X

Перспективы подключения Китая к ограничению ядерных вооружений

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЯДЕРНЫХ СИЛ КИТАЯ

Ядерные силы Китая представляют собой триаду, включающую авиационный, наземный и морской компоненты.

Авиационный компонент ядерных сил состоит из стратегической авиации и тактических авиационных носителей ядерного оружия.

В стратегической авиации насчитывается до 120 дальних бомбардировщиков типа «Хун-6» (Н-6) различных модификаций: от устаревшего «Хун-6А» до современного «Хун-6К». Эти самолеты являются носителями как ядерных, так и обычных вооружений. Они сведены в три дальнебомбардировочные дивизии (8-ю, 10-ю и 36-ю), в каждой из которых по два авиаполка (в авиаполку до 20 самолетов).

Бомбардировщики «Хун-6А» и «Хун-6Е» способны нести в бомбоотсеке одну ядерную бомбу В-5 мощностью 2 Мт, а их радиус боевого применения составляет 1800 км.

Бомбардировщик «Хун-6Н» может нести на подкрыльевых пилонах две ядерные крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ) «Чан Цзян-10А» (CJ-10A), а его радиус боевого применения достигает 3000 км за счет увеличения запаса топлива (вместо бомбоотсека в фюзеляж встроен дополнительный топливный бак). Дозвуковая управляемая КРВБ «Чан Цзян-10А», оснащаемая ядерной боевой частью мощностью 20—90 кт, создана китайцами в конце 1990-х годов путем симбиоза советской стратегической КРВБ Х-55, приобретенной Китаем по контрафакту у Украины, и американской крылатой ракеты «Томагавк», поставленной Китаю Пакистаном. Дальность стрельбы КРВБ «Чан Цзян-10А» зависит от профиля полета и может достигать 2000 км.

Самый современный китайский бомбардировщик «Хун-6К», которому на Западе присвоено обозначение «Барсук», принят на вооружение в 2007 г. В отличие от модификаций «Хун-6Е» и «Хун-6Н» этот самолет не перестраивается из старых самолетов, а изготавливается с нуля. Это дозвуковой самолет (максимальная скорость — 1050 км/ч) с двумя турбореактивными двигателями Д-30КП российского производства, способный нести на подкрыльевых пилонах до шести КРВБ «Чан Цзян-10А». Его радиус боевого применения — 3500 км. Как считают специалисты, бомбардировщик «Хун-6К» обладает большим модернизационным ресурсом и может остаться в строю до 2050 г.

На конец 2013 г. в стратегической авиации Китая, по оценке, имелось до 50 бомбардировщиков «Хун-6А» и «Хун-6Е», а также порядка 70 бомбардировщиков «Хун-6Н» и «Хун-6К» (последних — не менее 20). Если исходить из этого, выделяемый для данных самолетов боекомплект ядерных боеприпасов может составлять 270 единиц (50 ядерных бомб В-5 и 220 ядерных боевых частей к крылатым ракетам «Чан Цзян-10А»).

В настоящее время осуществляется реструктуризация стратегической авиации Китая, сопровождаемая выводом из состава дальнебомбардировочных дивизий устаревших самолетов «Хун-6А» и «Хун-6Е» с заменой их на самолет «Хун-6К». Учитывая, что темпы вывода устаревших самолетов из боевого состава превышают темпы поступления нового самолета, ожидается, что в ближайшие годы количество самолетов в стратегической авиации сократится до 80—90 единиц.

По сообщениям в СМИ, в Китае начаты опытно-конструкторские работы по созданию стратегического ракетоносца «Хун-8», в конструкции которого многое заимствовано от американского стратегического бомбардировщика В-2А. Однако заслуживающие наибольшего доверия источники эту информацию не подтверждают.

Тактическими авиационными носителями ядерного оружия в Военно-воздушных силах (ВВС) Китая являются устаревшие истребители-бомбардировщики «Цян-5А» (Q-5A) и современные многоцелевые истребители «Цзянь-16» (J-16). Каждый из этих самолетов может нести одну ядерную бомбу В-4 переменной мощности от 5 до 20 кт. Радиус боевого применения самолета «Цян-5А» составляет 400 км (с двумя подвесными топливными баками — 1000 км), а самолета «Цзянь-16» — 1100 км.

К концу 2013 г. в ВВС Китая могло насчитываться до 280 тактических самолетов — носителей ядерного оружия, из них истребителей «Цзянь-16» — около 40. Всего для этих самолетов с учетом войскового резерва могло быть выделено до 300 ядерных бомб В-4.
В настоящее время интенсифицирован процесс вывода из боевого состава ВВС Китая устаревших самолетов «Цян-5А». Учитывая это обстоятельство, следует ожидать, что в ближайшей перспективе количество тактических самолетов — носителей ядерного оружия в ВВС Китая сократится до 200—220 единиц, поскольку темпы сертификации истребителей «Цзянь-16» для выполнения ядерных задач невысоки (порядка 10 самолетов в год).

Китай планирует закупить у России небольшую партию наиболее совершенного на сегодня отечественного многофункционального истребителя Су-35С. Если эта сделка состоится, то нельзя исключать, что в перспективе на базе этого самолета китайцы создадут новый авиационный носитель тактического ядерного оружия.

Наземный компонент ядерных сил Китая представлен Вторым артиллерийским корпусом (другое его название — Стратегические ракетные войска) Народно-освободительной армии Китая (НОАК). На конец 2013 г. в составе этого корпуса имелось шесть ракетных баз (51-я, 52-я, 53-я, 54-я, 55-я и 56-я) и обособленная 22-я база, являющаяся центральным хранилищем ядерных боеприпасов. Эта база решает задачу ядерного обеспечения в интересах всех видов войск НОАК.

Ракетные базы дислоцируются на территории шести из семи имеющихся в Китае военных округов, а именно в Шэньянском, Нанкинском, Чэндуском, Цзинаньском, Гуанчжоуском и Ланьчжоуском. На этих базах развернуты 34 ракетные бригады:

• три бригады с 20 пусковыми установками МБР «Дунфан-5А» (дальность стрельбы — до 12 000 км);
• одна бригада с 7 пусковыми установками МБР «Дунфан-31» (дальность стрельбы — до 8000 км);
• три бригады с 24 пусковыми установками МБР «Дунфан-31А» (дальность стрельбы — до 12 300 км);
• одна бригада с 7 пусковыми установками «Дунфан-4» (дальность стрельбы — до 5200 км);
• две бригады с 26 пусковыми установками БРСД «Дунфан-21» (дальность стрельбы — до 2000 км);
• шесть бригад с 76 пусковыми установками БРСД «Дунфан-21А» (дальность стрельбы — до 2800 км);
• три бригады с 36 пусковыми установками БРСД «Дунфан-21С» (дальность стрельбы — до 2800 км);
• две бригады с 24 пусковыми установками БРСД «Дунфан-21D» (дальность стрельбы — 1600—2000 км в зависимости от массы головной части);
• четыре бригады с 64 пусковыми установками ОТР «Дунфан-15А» (дальность стрельбы — до 900 км);
• две бригады с 32 пусковыми установками ОТР «Дунфан-15В» (дальность стрельбы — до 900 км);
• четыре бригады с 108 пусковыми установками ОТР «Дунфан-11А» (дальность стрельбы — до 500 км);
• две бригады со 54 пусковыми установками КРНБ «Дунхай-10» (дальность стрельбы — до 2000 км) 6.

Таким образом, во Втором артиллерийском корпусе насчитывается 478 развернутых пусковых установок (51 с МБР, 169 с БРСД, 204 с ОТР и 54 с КРНБ).

В настоящее время межконтинентальные и средней дальности баллистические ракеты за исключением БРСД «Дунфан-21D» оснащаются моноблочными ядерными головными частями мощностью от 300 кт до 2 Мт, оперативно-тактические ракеты — моноблочной ядерной головной частью переменной мощности от 5 до 20 кт, а КРНБ — моноблочной ядерной боевой частью мощностью 20—90 кт. БРСД «Дунфан-21С», ОТР и КРНБ также могут оснащаться неядерными головными частями, а БРСД «Дунфан-21D» — только неядерной головной частью. Эта ракета специально разработана для поражения надводных кораблей противника (принята на вооружение в конце 2012 г.). Она оснащается управляемой фугасно-осколочной боевой частью с радиолокационной головкой наведения и системой селекции целей.

Выделяемый для ракетных бригад Второго артиллерийского корпуса боекомплект ядерных боеприпасов может с учетом войскового резерва составлять до 470 единиц.

В совершенствовании наземного компонента ядерных сил Китая акцент сделан на оснащение МБР и БРСД разделяющейся головной частью типа «Мирв» (с боеголовками индивидуального наведения) и средствами преодоления противоракетной обороны. Наряду с этим ведется разработка двух новых ракет мобильного базирования — БРСД «Дунфан-25» и МБР «Дунфан-41».

Твердотопливная БРСД «Дунфан-25» создается на базе первой и второй маршевых ступеней МБР «Дунфан-31» с оснащением ее разделяющейся ядерной головной частью с тремя боеголовками индивидуального наведения на цель. Предположительно максимальная дальность стрельбы этой ракеты составит 4000 км. Ее принятие на вооружение возможно на рубеже 2016 г.

Трехступенчатая твердотопливная МБР «Дунфан-41» создается как универсальная ракета, предназначенная для развертывания на двух типах мобильного ракетного комплекса — грунтового и железнодорожного. По имеющейся информации, она будет оснащаться ядерной головной частью с 6—10 боеголовками индивидуального наведения на цель.

Предполагается, что дальность стрельбы этой ракеты составит 10 000—12 000 км.

Новым направлением становится создание ракетоносителя с гиперзвуковым планирующим летательным аппаратом, который может оснащаться ядерным зарядом. Его первое летное испытание проведено в январе 2014 г.

Морской компонент ядерных сил Китая пока развит слабо. Он состоит из трех атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ): одной лодки типа «Ся» (проект 092) с 12 БРПЛ «Цзюйлань-1» (дальность стрельбы — до 2400 км) и двух лодок типа «Цзинь» (проект 094) с 12 БРПЛ «Цзюйлань-2» на каждой. Дальность стрельбы этой БРПЛ — до 8000 км.

БРПЛ «Цзюйлань-1» оснащается моноблочной ядерной головной частью мощностью 350 кт, а БРПЛ «Цзюйлань-2» — моноблочной ядерной головной частью мощностью 500 кт.

Строительство ПЛАРБ типа «Ся» и производство БРПЛ «Цзюйлань-1» прекращено в 1990-х годах, а имеющаяся лодка этого типа практически постоянно находится у пирса в военно-морской базе Циндао на полуострове Шаньдун.

Строительство ПЛАРБ типа «Цзинь» ведется в рамках реализации программы «Великая океанская стена», которая предусматривает ввод в строй к 2020 г. пяти (по другим данным — шести) лодок данного типа. В настоящее время на стапелях Бохайского судостроительного завода находятся в разной степени готовности третья и четвертая лодки. Вместе с тем принятые в боевой состав Военно-морских сил Китая две первые лодки типа «Цзинь» до сих пор не обрели оперативного статуса (они не привлекаются к боевому патрулированию). Причина состоит в том, что БРПЛ «Цзюйлань-2», которой вооружены эти лодки, не принята на вооружение. Ныне данные лодки базируются на военно-морской базе Юйлинь на острове Хайнань.

Существующие войсковые запасы ядерных головных частей для БРПЛ «Цзюйлань-1» оцениваются в 15 единиц, для БРПЛ «Цзюйлань-2» — в 30 единиц.

В развитии морского компонента ядерных сил Китая основные усилия направлены на ускорение строительства ПЛАРБ типа «Цзинь» и завершение летных испытаний БРПЛ «Цзюйлань-2», чтобы принять эту ракету на вооружение в конце 2014 г. Наряду с этим ведется опытно-конструкторская работа по оснащению БРПЛ «Цзюйлань» разделяющейся головной частью типа «Мирв» и средствами преодоления противоракетной обороны.

Перспективное направление — постройка головной ПЛАРБ нового поколения (проект 096), которая во многом будет аналогична американской ПЛАРБ класса «Огайо». Эту лодку планируется вооружить 24 БРПЛ.

Проведенная оценка китайского ядерного потенциала свидетельствует, что сегодня Китай обладает третьим после России и США ядерным арсеналом. Его запасы ядерных боеприпасов, предназначенных для оперативного развертывания, составляют около 1100 единиц, что в два раза больше, чем у Великобритании и Франции вместе взятых.

К тому же при оценке ядерного арсенала Китая не следует сбрасывать со счетов такой фактор, как наличие в местах дислокации ракетных баз Второго артиллерийского корпуса развитой системы подземных тоннелей общей протяженностью в несколько тысяч километров. Это наводит на предположение, что в этих грандиозных сооружениях может находиться значительное количество резервных мобильных пусковых установок с баллистическими и крылатыми ракетами, а также склады ядерных боеприпасов.

Представляется очевидным, что Китай осуществляет серьезную долгосрочную программу создания качественно новых ядерных сил и его ядерный арсенал не следует недооценивать. Настало время для вовлечения Китая в том или ином формате в переговорный процесс по ядерному разоружению, без чего вряд ли возможно придать этому процессу дополнительный импульс, даже в случае урегулирования ныне существующих разногласий между Россией и США.

Перспективы подключения Китая к ограничению ядерных вооружений