X

Латинская Америка: кризис двух моделей

Для тех, кто любит Латинскую Америку и ценит латиноамериканских левых, происходящее в Западном полушарии не может оставаться без внимания. Тем более потому, что угроза провала левых экспериментов в Венесуэле и Бразилии непременно привела бы к катастрофическим последствиям для всего левого движения на континенте.

Что касается Венесуэлы, то первые месяцы президентства Н. Мадуро показывают, что сформировавшаяся за годы Боливарианской революции система экономических отношений начала давать серьёзные сбои. Безусловно, проблемы были и ранее, но именно сейчас они приобретают всё более острый характер. Центральная власть признала недавно, что дефицит товаров потребления в Венесуэле достиг для потребителей более 20%; и это самый высокий показатель за последние годы. В разряде дефицитных продуктов в магазинах оказались сахар, мука, масло, говядина и свинина. Почти полностью с прилавков исчезли туалетная бумага и салфетки, проблемой стало купить мыло и стиральный порошок. Да, большую часть продуктов питания в стране производит частный сектор, но ведь за вопрос распределения отвечает государство, и ответственность левых, таким образом, не может подвергаться сомнению. Тем более, что принадлежащие государству мукомольные предприятия работают лишь на 40-45% своей мощности. Значительная часть товаров первой необходимости в страну импортируется. Несмотря на большие доходы от нефти, постоянно возникают перебои с поставками из-за несвоевременного выделения валюты компаниям-импортерам.

Преобразования чавистов в аграрной сфере носили радикальный и системный характер. Но изъятие площадей у крупных землевладельцев, как видим на практике, не является гарантией насыщения внутреннего рынка продуктами первой необходимости.

В глазах венесуэльских обывателей революционный лагерь несёт ответственность из спорную финансовую политику, проявляющуюся, прежде всего, в последовательной девальвации национальной валюты, боливара. За первые четыре месяца 2013 г. девальвация курса боливара привела к росту цен на продовольственные товары на 16-20%. При этом, по официальному курсу в городах Венесуэлы поменять боливары на доллары можно не всегда и не везде, а разница курса в официальных обменных пунктах и у частников весьма серьёзная. Некоторые экономисты считают, что к середине 2013 г. уровень реальной инфляции в Венесуэле (в годовом исчислении) превысил отметку в 30%.

Related Post

Уго Чавес оставил своим преемникам многовекторную и активную дипломатию, благодаря которой у Каракаса появилось немало искренних и верных союзников, готовых помочь в минуту испытаний. Не только богатые продовольствием соседи Венесуэлы по Южной Америке Бразилия, Аргентина и Уругвай откликнулись на призыв Н. Мадуро о дополнительных продовольственных поставках; на помощь братской Венесуэле пришла даже Никарагуа, чем Президент Даниэль Ортега распорядился поставить Боливарианской Республике дополнительно 45 тысяч тонн сахара. Но всё-таки уже сам факт такой вот «гуманитарной помощи» показывает, в сколь непростом и кризисном состоянии пребывает венесуэльская модель сегодня.

Говоря о сложном экономическом положении страны-лидера направления «социализма XXI века», добавим к вышесказанному и снижение эффективности работы находящейся в государственном управлении компании PDVSA. Венесуэла, как известно, располагает самыми крупными разведанными запасами «чёрного золота», благодаря чему при У. Чавесе Каракас проводил активную левую внешнюю политику на самых разных направлениях. Но статистические данные свидетельствуют, что в первом квартале текущего года поставки нефти в Соединённые Штаты, например, снизились на 13%, а экспорт нефти в целом сократился почти на 25%. Кроме того, PDVSA имеет грандиозный долг перед Центральным банком республики, размер долга превышает 25 млрд американских долларов.

Латинская Америка: кризис двух моделей

Связанные записи