В истории существуют страницы, которые необходимо перелистывать, чтобы понять происходящее с нами сейчас. Одной из таких страниц, безусловно, является план Маршалла, который начал осуществляться с 4 апреля 1948 года и был свёрнут во второй половине 1960-х годов, когда правительства стран-реципиентов стали избавляться от долларов. Первым обмена долларов на золото потребовало правительство Франции в 1965 году, а к 1971 году все страны, получавшие американскую помощь, отказались от доллара. Результатом стала девальвация американской валюты и, в итоге, отказ США от золотого стандарта доллара, а также частичный выход Франции из НАТО.
Существовал и план Моргентау, или Доджа (Джо Додж, финансовый директор военной администрации США) состоявший в том, чтобы избавиться от конкурента, и в экономической политике союзники неукоснительно преследовали эту цель до 1951 года (финансовая помощь Западной Германии по плану Маршалла осуществлялась одновременно с взиманием с Западной Германии контрибуции за причинённый Германией материальный ущерб странам победительницам во Второй мировой войне).
«План Моргентау» предусматривал расчленение Германии, переход важных промышленных районов под международный контроль, ликвидацию тяжёлой промышленности, демилитаризацию и превращение Германии в аграрную страну.
План был предложен в сентябре 1944 года на 2-й квебекской конференции, в которой участвовали Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт. На конференции был подписан меморандум, согласно которому Германия должна была стать преимущественно аграрной страной.
План в первоначальном виде был отклонён, однако в послевоенной Германии американская администрация приняла ряд мер по ограничению экономического развития (в частности, директива JCS 1067). Так, администрация США после окончания войны предприняла на территории Германии следующие действия:
- децентрализация банковской системы, создание 11 банковских округов с собственным центральным банком и запрет их взаимодействия;
- дезинтеграция единой производственной системы;
- демонтаж оборудования промышленных предприятий. В Западной Германии было разрушено фактически 918 предприятий, причём из них выпускали военную продукцию только 368;
- запрет внешней торговли, законы, запрещающие торговлю с врагом, оставались в силе до середины 1947 г.
- ограничение импорта, запрет морского рыболовства, запрет производства азота для минеральных удобрений, демонтаж и уничтожение 13 химических заводов, оставшееся после отделения Восточной зоны незначительное калийное производство должно было быть полностью экспортировано;
- вырубка немецких лесов (не была осуществлена из-за ослабления рабочей силы и протеста союзнических войск);
- жёсткая налоговая политика.
Отчёт Хармса за 1948 год, бесстрастно констатирующий, что «две трети населения сильно недоедает, рабочая сила ослаблена, а половина её находится на пределе своих сил» так оценивает относительные значение ущерба, нанесённого производству в Германии:
- Отделение районов: 15%
- Потеря внешнеэкономической деятельности: 3% (в незначительной степени из-за политики автаркии)
- Прекратившиеся инвестиции: 3%
- Репарации, демонтаж: 12%
- Нанесение ущерба рабочей силе: 24%
- Дезорганизация: 4%
- Причинённые войной убытки: 9%.
Снижение производства до 30 % лишь частично можно объяснить разрушением технологической базы, напротив, она действовала — во всяком случае в том, что касалось сферы производства оборудования — ещё на довольно высоком техническом уровне.
Самым действенным средством разрушения немецкой экономики оказалась налоговая политика победителей. 58% валового национального продукта должны были изыматься в качестве налогов. Эта политика получила название «квазисоциалистического перераспределения».
Высокая ставка подоходного налога составляла 95% и начинала начисляться с дохода 61 100 марок. Налог на основные и оборотные средства и налог на капитал рассчитывался по старой балансовой стоимости, из которой не должны были вычитаться вызванные войной разрушения. Долговые обязательства по налоговой задолженности не должны были зачисляться на государство, что относилось, например, к заказам вермахта и к другим поставкам. Налоговые сертификаты государством не признавались, как и все ссуды, долгосрочные займы и прочее. Подлежащие уплате налоги должны были начисляться, исходя из все ещё имевшегося имущества. Ликвидация предприятий была нескрываемой целью большинства налоговых законодательных постановлений.
Важнейшая причина прекращения этой политики заключалась в том, что вся Западная Европа жила на поставках угля из Западной Германии. В немецком угле нуждались также и победители. Так, например, Англия была вынуждена в то время ввозить уголь из Индии и Нигерии. То же самое было и во Франции.
Уголь добывался на глубине 1 200 метров и более. Для этого необходимо было оборудовать шахты. Это вынудило победителей пересмотреть списки предприятий, подлежащих демонтажу. Примерно 1 200 фирм были признаны необходимыми поставщиками и в дальнейшем считались привилегированными. Не хватало горняков, да и имевшиеся едва ли были трудоспособными. Поэтому вся свободная рабочая сила принудительно использовалась на горных разработках. Рабочие получали специальные рационы, и оккупационные власти обеспечивали их жильём.
Транспортировка угля требовала создания инфраструктуры. Поэтому строились мосты, дороги, и прежде всего создавалась железнодорожная сеть и сеть электропитания.
82% немецкого экспорта представляли собой уголь, дерево и скрап. Трудноопределимый остаток составляли старый саксонский фарфор, наручные часы и точная механика. Для выгодного обмена всего этого на продовольственные товары оккупационные власти образовали обменные центры — так называемые «бартерные центры». Поначалу экспорт не давал Германии никакой экономической выгоды, поскольку она должна была продавать свой уголь по 11 долларов за тонну. За уголь для собственного потребления ей приходилось платить на мировом рынке втрое дороже. В период с 1948 по 1957 г.г. она понесла убытки только по углю в размере 6 млрд. немецких марок. Эта цифра многократно превышала кредиты по плану Маршалла.
Другой статьёй расходов были оккупационные изъятия. До конца 1952 г. оккупационные власти могли свободно распоряжаться государственной кассой Федеративной Республики Германии. Только в 1953 г. был разработан бюджет по оккупационным затратам, которые все ещё составляли 40% федерального бюджета.
Со временем победители начали мириться с необходимостью некоторой стабилизации, впрочем, на достаточно низком уровне. При этом чувства людей не играли здесь никакой роли. Социальные затраты просто не рассматривались, необходимые расходы полностью разрушенной Центральной Европы оккупационные власти взваливали на национальные экономики.
Ганс Иоахим Моргентау (1904–1980) — – американский политический теоретик и историк, занимавшийся проблематикой международных отношений; один из основателей классической теории реализма. Получил образование в университетах Берлина, Франкфурта и Мюнхена. Преподавал право в Мюнхенском университете. После прихода нацистов к власти в Германии в 1937 году эмигрировал в США, где был профессором университетов Канзаса, Чикаго, Нью-Йорка и др. В 1944–1961 гг. Возглавлял Центр по изучению американской внешней и военной политики (Чикаго); неоднократно выступал в качестве внешне-политического советника правительства США.
Основное внимание Моргентау уделял развитию основ теории реализма, способной, по его мнению, не только объяснять международные отношения, но и эффективно влиять на разработку внешнеполитического курса; он также занимался проблемами международных отношений в эпоху ядерного противостояния, основополагающими принципами американской демократии, внутриполитическими вопросами (способы обеспечения равенства и процветания всех граждан в условиях свободы).
Источник и основные моменты плана Моргентау лежат здесь