизм, чем-то национализм», – отметила Маргарита Фабрикант. Вдвойне высокий уровень нормативной гордости может давать совпадение двух факторов – отсутствие высшего образования и относительный материальный успех, а также восприятие собственного социального статуса, как высокого. «В таком случае человек не особо анализирует ситуацию, но в то же время благодарен за то, что ему дала родная страна», – пояснила исследователь.

Авторы отмечают, что нормативная гордость в большей степени подвержена манипулятивному воздействию, поскольку в поиске объективных оснований для национальной гордости люди с готовностью воспринимают любую положительную информацию о достижениях своей страны.

В ходе презентации исследования Маргарита Фабрикант представила данные по отдельным показателям, являющимися поводами для национальной гордости россиян в динамике за 2012—2014 годы. Больше всего россияне гордятся историей, спортом, литературой и искусством. В аутсайдерах – социальная защита, справедливость и равенство, демократия и экономика. За двухлетний период наиболее вырос уровень национальной гордости по таким показателям, как вооруженные силы и политическое влияние в мире.

 Полная версия доклада «Гордость человека своей страной: индивидуальные и страновые детерминанты»