Роль блата в становлении рыночной экономики
Процессы политической и экономической либерализации, начавшиеся в 1985 году, привели к радикальным изменениям в России: были разрушены не только партийная и государственная институциональная система и органы регионального управления, оказались под ударом и повседневные практики, включая взаимодействия в первичных группах, дружеское общение и личные связи. Политические и экономические реформы 90-х, и, так называемая, «шоковая терапия», увенчавшаяся децентрализацией планирования, устранением государственного ценообразования и приватизацией общественной собственности, привели к еще более глубоким социальным изменениям. Такие изменения оказали серьезное воздействие на преобразование блата. Аналитически можно выделить, однако, две стадии взаимного влияния: во-первых, вклад блата в претворение рыночных реформ; а во-вторых, роль рынка в разрушении сред распространения блата. Остановимся на первом.
Первая волна российских предпринимателей, которая появилась в период 1988—1991, когда впервые была разрешена организация кооперативов, коммерческой и финансовой деятельности и т.д. , во многом обязана блату.
"Многие пытали счастья, но только те, у кого было то, что тогда называлось блатом, оказались успешливы. В отличие от второй волны предпринимателей, сформировавшейся из высших эшелонов советской бюрократии или номенклатуры, капитал, аккумулированный блатниками, не был связан ни с производством, ни с собственностью."
Как источник нового предпринимательства, блат имел двойное значение. Во-первых, знакомства и связи предоставляли доступ к общественным ресурсам, которые вовлекались в частный бизнес на льготных условиях; во-вторых, практические навыки установления и поддержания контактов, изобретательность в обхождении бюрократических препятствий и улаживании проблемных ситуаций, уже имеющиеся контакты и заделы доверия, стали абсолютно незаменимы в сложном процессе становления рыночной сферы.
Данные исследования 1991—1992 годов показали, что личные контакты сыграли решающую роль в развитии малого бизнеса. Поскольку организация собственных предприятий была непривычным для большинства делом, помощь, информация, совет, распространяемые по личным каналам, и наличие необходимых контактов стали необходимым условием создания собственного бизнеса. По свидетельству первых бизнесменов, оформление и прохождение документов на регистрацию фирмы, как правило, осуществлялось с помощью друзей и знакомых. Даже когда появилась платная услуга по подготовке и оформлению регистрационных документов, неформальные контакты не потеряли своей значимости. Последние гарантировали надежность информации и проверенность рекомендаций. Многие респонденты отмечали, что бизнес был обречен на зависимость от неформальных контактов и связей, поскольку не развита контрактная система, нет эффективных механизмов контроля, санкционирования и разрешения конфликтных ситуаций. Таким образом, неформальные отношения и личное доверие в начальной стадии развития бизнеса становились гарантией.
Еще один важный момент, упоминаемый многими — преодоление административных и финансовых трудностей, а таких трудностей неисчислимое множество, начиная с регистрации, поиска помещения и открытия банковского счета и кончая поиском дополнительных кредитных средств и финансовой отчетностью.
Подсдача государственными учреждениями помещений частным фирмам, часто на льготных условиях, означала наличие неформальных отношений сторон и инициацию отношений «взаимопомощи» между арендодателем и арендатором, который зачастую являлся сотрудником того же самого учреждения или другом-знакомым-родственником руководства. Административные навыки и личные связи, наработанные в годы расцвета блата, сыграли на руку «активным» членам общества. Особенно необходимым было использование контактов для получения информации: об изменении налогообложения, о партнерах и банках, о возможностях и специфике рынка. На более продвинутой стадии бизнеса связи в местной администрации, милиции, налоговой полиции, на транспорте и в таможне назывались решающими.
Бизнесмены — респонденты моего исследования — приводили множество примеров, позволяющих понять роль блата в этом отношении. Владелец фирмы и магазина дорогой одежды пояснил, что:
«В большой степени успех начатого бизнеса зависел от наследства, которое досталось тому или иному предпринимателю от советского времени. Связи, возможно, были не таким большим наследством, как власть или деньги, но и не маленьким. Те, кто начал бизнес в конце 80-х — скажем, выпускники экономического университета моего факультета — все были умные, примерно одинаковые. И еще раз подтвердилось то, что реально мог вырасти только тот, у кого были связи, родственники, родители, которые помогли с возможностью иметь наличку в необходимый момент и в необходимых объемах, которой у других не было. Профессорские, генеральские дети, они и раньше не смешивались с обычными студентами, и с этим же кругом знакомств они вошли в бизнес. А поскольку у нас кроме головы ничего не было, то все и оказались на одном уровне. Кому-то лучше, кому-то чуть хуже. Даже у самых успешливых — примерно так же, хотя кто-то начинал на компьютерном буме, то есть раньше других, а кроме этого у него родственник был в Казахстане на государственном предприятии, откуда он брал деньги. Большие деньги он вкладывал в спекуляцию компьютерами, и объемы были большие. Ведь так или иначе весь бизнес начинался со спекуляции.»
А.В.Леденева, «ЛИЧНЫЕ СВЯЗИ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА: ТРАНСФОРМАЦИЯ БЛАТА В ПОСТСОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ», «Мир России», 1997г., №2