Стратегия долгового кризиса еврозоны близка к коллапсу. Так долго ожидаемое восстановление не смогло набрать разгон. Коэффициенты задолженности по всей южной Европе растут более быстрыми темпами. Политическое согласие относительно крайнего денежно-кредитного ужесточения рушится почти в каждой кризисной стране Единого валютного союза (ЕВС).
Ни один из ключевых участников еврозоны, похоже, не готов признать, что нынешняя стратегия несостоятельна. Они надеются заштукатурить намечающиеся трещины до сентябрьских выборов в Германии, как будто те смогут что-то изменить.
Ставший достоянием общественности доклад Еврокомиссии подтверждает, что Греция очень существенно не дотягивает до поставленных в рамках экономического ужесточения задач. В нём утверждается, что у Греции «отсутствует желание и возможности» собирать налоги. На самом же деле, Афины не могут соответствовать поставленным задачам из-за того, что экономика до сих пор находится в свободном падении, и всё из-за перегибов экономических ужесточений. Стабилизация Греции оказалась миражом.
Заново разгорелся медленный кризис Италии. Долговая траектория страны за последние пару лет пробила опасные границы. Долг страны в €2,1 триллиона (129 процентов ВВП) может быть уже за точкой невозврата для страны без собственной валюты.
Standard & Poor’s не сказал этого, когда во вторник понизил рейтинг страны до почти бросового BBB уровня. Однако всем, кто умеет читать между строк ясно, что в S&P близки к тому, чтобы объявить, что для Италии игра окончена.
Международный валютный фонд только что сократил свой прогноз роста по Италии до -1.8pc. Общее падение промпроизводства Италии с 2007 года достигло 10 процентов. Это депрессия. Тем не менее, как страна собирается выбираться из этой ловушки, когда её валюта в рамках ЕВС переоценена на 20-30 процентов?
Испанский кризис демонстрирует новый виток. Правящая партия Partido Popular оказалась пойманной в ловушку «предназначенных для взяток фондов» столь вопиющую, что испанская El Mundo говорит о «предреволюционных» настроениях, охватывающих народ.
Португалия продолжает соскальзывать. Книга профессора Жоао Феррейра «Почему мы должны выйти из евро» месяцами продолжает оставаться бестселлером.
Как и Греция, до неё, Португалия гонится за своим хвостом по нисходящей спирали. Экономический спад в 3 процента в год размывает налоговую базу, что приводит к тому, что Лиссабон не дотягивает до поставленных в рамках дефицита бюджета целевых цифр.
Все это происходит на фоне разговоров Федрезерва о выходе из политики финансового стимулирования, что отозвалось ударной волной по всем кредитным рынкам, приведя по всей Европе к росту стоимости кредитования на 70 базисных пунктов.
Не делая ничего для компенсирования этого ЕЦБ позволяет «пассивное ужесточение». ЕЦБ нужно открыть монетарные краны на всю катушку (как в случае с Банком Японии), чтобы предотвратить скатывание в дефляционную ловушку и отвратить катастрофу в следующем году. Но этого не произойдёт.
Der Spiegel сообщает, что возглавляемый Германией блок на последнем заседании ЕЦБ яростно сражается против снижения ставок, при том, что сама Германия замедлилась до скорости улитки, в то время как Китай и страны БРИКС сошли с рельсов.
Рынки пока что беззаботно реагировали на все эти кризисы. Они остаются в восторге от «пути Драги» — обещания «посодействовать» итальянскому и испанскому долгам, забывая, что ЕЦБ может действовать лишь в рамках жёстких условий, для начала действия которых необходимо голосование в Бундестаге.
Эти условия больше не могут выполняться. Политические меры повсюду прокисают.
Рано или поздно за этот блеф неминуемо придётся ответить.