Была такая забава — подкладываешь под лист бумаги пятак «орлом» вверх и штрихуешь карандашом. В результате появляется вполне себе реалистичный рисунок монеты. Попробуйте – сами убедитесь.
Вставлю-ка и я свои пять копеек под минский протокол о прекращении огня. Первые впечатления стёрлись, восторги и проклятья поутихли, и оказалось, что этот документ никого не устраивает. Во всяком случае, тональность аналитиков именно такова.
В этом главная суть протокола – он фиксирует тот факт, что стороны не достигли своих целей. Сторонам надо было сесть и перетереть. Перетереть – это естественное состояние постсоветских элит, зашедших в тупик.
Геополитические манипуляции, глобальных игроков и мировые шахматные доски я в расчёт не беру по двум соображениям:
а) для этого есть специально обученные люди;
б) у нищих красть – грех.
Итак, украинская элита, получив передышку, явно не знает, что с этим счастьем делать. Донбасс юридически сохранён в границах Украины, но в политическом, экономическом и электоральном смысле потерян.
ДНР и ЛНР, прекратив свой решительный разбег к морю, остаются переговорной стороной без суверенного статуса. Собственно, субъектами переговоров они (республики) не являются. Субъектами переговоров являются, как это всегда бывает в гражданской войне, влиятельные полевые командиры. Полевые командиры способны навязывать противнику свою волю на поле боя. Обеспечивать нормальную гражданскую жизнь – не их сильная сторона. Поддерживать высокий боевой дух в ополченцах числом до 20000 – задача решаемая. Чтобы поставить на мобилизационные рельсы регион в 7 миллионов человек нужна идеология. Следует быть честными: современная идеология Новороссии не является массовой, в отличие от современной идеологии украинского фашизма и/или нацизма.
Отмобилизовать население Украины можно (в силу наличия у неё мощного репрессивно-карательного аппарата, способного терроризировать население в больших масштабах), отмобилизовать население ДНР и ЛНР нельзя, а на создание заградотрядов вожди Донбасса пойти не могут – потеряют даже не поддержку, а нейтралитет тыла. Следовательно, наступательный порыв быстро исчерпается, а любой отход/отступление ополченцев в условиях информационной войны будут раздуты до размеров поражения и краха. Для полевых командиров это вопрос жизни и смерти – неудачникам сразу откажут в доверии.
Значит, задача ДНР/ЛНР – создать такие условия для торга с Киевом, которые обеспечат Донбассу возможность получить по максимуму за имеющиеся на данный момент территориальные и экономические активы.
В идеале мне это видится так: возложить на Киев обязанность по поддержанию социальной инфраструктуры и жизнеобеспечения региона, Финансирование обеспечить, чего уж там. При условии, что Киеву позволят считать Донбасс по-прежнему украинским, это хороший гешефт.
Для Киева это, в принципе, неплохой выход из военно-политического тупика. Полученную передышку можно использовать для укрепления президентской вертикали Порошенко, ликвидации стихийной атаманщины и восстановления административно-полицейского контроля на оставшейся территории Украины. Когда ядро украинского государства будет создано заново и окрепнет, придёт очередь для вставания с колен.
Этот оптимистический сценарий, увы, нереализуем, поскольку в предстоящих парламентских выборах на многопартийной Украине будет участвовать лишь одна партия – партия войны. Разница лишь в степени градуса, горячей войны или холодной.
Поскольку цель и смысл существования нынешней Украины – это война с Россией, и в Кремле это отлично сознают, задача Москвы следующая: стать единственным выгодоприобретателем от родившегося в парамилитарном угаре украинского нацпроекта.
Делать тут особенно ничего и не надо. У Путина в избытке информационных мощностей для того, чтобы помогать молодому фашистскому государству Украине захлёбываться в её собственной ненависти к России и русским.
При наличии отмороженной новоизбранной Рады, флюгерного президента Порошенко и жаждущего реванша и крови украинского общественного мнения, ждать жовто-блакитной военной авантюры на русских границах долго не придётся. Если Украина вдруг с этим замешкается, можно в любой момент послать в Киев копию Эмской депеши на украинском языке.
С военной точки зрения конфигурация вполне благоприятная. Есть непотопляемый русский авианосец Крым. Есть прорусский, прошедший великолепную боевую выучку и высокомотивированный добровольческий обсервационный корпус в Донбассе. Пара пряников в нужное место – и белорусский балкон под их тяжестью угрожающе нависнет над Волынью и Черниговщиной. Как говорят герои американских фильмов класса «B»: «Пожалуйста, дай мне только повод».
Поэтому сегодняшний алармизм в жанре «путинслил»-«путиннеслил» практического значения не имеет. Цель войны не победа, а послевоенное устройство мира. При этом, смею предположить, устройство Украины Путина не интересует.