X

Австрийские поляки

В Галиции поляки имели основание рассчитывать, что общность религии, воспоминание о некогда оказанных услугах смягчат их положение. Они ошиблись в своих расчетах. Комиссар его “апостолического величества” (австрийского императора) Баум оказался грубым и безжалостным. Прежде всего пришлось принести присягу на верность. Люблинский воевода уклонился от этого унижения путем самоубийства; солдаты, перешедшие на австрийскую территорию, чтобы ускользнуть от русских войск, были разоружены и вынуждены служить императору. Последовали аресты, казни. Шляхте пришлось бороться с придирчивой бюрократией; в управлении введен был немецкий язык. Законы, по словам одного из современников, были изложены таким стилем, что их нельзя было понять ни в оригинале, ни даже в польском переводе. Всеми мерами старались стереть самое имя Польши и воспоминание о ней; запрещено было молиться богородице под именем королевы польской, как ее в Польше называли уже целых два века. Галицийцы скоро стали завидовать судьбе своих соотечественников, подпавших под власть России. Тем не менее, знатные семьи эмигрировали в Вену, где “польская партия” имела большой успех в салонах. В Галиции умственного движения почти не было; издавались только немецкие газеты. И все-таки Польшу не удалось онемечить. Наоборот, немцы зачастую ополячивались. Галицийский поэт Викентий Поль был сыном немецкого чиновника, служившего сначала в Люблине, а потом во Львове. Адам-Казимир Чарторыйский, ландмаршал Подолии и австрийский фельдмаршал, устроил в своем Пулавском замке настоящий музей польской истории и окружил себя группой патриотов и литераторов. В этот достопамятный замок, сады которого воспеты были Делилем, стекались патриоты любоваться на готический дом, на храм Сивиллы, поклоняться священным реликвиям — сабле Владислава Локотка, знамени Ядвиги, праху Коперника, черепу Кохановского. По выражению Козьмяна, заимствованному у Вергилия, то был своего рода польский Эпир, как тот Эпир, где Елена после падения Трои основала новый Пергам в миниатюре. Как настоящее национальное святилище, Пулавы сделались местом, куда устремлялись многочисленные паломники. Александр I посетил их в 1805 году.

С точки зрения экономической, австрийская администрация эксплуатировала провинцию как владение, обладание которым было не совсем надежно. Вынужденная отказаться от политической жизни, шляхта посвятила свои досуги земледелию, улучшила обработку своих земель и, вопреки желанию правительства, разбогатела. Крестьяне извлекли пользу из либеральных реформ императора Иосифа II и освободились от крепостной зависимости. [Это неточно. Наиболее характерные черты крепостных отношений просуществовали в австрийской Польше вплоть до 1848 года. — Прим. ред.] Русины дождались улучшения своего положения. Все три исповедания — католическое, униатское и православное — были совершенно уравнены в правах. В 1806 году император Франц вернул епископу Перемышля звание митрополита Галиции. Для будущих священников были учреждены при Львовском университете курсы русинского языка. В 1809 году русинские крестьяне решительно высказались против Наполеона и способствовали сохранению провинции под тем самым австрийским господством, от которого так стремились избавиться поляки.

Эрнест Лависс, Альфред Рамбо, «История XIX века». Т. I, ч. 2. ОГИЗ, М.: 1938г.