X

Эквадор построил государство будущего

В Эквадоре на президентских выборах, прошедших 17 февраля, победил нынешний президент страны Рафаэль Корреа, представляющий левое движение «Гражданская революция». Он набрал на 10 процентов больше голосов, чем в 2009 году. Опыт правительства Корреа по преодолению кризиса и построению социально ориентированного государства является уникальным.

Помимо президента, эквадорцы избирали 137 законодателей Национальной Ассамблеи. Блок президента завоевал там абсолютное большинство (60-65 процентов, согласно данным агентства EFE). В выборах приняли участие около 11,6 миллиона избирателей, для которых процедура участия в голосовании была обязательной. Победа в борьбе за президентское кресло не оспаривалась. Все предварительные опросы общественного мнения показывали большой отрыв 49-летнего Корреа (в результате он набрал 60 процентов голосов) от ближайшего соперника, экс-банкира Гильермо Лассо, который получил поддержку 24 процентов эквадорцев.

Экономист по образованию Рафаэль Корреа впервые победил на выборах 2006 года с лозунгом борьбы против бедности и строительства социализма ХХI века. Он принял страну в совершенно разобранном состоянии после неолиберальных реформ Лусио Гутьереса и в 2008 году столкнулся с финансовым мировым кризисом, последствия которого были разрушительными для Эквадора. Цены на нефть (дает 62 процента экспорта и 34 процента доходной части госбюджета) упали почти на 80 процентов. Резко сократились и поступления от других экспортных отраслей и от работающих за рубежом эквадорцев.

Однако уже в 2010 году ВВП страны вырос на 3,6 процента, а в 2011 году на 7,8 процента, согласно данным CIA World Factbook.

Государственный долг в декабре 2011 года составил 10 миллиардов долларов, это менее 10 процентов от ВВП страны. По данным Центрального банка Эквадора, в 2012 году безработица была на уровне 5 процентов — это рекордно низкий показатель в регионе за 25-летний период. Уровень бедности снизился до 16 процентов (против 25,5 процента — пика в сентябре 2009 года).

При этом уровень иностранных инвестиций был низкий. Например, в первой половине 2012 года из 94 млрд долларов, которые США инвестировали в страны Латинской Америки, только 265 миллионов были вложены в экономику Эквадора. Но это совершенно не волнует президента Эквадора. "Мы устойчиво развиваемся и без иностранных инвестиций ", — сказал Корреа. Действительно, государственные расходы на образование с учетом инфляции за период с 2007 года выросли более чем в два раза. Увеличились расходы на здравоохранение, на другие социальные статьи бюджета, в том числе на субсидируемые государством программы жилищного кредитования.

Какие же меры предпринял Корреа, чтобы в рекордно короткий срок вывести страну из кризиса и направить ее на устойчивый путь развития? В декабре 2008 года он объявил дефолт по суверенным долгам Эквадора, общей номинальной стоимостью примерно 3,2 млрд долларов США, которые составляли около 30 процентов государственного внешнего долга Эквадора. А в мае 2009 года Эквадор выкупил 91 процент своих обесцененных облигаций через международный аукцион. Так была решена проблема госдолга. Сегодня его обслуживание составляет 1 процент от ВВП. Далее, в конце 2009 года, правительство страны прекратило 13 кабальных двусторонних инвестиционных договоров, в том числе с Соединенными Штатами, а в ноябре 2010 года пересмотрело 15 из 24 нефтяных контрактов и обеспечило рентные платежи до 80 процентов, по сравнению с 18 процентами по предыдущей схеме. Доходы от продажи нефти за шесть лет позволили удвоить социальные расходы на 25 процентов и увеличить ВВП на 50 процентов.

Related Post

Корреа нашел альтернативного США инвестора — Китай. В 2011 году правительство подписало контракт на 2 млрд долларов с Государственным банком развития Китая, который взамен получил право на приоритетное заключение нефтяных контрактов на сумму 1 миллиард долларов. С Китаем был заключен контракт и на финансирование гидроэнергетических проектов. Надо еще учесть тот фактор, что в 2000 году Эквадор отказался от своей национальной валюты в пользу доллара США, поэтому Корреа для противодействия рецессии не мог регулировать обменный курс или запустить печатный станок, как делает Федеральная резервная система США.

Он сделал другой гениальный шаг — национализировал Центральный Банк и заставил его вернуть активы, хранящиеся за рубежом в сумме более 2 миллиардов долларов. Был введен налог на вывод денег за рубеж. Банки обязали держать 60 процентов своих ликвидных активов внутри страны. Была развернута программа льготного ипотечного кредитования, сейчас эти деньги возвращаются, питая экономику. Так, в кратчайшие сроки Корреа обеспечил страну ликвидностью. Правительство ликвидировало монополию банков и крупных олигархических структур на СМИ. Этот важный шаг позволил обеспечить информационную поддержку реформам.

«Вы не можете закрыть солнце пальцем и отрицать радикальные изменения в стране», — сказал Корреа на недавнем предвыборном митинге. «Мы вскочили в уходящий поезд, снова есть работа, здоровье, мы обрели достоинство, справедливость, суверенитет», — добавил президент. Президент Эквадора показал миру, как надо строить современное государство: изымать через налоги ренту на природные ресурсы, национализировать центральный банк, вводить ограничение на движение банковского капитала, избавляться и не допускать повышения госдолга, увеличивать регулирующую роль государства в экспортных отраслях экономики.

Эти постулаты позволили Эквадору противостоять процессу глобализации мира транснациональным капиталом и вместе с другими правительствами Латинской Америки (Бразилии, Венесуэлы, Аргентины, Уругвая, Боливии, Никарагуа, Кубы и другими) создать схему социализма XXI века — будущей модели существования человечества. Именно по этой причине ее всячески дискредитирует через свои СМИ неолиберальный Запад. Он яростно критикует Рафаэля Корреа, Кристину де Киршнер, Дилму Руссеф, Уго Чавеса, Даниеля Ортегу.

В 2005 году министр обороны США Дональд Рамсфельд заявил, что процесс региональной консолидации стран Латинской Америки является временным явлением. «Посмотрим, продержится ли этот блок (ALBA) в течение пяти лет», — сказал министр. И США на протяжении многих лет пытаются реализовать его «пророчество». Были организованы перевороты в Гондурасе в 2009 году и Парагвае в 2012 году, сейчас подготавливается «мирная передача власти» в Венесуэле, Бразилии, Аргентине. Играют на болезни Чавеса, на коррупции в Бразилии, на экономических трудностях в Аргентине. Но есть очень сильный, ключевой игрок — это Эквадор и его молодой лидер.

Источник

Связанные записи