Декларативное политическое дистанцирование от Евросоюза
Данный сценарий предусматривает — при сохранении отношений экономической взаимозависимости с Евросоюзом — четкое и последовательное политическое дистанцирование от него по всем вопросам международных отношений (хорошей иллюстрацией такого подхода может служить ответ на кризис в Сирии). В рамках этого сценария Россия проводит четкую линию на построение на евразийском пространстве пророссийской коалиции, основанной на иных, отличных от принципов ЕС, интеграционных принципах, формируя независимый центр силы в мировой политике.
Оценка реальных возможностей России в реализации такого рода задач выходит за рамки данного доклада. Укажем лишь на то, что, с нашей точки зрения, возможные тактические выгоды от реализации сценария не компенсируют стратегические риски и потери, особенно в контексте отношений с Евросоюзом. Дело в том, что среди «евробюрократов», членов Европейского парламента и национальных европейских лидеров может сформироваться группа сторонников федеративного развития Союза, потенциально готовая поддержать любую возможную общую внешнеполитическую инициативу своих коллег. Пока основы для консенсуса нет, эта потенциальная группа поддержки может оставаться достаточно разобщенной по менее глобальным вопросам, создавая тем самым впечатление большей разобщенности и меньшего единства в области общей внешней политики, чем это возможно. Однако ситуация может кардинально (и быстро) измениться в случае появления общей угрозы, способной трансформировать позицию евроскептиков в сторону признания необходимости общего внешнеэкономического курса. К примеру, если лидеры крупнейших стран ЕС в какой-то момент будут склонны рассматривать Россию как общую угрозу Европе, можно ожидать, что сторонники европейской интеграции с энтузиазмом их в этом поддержат, стратегически надеясь использовать вновь сформированное единство для придания импульса интеграционным процессам. Сегодняшние внешнеполитические разногласия между государствами—членами ЕС могут в случае смены лидеров крупнейших европейских стран «скачкообразно» смениться объединенным курсом по поводу наиболее важных вопросов (например, по поводу отношения к России).
Инерционный сценарий
Это тот сценарий, который реализуется в настоящее время. Суть его состоит в совмещении экономической открытости в отношении Евросоюза, важной для поддержания рыночной экономики и привлечения инвестиций, с игнорированием критики с его стороны, угрожающей стабильности российской политической системы с ее ограниченной конкуренцией и отсутствием стабильных институтов. В сжатом виде сценарий можно сформулировать следующим образом: тесное экономическое взаимодействие без всяких политических обязательств.
Следует обратить внимание на то, что российское руководство проводит политику «разведения» не только в отношении внутренней и внешней политики. Подобный подход реализуется при «разведении» политики России в отношении Евросоюза в целом и отдельных государств-членов в частности (речь, таким образом, идет о многосторонних и двусторонних отношениях). Успешную реализацию такого дифференцированного подхода облегчает «освобождение» российского руководства от идеологических ограничений (норм, ценностей) и — при успешном «разведении» — от прессинга со стороны общественного мнения. Таким образом, Кремль имеет возможность проводить диаметрально различающиеся политики в разных векторах и измерениях европейских отношений, не испытывая практически никакого давления со стороны внутренней аудитории.
Вместе с тем такой сценарий внутренне противоречив и конфликтен: с одной стороны, его реализация ведет не к решению, но к дальнейшему накоплению проблем в экономике и политике страны, а с другой — он чреват постепенным «сползанием» в сторону сценария открытого дистанцирования, что и происходит в настоящее время. Фактически реализация данного сценария загоняет Россию в своего рода ловушку в силу противоречия между кратко- и среднесрочными интересами (поддержание внутреннего статус-кво и реализация геополитических целей на постсоветском пространстве) и долгосрочными, стратегическими задачами развития страны (модернизация).
Россия-Европейский союз: возможности партнерства М. : Спецкнига, 2013.