«Если слишком низкие цены на энергоносители поддерживаются умышленно, это влияет и на тех, кто вводит ограничения. Появится проблема, и она будет разрастаться, ухудшая ситуацию не только для России, но и для наших партнёров»
– Президент России Владимир Путин.
Сложно понять, какая именно страна больше всего пострадает от падения цен на нефть. Пока наибольшему удару подверглись, конечно же, Россия, Иран и Венесуэла, но с течением времени это изменится. О чём стоит тревожиться администрации Обамы, так это о вторичных эффектах, которые неизбежно проявятся в виде более высокого уровня безработицы, волатильности рынка и ненадёжных балансовых отчетах банков. Именно здесь будет настоящий ущерб, ведь именно тут дефицит балансовых отчётов и токсичные кредиты могут перейти в полномасштабный финансовый кризис. Взгляните только на эту рекламу от Ника Каннингема на Oilprice.com и увидите, что я имею в виду.
«По оценкам Федерального Резервного Банка Далласа, около 250 000 рабочих мест в восьми штатах США будут потеряны только в 2015 году, если цена на нефть не вырастет. Более 50% этих потерь рабочих мест придётся на Техас, лидера нефтедобывающей отрасли страны.
Появились некоторые первые признаки того, что падение темпов бурения может распространиться на производственный сектор Техаса… один из директоров металлургической компании заявил, что «падение цены на сырую нефть вскоре крайне негативно повлияет на положение дел». Другая машиностроительная компания, производящая оборудование, заявила: «Низкие цены на нефть подтолкнут сокращение темпов бурения в США, что в свою очередь уменьшит рынок для нашей продукции».
Подобные же чувства и у производителя химической продукции, заявившего: «более низкие цены на нефть неблагоприятно повлияют на прибыли. Волатильность в энергетическом секторе вынудит наших потребителей снижать материально-производственные запасы».
В штатах вроде Техаса, Северной Дакоты, Оклахомы и Луизианы в прошедшие несколько лет наблюдался бум экономики из-за нарастания нефтедобычи. Но теперь сектор переживает спад, оставляя пробоины в списках численности работающих и в бюджетах штатов».
(«Низкие цены ведут к увольнениям в нефтяном секторе», Ник Каннингем, Oilprice.com)
Конечно, в промышленности постоянно увольняют рабочих, и это не всегда ведет к финансовому кризису. Но безработица – лишь одна часть общей картины, другая – снижение личного потребления. Взгляните:
«Снижение цен на нефть – более серьёзная помеха экономическому росту, чем растущая «экономия», практикуемая потребителем»… можно показать это наглядно на ежегодных изменениях Личных Расходов Потребителей (ЛРП) в целом в сравнении с ЛРП, потраченными на энергию и связанные с ней товары. Посмотрите на диаграмму ниже.
Снижение цен на энергию и снижение ЛРП.
Видите? Так что, несмотря на то, что вы могли прочитать в ведущих СМИ, более низкие цены на нефть не переходят в большее личное потребление или более резкий рост. Ровно наоборот, они имеют тенденцию усиливать дефляционное давление и снижать активность, что подавляет рост.
А есть еще и «эффект домино», когда рушащиеся цены и увольнения оказывают влияние на другие отрасли, например, добычу ископаемых, производство и химическую промышленность. Вот ещё из Oil Price:
«Производство нефти и газа составляет солидный блок компоненты «добычи и производства полезных ископаемых» в общей занятости. С 2000-го, когда цены на нефть резко выросли, на Техас приходилось более 40% всех рабочих мест в стране – по данным за первый квартал Федерального Резерва Далласа…
Большая часть «созданных» рабочих мест после финансового кризиса составляли низкооплачиваемые рабочие места в торговле, здравоохранении и других секторах услуг. И наоборот, рабочие места, созданные в энергетике – высокооплачиваемые с возможностями получить высокооплачиваемую работу в машиностроении, технологии, бухгалтерии, юриспруденции и так далее. На деле, каждое рабочее место, созданное в связанных с энергетикой отраслях, вызывало «лавинообразный эффект» создания 2,8 рабочих мест везде в экономике, от производства труб до ремонта, грузоперевозок и других транспортных услуг, ресторанном деле и розничной торговле…
Явное следствие падения цен на нефть состоят в том, что фактическая потеря прибылей приведет к сокращению производства, спаду в планировании капитальных затрат (что составляет почти ¼ всех капитальных затрат по S&P 500), замораживанию или снижению численности работающих и сокращению доходов и прибыльности…
Проще говоря, снижение цен на нефть и газ может вызвать большее снижение в экономике, чем «экономия» со стороны потребителей.
(«Миф бензиновых цен», Лэнс Робертс, oilprice.com)
Не слишком обнадеживающе, не правда ли? И всё же все мы слышит от СМИ, как экономика достигнет «скорости убегания» на фоне дешевизны нефти. Чушь. Это же просто больше «зелёных ростков» вздора, завернутых в пиар-рекламу. Факт остается фактом, экономике нужны хорошо оплачиваемые рабочие места больше, чем энергия по низким ценам. А теперь цены рушатся, рабочие места исчезают, что станет помехой росту. Взгляните на эти заголовки, которые я взял из Google News, они помогают показать, что происходит вне поля зрения:
- «Техас в опасности рецессии», CNN Money.
- «Техас, возможно, движется к нефтяной рецессии, по словам экономистов JP Morgan», Wall Street Journal.
- «Хорошие времена Техаса и Северной Дакоты могут превратиться в дурное падение цен на нефть», Bloomberg.
- “Низкие цены на нефть в новом году ударят по нефтедобывающим штатам», Vice News.
- «Ведущие нефтедобывающие американские штаты испытывают удар от падения цен на нефть», Business Insider.
Осознали? Если цены на нефть продолжат падать, резко вырастет безработица, замедлится активность, и экономика проиграет. Ущерб не будет ограничен только США. Взгляните вот на это из британского издания Telegraph:
«Согласно новым исследованиям, трети британских нефтяных и газовых компаний грозит опасность нехватки оборотного капитала, и даже банкротства из-за резкого падения цен на нефть».
Группа управления финансовыми рисками Company Watch полагает, что 70% британских компаний, занятых в поиске и добыче нефти, теперь уже неприбыльны, и испытывают значительные потери около 1.8 миллиардов фунтов.
Размах финансового давления, испытываемого крайне закредитованными буровиками в Британии таков, что, по оценкам Company Watch, треть из 126 нефтяных и газовых компаний на AIM и Лондонской Фондовой Бирже не приносит прибылей.
Открытием стало недавнее предостережение об ударе, который поразит нефтяную и газовую индустрию, поскольку падение цен на нефть в ноябре ускорилось, ведь ОПЕК решила сохранить уровень добычи нефти без изменений. Решение вызвало паники на нефтяных рынках, баррель нефти марки Бренд упал до 45 с июньских 60».
(«Трети зарегистрированных на бирже британских нефте- и газовых буровых компаний грозит банкротство», Telegraph)
Говорите, «паника на рынках»?
Ещё бы! Многие пришедшие в нефтедобычу оказались в этом бизнесе, чтобы воспользоваться преимуществом низких процентных ставок и лёгкими деньгами, полученными на рынке облигаций. Теперь цены рухнули, инвесторы шарахаются от связанных с энергетическим сектором «мусорных бумаг», как от чумы, что для небольших компаний делает невозможным оттянуть выплату долга или привлечь новый капитал. Когда начнётся массовый отказ от выполнения долговых обязательств такими компаниями, а он определённо начнётся, если цены на нефть не восстановятся, последствия ощутят все банковские балансы по всей стране, создавая предпосылки для ещё одной финансовой катастрофы. (Вот теперь мы говорим о финансовом кризисе.)
Основная проблема заключается в том, что банки связали воедино массу своих сомнительных долгов в продукты «финансовой инженерии», вроде облигаций, обеспеченных займами (CLO) и облигаций, обеспеченных долговыми обязательствами (CDO), которые неизбежно обесценятся, как только заёмщики не смогут обслуживать долги. Полосу неудач можно немного отсрочить, но фактически, если цены не восстановятся, значительное число компаний будут разоряться, что подтолкнёт вечно недокапитализированную банковскую систему на самый край пропасти. Вот почему план Вашингтона уронить цены на нефть (чтобы навредить экономике России) мог иметь смысл в краткосрочной перспективе (принудить Путина к покорности), но в качестве долгосрочной стратегии – это чушь. А что ещё безумнее, так это решение Обамы продолжать следовать тому же идиотскому плану при том, что Путин не отступил ни на дюйм. Взгляните на понедельничную статью в «Рейтерс»:
«Администрация Обамы открыла новый фронт в глобальной битве за долю на нефтяном рынке, эффективно расчистив путь для поставок миру до миллиона баррелей в день сверхлёгкой американской нефти…
Министерство торговли во вторник прервало годовое молчание по поводу остававшегося спорным четыре десятилетия запрета на экспорт нефти, заявив, что начинает санкционирование отложенных запросов на продажу лёгкой нефти за границу».
Для вас, уважаемый читатель, это имеет смысл? С чего бы Обама вдруг предпочёл сменить правила игры, когда он знает, что это увеличит поставки и толкнет цены ещё дальше вниз? Зачем ему это делать? Конечно же, он не хочет причинить больше огорчений внутренним производителям, не правда ли?
Само это действие произошло в критической ситуации на нефтяном рынке. Мировые цены с лета упали до менее $60 за баррель, а ведущий экспортёр Саудовская Аравия, когда-то защитник цены $100, отказалась сократить производство, столкнувшись с наращиванием производства сланцевой американской нефти на фоне умеренного глобального спроса…
Учитывая, что мировые нефтяные рынки находятся в движении, неясно, насколько американский конденсат найдет спрос за границей.
(«США открывают кран нефтяного экспорта, расширяя битву за глобальный рынок», Reuters)
Ну, пусть Обама сам себе отвечает на этот вопрос. Вот отрывок из интервью президента Национальному общественному радио (NPR) всего лишь неделю назад. В середине интервью Стив Инскип спрашивает Обаму :
«Вы просто счастливчик, ведь цена нефти упала и их валюта рухнула или… это нечто, что сделали вы?»
Барак Обама:
«Если вспомнить, их (России) экономика уже сокращалась, и капитал убегал ещё до падения цен на нефть. И частью наших логических обоснований в этом процессе было то, что единственное, что удерживало экономику на плаву, была цена на нефть. И если бы мы действительно были упорны в применении санкционного давления, со временем это сделало бы экономику России достаточно уязвимой; и если и когда были бы такие сбои из-за цены нефти – неизбежно они бы что-то собрались сделать, не в этом году, так в следующем или через год – и у них возникли бы огромные трудности в их преодолении».
(«Полный текст интервью президента Обамы NPR»)
Или я ошибаюсь, или Обама только что признал, что жаждал «подрыва» «цен на нефть» потому, что рассчитывал – у Путина будут «большие сложности в преодолении этого»?
Разве это не то же самое, что сказать – всё было частью плана Вашингтона; снижение цен было лишь «вишенкой на торте» в ассиметричной атаке на российскую экономику? Звучит именно так. И одновременно объясняет, почему Обама позволил внутренним производителям выбросить больше нефти на рынок, рассчитывая, что это ещё больше собьет цены. Несомненно, ничто не имеет такого значения, как политика причинения ущерба России.
Так что, возможно, теории о «нефтяном сговоре» Соединённых Штатов с Саудовской Аравией не так уж далеки от истины, в конце-то концов. Возможно, прав Патрик Смит из Salon, когда говорит:
«Менее чем через неделю после подписания минского соглашения Керри предпринял почти незамеченный вояж в Джедду для встречи с королём Абдуллой в его летней резиденции. Когда об этом сообщили, всё выглядело, как часть кампании Керри по обеспечению арабской поддержки в борьбе против «Исламского Государства».
Остановимся тут. Этим визит не исчерпывался, так мне говорят заслуживающие доверия источники. Вторая половина визита была связана с неистребимым желанием Вашингтона обрушить экономику России. Ради этого Керри сказал саудиты: 1) поднять производство и 2) снизить цену на сырую нефть. Впомните эти имеющие к делу цифры: саудиты производят баррель нефти с затратами меньше $30, и это достаточно для поддержания национального бюджета, русским необходимо $105.
Вскоре после визита Керри саудовцы начали наращивать производство – более чем 100 000 ежедневно весь остаток сентября, дальше – больше…
Подумайте. Приближается зима, серьёзные проблемы с добычей в Ираке, Нигерии, Венесуэле и Ливии, остальные члены ОПЕК умоляют – а саудиты делают последовательные шаги, чтобы наверняка ещё ниже опустить цены? Посчитайте, помня о малоизвестной поездке Керри, а чтобы вам помочь, я предлагаю вот это, из весьма надёжного источника с рынка сырьевых товаров:
«Существуют очень мощная лапа, подталкивающая именно сейчас мировые поставки нефти», написал недавно этот источник по электронной почте».
(«Что в действительности произошло в Пекине: Путин, Обама, Си и закулисье, о котором не скажут СМИ», Патрик Л. Смит, Salon)
Владимир Путин: Враг Государства Номер 1
Давайте сразу к делу: всё это мошенничество с нефтью на самом деле направлено против одного человека – Владимира Путина. Есть много причин, по которым Вашингтон хочет избавиться от Путина, и первая – президент России стал препятствием на пути планов США по развороту к Азии. Это главный момент. Пока Путин у руля, будет расти сопротивление движению НАТО на восток и военной экспансии Вашингтона в Центральную Азию, что подрывает планы США окружить Китай и остаться единственной в мире сверхдержавой. Вот отрывок из «Великой шахматной доски» Збигнева Бжезинского, помогающий понять значимость Евразии для глобальных амбиций Вашингтона:
«… решает дело то, как Америка «справится» с Евразией. Власть, которая доминирует в Евразии, будет контролировать две из трёх самых передовых и экономически продуктивных регионов. Простой взгляд на карту позволяет предположить, что контроль над Евразией почти автоматически вызовет подчинение Африки, выдавливание Западного Полушария и Океании (Австралии) на геополитическую периферию относительно центрального мирового континента. Около 75% населения мира живут именно в Евразии, и большая часть физических богатств мира тут же, и в смысле предприятий, и в смысле полезных ископаемых. В Евразии находится около трёх четвертей известных миру энергетических ресурсов»
(Збигнев Бжезинский, «Великая шахматная доска: Американское превосходство и геостратегические императивы», стр. 31, цитата по изданию Seminal Book.)
Поняли? Превосходство в Азии – высший приоритет администрации, вот почему Соединенные Штаты ускоренно перебрасывают туда военные силы и средства. Посмотрите, из World Socialist Web Site:
«При «повороте к Азии» Обамы, в распоряжении Командования Вооруженных сил в зоне Тихого океана будет находиться более чем 60% американских вооружённых сил, что превышает показатель в 50% при администрации Буша. Сюда входят соглашения об американских военных базах на Филиппинах, в Сингапуре и Австралии, а так же возобновление прежних военных связей с Новой Зеландией и проходящие военные учения США в Таиланде, Малайзии, Индонезии и на Тайване... (и кроме того) масштабное развёртывание воинских контингентов в Японии и Южной Корее, в их числе и частей, оснащённых ЯО».
(«Глобальный масштаб американского милитаризма», Патрик Мартин, World Socialist Web Site)
«Большой сдвиг» уже происходит, вот почему надо убрать препятствия, и Путин должен уйти.
Во-вторых, Путин стал основной помехой стратегическим целям США в Сирии, Иране и на Украине. В Сирии Путин оказал поддержку Асаду, которого Соединённые Штаты хотели свергнуть ради того, чтобы перекроить карту Ближнего Востока и построить газопровод из Катара в Турцию для доступа на высокодоходный рынок ЕС.
В-третьих, Путин усилил многие коалиции и альянсы – банк БРИКС, ЕАЭС, ШОС – каждый из которых бросает вызов доминированию США в регионе, и представляет собой жизнеспособную альтернативу финансовым организациям вроде МВФ и Мирового Банка. Если ещё раз вернуться к «шахматной доске» Бжезинского, мы увидим, что США не может угрожать ни одна из стран, но им следует постоянно быть настороже из-за «региональных коалиций», которые могут сорвать планы правления миром. Вот ещё Бжезинский:
«… три великие императивы имперской геостратегии состоят в том, чтобы предотвращать заговоры и поддерживать подчинённое положение в вопросах безопасности среди вассалов; удерживать данников уступками и защитой; и удерживать варваров от объединения».
(Збигнев Бжезинский, «Великая шахматная доска: Американское превосходство и геостратегические императивы», стр. 40, цитата по изданию Seminal Book.)*
«Следовательно, Соединённым Штатам, возможно, придётся определить, как справляться с региональными коалициями, которые стремятся выдавить Америку из Евразии, таким образом угрожая статусу Америки, как глобальной державы».
(Ibid, стр. 55)
Как основатель и главный сторонник таких организаций (и инициатор гигантских энергетических сделок с Китаем, Индией и Турцией), Путин стал главной головной болью Вашингтона и вполне логичной мишенью для смены режима.
И, наконец, Путин делает всё, что в его силах, чтобы обойти сделки и финансовые транзакции, где доминирует доллар. Шаг прочь от системы – прямая атака на величайший источник силы США, возможность контролировать де-факто международную валюту и требовать от других стран накапливать доллары для закупок энергоносителей, а потом переводить в американские финансовые активы, фондовые акции и ценные бумаги американского Казначейства. Такая схема обращения нефтедолларов позволяет США иметь огромный дефицит текущего счёта без поднятия процентных ставок или снижения государственных расходов. Анти-долларовая политика Путина может уменьшить роль «зелёных бумажек» как резервной валюты и положить конец системе, которая легализует этот грабёж.
Вот почему Путин – враг государства номер 1. Потому что он блокирует поворот США к Азии, усиливает анти-вашингтонскую коалицию, саботирует цели американской внешней политики на Ближнем Востоке, создаёт организации, которые могут стать соперниками МВФ и Мировому Банку, заключает гигантские энергетические соглашения с ключевыми американскими союзниками, наращивает членство в интегрированном едином рынке Евразийского Экономического Союза и покушается на фундаментальную основу, на которых покоится вся империя США – доллар.
Естественно, политические воротилы в Вашингтоне встревожены таким развитием событий, равно как и новым мировым порядком, который явно выстраивается под руководством Путина. Но пока они не смогли ничего с этим поделать. Схемы смены режима от американской администрации и её фантазеров показывают снова и снова, что им не угнаться за «плохим парнем» Владом, который обходит их на каждом повороте.
Браво, Путин.