X

Режиссура массовых действ

В 1927 году в Москве, специально для первой всесоюзной спартаки­ады, был открыт стадион «Динамо», вмещавший 30 тысяч зрителей — самый большой на то время в стране. С 1931 года на этом стадионе еже­годно устраивались физкультпарады, становившиеся все грандиознее. В 1931 году в них приняли участие 40 тысяч человек, в 1932-м — 70 ты­сяч, в 1933-м — 80 тысяч, в 1934-м и 1935-м — по 120 тысяч, в 1936-м — 110 тысяч, с 1937-го по 1940-й — 40 тысяч человек в каждом (Петров 1986: 6). C 1936 года стал проводиться всесоюзный физкультпарад, ко­торый тремя годами позже приурочили к Всесоюзному дню физкуль­турника, отмечаемому в середине июля. Теперь всесоюзные парады проходили на Красной площади и, без преувеличения, превратились в главное шоу страны. Над их созданием работали лучшие режис­серы — мастер спорта Н.П. Серый, И.М. Туманов (Туманишвили), М.Д. Сегал, хореографы Р.В. Захаров, К.Я. Голейзовский, И.А. Моисеев), художники и сценографы П.В. Вильямс, Б.Г. Кноблок, В.В. Дмитриев, В. В. Иорданский, Г.И. Рублев, С.С. Кобуладзе, В.А. Сулемо-Самуйло, С. И. Ушинскас. Музыку к парадам писали композиторы Ю.Ф. Файер, А.Г. Новиков, А.Н. Цфасман, К.Я. Листов. И конечно, в них участво­вали легендарные спортсмены: гимнасты А.В. Азарян и В.И. Муратов, тяжеловесы Г.И. Новиков и С.И. Амбарцумян (см.: Терехович 2013). Физкультпарады сделались чистым зрелищем, потеряв всякую связь с повседневными занятиями трудящихся спортом. Они уже не были простым показом упражнений или шествием гимнастов, а включали все более и более сложные мизансцены. Парад на Красной площади в 1937 году, посвященный 20-летию Октября и принятию Конститу­ции, стал в этом отношении образцовым. Так, выступление белорус­ской делегации занимало 11 минут и называлось «Граница на замке» (постановка А.А. Губанова и И.А. Моисеева):

«350 девушек и юношей врываются на площадь. Внезапно вырастает большая березовая роща, в центре которой появляется пограничник в зеленой фуражке, зорко всматривающийся вдаль.

Зеленая роща шумит и раскачивается от ветра. И вдруг разом березы расступаются — из рощи „вылетают" на площадь голубые самолеты, их легкие крылья несут в руках физкультурницы в зеленых костюмах. Серебряные пропеллеры сверкают на солнце. Самолеты мчатся по пло­щади, а из сени берез выползают „танки". Гимнасты держат в руках металлические палки и, ловко покачивая и вращая их, создают полное впечатление движения гусениц трех стремительно мчащихся танков. На середине площади „танки" исчезают. Гимнасты рассыпаются по ней серебряными точками. „Самолеты" и „танки" сделали свое дело — фронт наступающего противника прорван. Физкультурники все теми же универсальными палками демонстрируют рукопашную схватку. Победа! К гимнастам выбегают девушки. В бешеном темпе начинает­ся танец. » (Конович 1990: 65).

Мейерхольд тоже принимал участие в устройстве физкультпарадов. В мае — июне 1939 года он разработал план выступления Ленин­градского института физкультуры им. Лесгафта на физкультурном параде в Ленинграде. Это была его последняя режиссерская работа. Его арестовали в ночь с 19 по 20 июня — незадолго до всесоюзного физкультпарада на Красной площади, приуроченного ко Дню физ­культурника.

Можно только предполагать, какие именно из театральных нара­боток вошли в эстетику физкультпарадов. Ритм, синхронность в ис­полнении фигур, равнения фронтальное и диагональное, круговые построения — существовали еще в военных парадах или массовых выступлениях гимнастов на сокольских слетах. Большое значение имело цветовое решение, колористика как отдельного номера, так и парада в целом. В гигантских многофигурных композициях чело­век превращался в отдельный штрих или частичку огромной мозаики. Трудность для художника заключалась и в том, что эти композиции не были статичными, а постоянно трансформировались, находились в движении. В этой связи процитируем воспоминания о многотысяч­ном параде 1947 года17. «Для того, чтобы сто тысяч зрителей на три­бунах стадиона могли оценить достижения спортсменов, — пишет художник М.Ф. Ладур, — они должны увидеть, понять и получить удовольствие не только от показа упражнений отдельных исполни­телей, но и почувствовать мощь коллективных выступлений, когда на поле стадиона одновременно действуют восемь или десять тысяч стройных юношей и девушек. Как сделать так, чтобы из этого большо­го коллектива не получилась скучная и рыхлая толпа, как построить упражнения, чтобы радость молодости и красоты захватила зрителей своей неповторимой прелестью?»18

Задача художника состояла в том, чтобы по ходу упражнений менять цвет костюма. При этом требовалось, чтобы для создания определен­ного настроения цвет и музыка действовали совместно, дополняя друг друга. Музыка — финал Пятой симфонии Чайковского — отличалась могучей и радостной силой. Мы, — вспоминает Ладур, — группа ху­дожественного руководства парада, недостаточно оценили ее воздей­ствие. На генеральной репетиции, когда зазвучал во всю силу свод­ный духовой оркестр, «полились потоки такой мощи, что некоторые наши цвета уже воспринимались слабее, чем без музыки. Особенно плохо пришлось синему цвету» (там же). Оказывается, синий — «труд­ный» цвет, и в массовом декоративном искусстве с ним редко можно добиться хороших результатов. По сравнению с торжествующей му­зыкой он выглядел тускло, мертво, невыразительно. Чтобы этот цвет оживить, придать ему активность, художники проделали десятки опы­тов на бумаге, на кусках ткани, на пробных образцах спортивных ко­стюмов. И добились того, что «синий цвет заискрился, заиграл множе­ством переливов и оттенков, стал радостным и сильным, приблизился к симфонии Чайковского». Помогло свойство глаз объединять на рас­стоянии разные оттенки цвета. Три тысячи маек юношей и три тыся­чи купальников девушек были разделены на 12 частей по пятьсот ко­стюмов и выкрашены в 12 разных оттенков синего цвета. А потом мы все эти цвета перемешали в полном беспорядке. «Уже на расстоянии 30-40 метров, — свидетельствует художник, — мы не различали цвет каждого отдельного костюма, а видели цельный массив вибрирующе­го синего цвета» (там же).

Related Post

Слияние разных цветов — отличный символ физкультпарада. Па­рад — это красиво, мощно и массово, настоящая эстетическая победа коллективного над индивидуальным, массы над единицей, режиссуры над стихийностью. Однако апофеоз «театрализации физкультуры» обернулся крахом идеи, заключавшейся в том, чтобы достичь един­ства и сплоченности, а не просто показать ее зрителям. То, что долж­но быть «народным праздником», превратилось в показуху (в около­театральном жаргоне даже появился говорящий сам за себя термин «постава»). «Власть» никогда не была столь далека от «народа», как на великолепных физкультпарадах сталинской эпохи, стоя на трибуне мавзолея; недаром после смерти вождя всесоюзные парады на Крас­ной площади прекратились. Апогей жанра был достигнут и пройден. Дальше последовало его вырождение, повторение прежних художе­ственных находок, превращение его в заформализованный и скучный «социально-педагогический метод идеологической, политико-воспи­тательной работы» (Конович 1990: 11). Публика поняла это раньше организаторов и, в большинстве своем, стала ходить на парады только по разнарядке. А в перестройку и устроители «массовых празд­неств» признали:

«Многие годы, выстраивая театрализованное действие, организа­торы оставляли вне поля зрения целые срезы общественной жизни с естественно возникающими потребностями людей в реализации праздничной ситуации. Столкнувшись же с нетабуированной действи­тельностью, мы далеко не сразу смогли уйти от ставшей весьма попу­лярной пародии эстетики театрализованных форм художественно-мас­совой работы, в частности, праздников-здравиц и помпезных зрелищ. Пути назад нет и быть не может. Настало время навсегда проститься с безвкусной изощренностью оформления, с громом фанфар при пол­ной пассивности людей» (там же: 202).

Где же те «дивные драмы, процессии, церемонии», о которых меч­тал будущий нарком Луначарский? Правда, он мудро предвидел все коллизии коллективного и индивидуального, массы и единицы, уже тогда, когда писал:

«Сегодня дерзкий индивидуалист бросит страстное слово в лицо коллективности и провозгласит священное и поруганное социализ­мом право господствовать над себе подобным, владеть им, терзать его, право на высшее наслаждение безграничной властью над себе подоб­ными. Завтра коллективность ответит ему, быть может, злой пародией на его необузданное сладострастие деспота» (Луначарский 2008: 23).

Театр коллективного энтузиазма

Связанные записи