X

Свои деньги ставлю на Путина

Обнаружение в Персидском заливе крупнейших известных запасов газа в мире, принадлежащих Катару и Ирану, а также новые оценки 2007 года, согласно которым в левантийском бассейне залегает на 70 процентов больше газа, является ключом к пониманию движущих сил наблюдаемого нами сегодня конфликта. После завершения строительства газопровода Парс, проходящего из Ирана через Ирак и Сирию к восточному побережью Средиземного моря, Европейский Союз в течение следующих 100-120 лет будет получать более 45 процентов потребляемого им газа из российских и иранских источников. При условии отсутствия конфликтных ситуаций, это гарантирует усиление интеграции энергетических секторов Европы, России и Ирана, а также их национальных экономик».

Кристоф Леман, интервью журналу Route

Провал операции США в Сирии привёл к усилению войны, ведущейся Вашингтоном чужими руками на Украине. Путём своей поддержки  так называемых «умеренных» исламистских боевиков в Сирии администрация Обамы надеялась добиться свержения правительства Башара Асада, его замены поддерживаемой США марионеткой и недопущения строительства стратегически важного газопровода Иран-Ирак-Сирия. Этот замысел успеха не имел, и в ближайшем будущем – не будет, из чего следует, что план перспективного газопровода рано или поздно получит развитие.

Данное обстоятельство представляет собой проблему, потому что, по мнению доктора Лемана, «вместе с российским газом… ЕС смог бы покрывать порядка 50 процентов своих потребностей в природном газе из иранских и российских источников». В качестве основных поставщиков критически важных ресурсов в Европу, Москва и Тегеран стали бы сильнее как в экономическом, так и политическом отношении, и это бы серьёзно ослабило влияние США и их союзников в регионе, в частности, Катара и Израиля. Вот почему противники газопровода разработали план по срыву проекта путём разжигания гражданской войны в Сирии. И вновь Леман:

В 2007 году Катар отправил министру иностранных дел Турции Давутоглу 10 миллиардов долларов на подготовку подрывной деятельности турецких и сирийских «Братьев-мусульман» в Сирии. Как мы недавно узнали от бывшего министра иностранных дел Франции Дюма, примерно в то же время действующие лица в Британии начали планировать диверсии против Сирии с помощью «повстанцев». (Кристоф Леман, интервью журналу Route)

Иными словами, идея вооружить, обучить и профинансировать армию боевиков-джихадистов, сместить Асада и открыть Сирию для западных интересов имела свои истоки в эволюционирующей энергетической ситуации, которая начала складываться явно в пользу соперников США в регионе.

Утверждение Лемана подкрепляется другими аналитиками, среди которых Нафиз Ахмед из Guardian, объясняющий, что происходит за кулисами инсценированного гражданского восстания в Сирии. Вот отрывок из статьи Ахмеда «Планом интервенции в Сирии движет интерес к нефти, а не обеспокоенность вокруг химического оружия»:

В мае 2007 года стало известно о том, что президент Буш издал приказ, санкционирующий операции ЦРУ против Ирана. Кроме того, согласно материалу Сеймура Херша в New Yorker, в это же время в рамках указанной секретной программы полным ходом шли операции против Сирии. Целый ряд источников в американском правительстве и разведке сообщили ему, что администрация Буша «сотрудничала с суннитским правительством Саудовской Аравии в секретных операциях», направленных на ослабление шиитской «Хизбаллы» в Ливане. «США также принимали участие в тайных операциях против Ирана и его союзника Сирии, – писал Херш, – «Побочным продуктом» которых является «укрепление суннитских экстремистских групп», враждебных США и «сочувствующих Аль-Каиде». Он заметил, что «с одобрения Вашингтона саудовское правительство будет предоставлять финансы и материально-техническую помощь для ослабления правительства президента Сирии Башара Асада»…

Согласно бывшему министру иностранных дел Франции Ролану Дюма, Британия планировала секретные мероприятия в Сирии ещё в 2009 году: «Я был в Англии по другим делам за два года до вспышки насилия в Сирии». Он рассказал французскому телевидению:

«Я встречался с высокопоставленными британскими официальными лицами, которые признались мне, что готовят кое-что в Сирии. Это было в Британии, не в Америке. Британия готовила вооружённых людей к вторжению в Сирию»… Утечка электронной корреспонденции из частной разведфирмы «Стратфор», в том числе и записки с совещания с чиновниками Пентагона, подтвердила, что США и Британия с 2011 года тренируют силы сирийской оппозиции с целью добиться «коллапса» режима Асада «изнутри».

Так в чём же суть этой реализующейся стратегии по ослаблению Сирии и Ирана? Согласно вышедшему в отставку генеральному секретарю НАТО Уэсли Кларку в докладной записке, вышедшей из аппарата Министерства обороны США всего через несколько недель после 9/11, раскрываются планы по «атаке и уничтожению правительств в 7 странах за 5 лет», начиная с Ирака и переходя к «Сирии, Ливану, Ливии, Сомали, Судану и Ирану». В последующем интервью Кларк доказывает, что фундаментальная цель этой стратегии –контроль над гигантскими нефтегазовыми ресурсами региона».

По-видимому, Катар обратился к Асаду по вопросу газопровода в 2009 году, но получил отказ в сотрудничестве в связи с необходимостью «защиты интересов [его]российского союзника». Если бы Асад послушался и согласился с предложением Катара, то тогда мероприятия по отстранению его от должности, вероятно, были бы отменены. В любом случае, именно события в Сирии спровоцировали ожесточённую реакцию на Украине. Как говорит Леман,

Война на Украине стала предсказуемой (неизбежной?), когда летом 2012 года потерпел крах большой проект «Братьев-мусульман» в Сирии… В июне и июле 2012 года около 20 тысяч наёмников НАТО, набранных и обученных в Ливии, а затем размещённых у сирийско-иорданской границы в городе Эль-Мафрак, начали две массовые кампании, направленные на захват сирийского города Алеппо. Обе кампании закончились неудачей, а «ливийская бригада» была в буквальном смысле стёрта с лица земли Сирийской Арабской Армией.

Именно после этого решающего поражения Саудовская Аравия начала массовую кампанию по вербовке бойцов-джихадистов через сеть злой сестры-близнеца «Братьев-мусульман» –  Аль-Каиды.

Международная кризисная группа отреагировала публикацией доклада «Пробный джихад». Вашингтону пришлось сделать попытку «политически» дистанцироваться от «экстремистов». Была оставлена лазейка для Плана «Б», плана химического оружия, но стало ясно, что выиграть войну в Сирии уже невозможно». («Атлантическая ось и организация войны на Украине», New eastern Outlook)

Были и другие факторы, толкавшие США к столкновению с Москвой на Украине, но главной движущей силой был тот факт, что соперники США (Россия и Иран) неуклонно шли к тому, чтобы стать доминирующими игроками в энергетической войне, которая всё больше будет подрывать могущество Вашингтона. Дальнейшая экономическая интеграция Европы и России представляет прямую угрозу американским планам разворота к Азии, размещения войск НАТО у границ России и продолжению номинирования мировых поставок энергии в долларах США.

Леман упоминает, что у него была беседа с «занимающим высокий пост в НАТО адмиралом из североевропейской страны», который прояснил ситуацию в сжатом, укладывающемся в два предложения обобщении внешней политики США. Он сказал следующее:

Американские коллеги в Пентагоне недвусмысленно сказали мне, что США и Британия никогда не позволят европейско-советским отношениям развиться до уровня, на котором они поставят под сомнение американо-британское политическое, экономическое и военное превосходство и гегемонию на европейском континенте. Такой ход событий будет пресекаться всеми необходимыми средствами, и если потребуется – путём разжигания войны в Центральной Европе.

В этом суть вопроса. Соединённые Штаты не собираются доволять какому-либо государству или группе государств ставить под сомнение своё господство. Конкуренты Вашингтону не нужны. Он хочет быть неоспоримой мировой сверхдержавой, что и является основным содержанием того, о чём ясно выразился Пол Волфовиц в ранних набросках Национальной оборонительной стратегии США:

Related Post

Нашей первой задачей является недопущение появления нового соперника, на территории бывшего Советского Союза или где-либо ещё, который представлял бы угрозу наподобие той, что прежде представлял СССР. Это главенствующее соображение, лежащее в основе новой стратегии региональной обороны, и оно требует от нас усилий по недопущению того, чтобы какая-либо враждебная держава доминировала над регионом, чьих ресурсов под объединённым контролем было бы достаточно для порождения глобальной власти.

Поэтому администрация Обамы собирается сделать всё, что она считает необходимым для того, чтобы остановить дальнейшую экономическую интеграцию между ЕС и Россией, и сохранить систему нефтедоллара. Указанная система берёт начало в 1974 году, когда президент Ричард Никсон убедил членов ОПЕК номинировать свою нефть исключительно в долларах и «перерабатывать» излишки своих нефтяных доходов в облигации Казначейства США. Это соглашение оказалось для США огромной и неожиданной удачей, благодаря которой они загребают в ходе процесса более 1 миллиарда долларов в день. Это, в свою очередь, даёт США возможность избыточного потребления и формирования бюджетов с большим дефицитом. Другие страны, чтобы купить энергию, необходимую для работы их промышленности, транспорта и обогрева домов должны копить доллары. А в это время США могут беззаботно менять бумажную валюту, которую они могут бесплатно печатать для себя, на ценные импортные товары, дорогостоящие в плане затрат труда и материалов. После чего эти доллары идут на приобретение нефти или природного газа, доходы от которых затем утилизируются в казначейские облигации или другие выраженные в долларах активы, в том числе акции, облигации, недвижимость или паи индексных фондов. Этот добродетельный круг и держит США на вершине.

Как выразился один критик, «сегодня мировая торговля – это игра, в которой США производят доллары, а остальной мир производит вещи, которые можно купить за доллары».

Система нефтедоллара помогает обеспечивать монопольный порядок установления цен в долларах, который, в свою очередь, поддерживает доллар в качестве мировой резервной валюты. Она создаёт избыточный спрос на доллары, что позволяет ФРС увеличивать госдолг благодаря радикальному уменьшению стоимости финансирования. Если бы нефть и природный газ больше не номинировались в долларах США, ценность доллара бы резко упала, рынок облигаций бы рухнул, а американская экономика впала бы в продолжительный кризис.

Это одна из причин, почему США вторглись в Ирак вскоре после того, как Саддам перешёл на евро – потому что они рассматривают любую угрозу грабительской схеме нефтедоллара как прямую угрозу национальной безопасности Америки.

Москва знает об ахиллесовой пяте Вашингтона и делает всё возможное, чтобы воспользоваться этой слабостью путём сокращения использования доллара в своих торговых соглашениях. На данный момент, Москва убедила Китай и Иран отказаться от доллара в своих двусторонних деловых отношениях, и обнаружила, что другие торговые партнёры горят желанием делать так же. Недавно российское министерство экономики провело заседание по «дедолларизации», на котором был представлен «указ о валютном обмене», согласно которому «у правительства есть законные полномочия по принуждению российских компаний к ведению определённой доли расчётов по определённым категориям товаров в рублях».

Согласно RT, на прошлой неделе,

Российский и китайский центральные банки согласовали проект договора о валютных свопах, которое позволит им нарастить долю торговли, ведущейся в отечественных валютах, и разорвать узы зависимости от доллара США в двусторонних расчётах. «Содержание проекта соглашения Банка России и Народного банка Китая о свопах в национальных валютах согласовано сторонами, проект находится в высокой стадии готовности. Соглашение будет стимулировать дальнейшее развитие прямой торговли юанями и рублями на внутренних валютных рынках России и Китая», – сообщил российский регулятор.

По данным «Российской газеты» в настоящий момент более 75 процентов платежей в российско-китайских торговых расчётах совершается в долларах США. («Дедолларизация ускоряется – Китай и Россия завершили работу над соглашением о валютных свопах», Zero Hedge)

Атака на систему утилизации нефтедолларов – одна из многих ассиметричных стратегий, которые в настоящее время задействует Москва, чтобы отбить у США охоту к агрессии, защитить свой суверенитет и способствовать установлению многополярного мира, в котором возобладает примат закона. Кремль также добивается институциональных изменений, которые помогут уравнять шансы, а не создавать несправедливые преимущества более богатым странам вроде США. Разумеется, на первый план для стран с развивающимися рынками, в частности, БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), вышла замена МВФ с его эксплуататорскими кредитами и карательной политикой. Указанные страны в июле договорились о создании $100-миллиардного Банка развития, который будет «противодействовать влиянию находящихся на Западе кредитных учреждений и доллару. Новый банк будет предоставлять деньги для инфраструктурных и связанных с развитием проектов в странах БРИКС, и, в отличие от МВФ и Всемирного банка, каждая страна имеет равное право голоса независимо от размера ВВП.

Согласно RT,

Большой старт банка БРИКС рассматривается как первый шаг к тому, чтобы разрушить господство доллара США в мировой торговле, а равно таких поддерживаемых долларом институтов как Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк – в обеих расположенных в США организациях страны БРИКС не имеют большого влияния…

«Данный механизм создаёт фундамент для действенной защиты нашей национальной экономики от кризиса на финансовых рынках», – сказал президент России Владимир Путин.

(«БРИКС учреждает $100-миллиардный банк и валютный пул, чтобы выйти из-под господства Запада», RT)

Понятно, что агрессия Вашингтона на Украине заострила внимание Москвы на вопросе возмездия. Но вместо того, чтобы противодействовать США военными способами, как бы того хотелось Обаме и Co., Путин избирает целью уязвимые точки внутри системы. Банк развития БРИКС бросает вызов главенствующей роли МВФ как кредитора последней инстанции, роль которого усилила власть богатых стран и их предприятий. Новый банк создаёт основу для реальных организационно-правовых изменений, хотя и по-прежнему в рамках всеобъемлющей капиталистической модели.

Российский политик и экономист Сергей Глазьев обобщил подход Москвы к американо-российскому столкновению в очерке под названием «США проводят милитаризацию Украины с целью захвата России». Вот отрывок из него:

Чтобы остановить войну, нужно прекратить действие движущих ею сил. На данном этапе война разворачивается преимущественно в экономической, информационной и политической плоскостях. При всей мощи США их экономическое превосходство основано на финансовой пирамиде долговых обязательств, которая давно вышла за пределы устойчивости. Для её обрушения основным кредиторам США достаточно сбросить на рынок накопленные американские доллары и казначейские обязательства. Разумеется, крах финансовой системы США повлечёт серьёзные потери всех держателей американских валюты и ценных бумаг. Но, во-первых, эти потери для России, Европы и Китая будут меньше, чем ущерб от развязываемой американскими геополитиками очередной мировой войны. Во-вторых, чем раньше выйти из финансовой пирамиды американских обязательств, тем меньше будут потери. В-третьих, крах долларовой финансовой пирамиды даст наконец возможность осуществить реформу мировой финансовой системы на началах справедливости и взаимной выгоды.

Вашингтон считает, что «современная война» включает в себя тайную поддержку прокси-армий, состоящих из неонацистов и исламистских экстремистов. Москва считает, что современная война подразумевает подрыв способности врага к ведению войны через непрерывные атаки на его валюту, его институты, рынок его облигаций и его способность убедить своих союзников в том, что он – ответственный управляющий мировой экономической системой.

Я буду ставить свои деньги на Россию.

Связанные записи