Каталонский сепаратизм вызывает серьёзные беспокойства в испанском обществе, в том числе и среди военных. Все началось с интервью полковника Франсиско Аламана Кастро. Он высказал свое мнение после того, как правые сепаратисты, находящиеся у власти в Каталонии, вступили в союз с местными левыми экстремистами и опубликовали совместную декларацию о неминуемом выходе, уже в ближайшее время, этого региона из состава Испании. Региональный парламент, где доминируют сепаратисты, принял соответствующее решение. Тот факт, что Каталония никогда не являлась независимым государством и всегда была частью Испании, как и то, что испанская конституция не предусматривает выход из страны ее отдельных регионов, сторонников независимости не смущает. Лидер партии Левых республиканцев Ориол Хункерас полагает, что существующие положения испанской конституции можно отменить. И хотя в Каталонии далеко не все разделяют его мнение, только сепаратисты, с точки зрения Хункераса, являются носителями истинно демократической идеи. «Демократия существует, чтобы творить законы, – заявил Ориол Хункерас. – И никакой закон не может ограничивать демократию. Демократическая воля народа способна изменить любой закон». И далее пригрозил, что «если Испания попытается помешать, то ей придется отвечать за свои действия».
В ответ полковник Аламан со свойственной его профессии прямотой парировал, что сторонникам каталонской независимости для осуществления своих планов придется переступить через трупы: его самого и его товарищей-военных. Он назвал сепаратистов «стервятниками», которые используют в своих целях тяжелое экономическое состояние государства, а также напомнил, что Испания –это не Югославия, – она разделу не подлежит.
Испанские военные, по его словам, всегда останутся верными конституции, восьмая статья которой обязывает их защищать, как он выразился, «до последней капли крови», территориальную целостность страны. По мнению полковника, нынешняя ситуация напоминает ему 1936 год, «когда в виду угрозы развала государства каталонскими и баскскими сепаратистами на защиту его целостности выступили военные под руководством генералов Санхурхо и Мола». В завершении интервью полковник потребовал от правительства немедленно арестовать и передать военно-полевым судам мэров 180 каталонских городов и поселков, которые уже провозгласили, правда, чисто символически, независимость от Испании.
С аналогичным заявлением выступил по 13-му мадридскому телеканалу и генерал Мануэль Фернандес Монсон. «Не секрет, – сказал генерал, – что сепаратисты постоянно высказываются в духе ксенофобии, заявляют о своем превосходстве над испанцами. Не удивительно поэтому, что порой реакция военных довольно эмоциональна. Правда и то, что закон запрещает нам вмешиваться в политику. Но ведь речь идет не о политике, а о самом существовании нашего государства. И здесь конституция совершенно четко говорит о том, что Вооруженные Силы, состоящие из наземных войск, авиации и флота, являются гарантами конституционного порядка, единства Испании и ее территориальной целостности».
Заявления Франсиско Аламана, намекнувшего на повторение 36-го года, и некоторых других военных вызвали бурную реакцию сепаратистов, которые обвинили их в желании «утопить в крови Каталонию» и в подготовке военного переворота. Они потребовали от центрального правительства в Мадриде немедленного ареста возмутителей спокойствия как «заговорщиков и потенциальных убийц», ссылаясь, кстати, на 54-ю статью не признаваемой ими испанской конституции, которая запрещает военным вмешиваться в политику.
Пожаловались сепаратисты на испанских военных и в Евросоюз. Из ЕС последовал ответ, что там пока не видят надобности вмешиваться в сугубо внутренние дела Испании. А Мадрид пояснил заявителям, что все выступившие до сих пор военные, хотя и пользуются влиянием в армии, отслужили свой срок и находятся в запасе, а посему в демократической стране имеют право рассуждать на любую тему.
За этой полемикой последовала еще одна публикация. На этот раз с заявлением в прессе выступила влиятельная организация – Ассоциация испанских военных, объединяющая офицеров как запаса, так и находящихся на службе. Председатель ассоциации полковник Леопольдо Муньос раскритиковал не только сепаратистов, но и центральное правительство – за то, что оно, по мнению военных, слишком терпимо к сепаратистам и ничего пока не предпринимает, чтобы пресечь их деятельность. По его мнению, «поскольку все главные идеологи и вдохновители сепаратизма занимают государственные должности, будь то в региональном парламенте или в правительстве, и, вступая на эти должности, давали клятву на верность испанской конституции, в настоящее время они совершают акт предательства. За это предусмотрено наказание». Полковник Муньос признал, что военные «выступили с жестким заявлением, но оно вполне оправдано обстоятельствами, связанными с деятельностью сепаратистов».
Испанская общественность воспринимает заявления военных неоднозначно. С одной стороны, очевидно, что выход Каталонии недопустим. Кроме всего прочего, он может послужить примером для других сепаратистов – баскских, галисийских, валенсийских, канарских и андалузских. «Балканизация» Испании – этот термин уже существует – может иметь непредсказуемые последствия как для населения этой страны, так и для Западной Европы в целом. «Балканизация», в частности, чревата опасным гражданским конфликтом.
Однако большинство наблюдателей, да и общество в целом все же категорически возражают, чтобы порядок в стране наводили военные. Слишком свежа еще память о событиях конца 30-х годов и о последующей почти 40-летней военнойдиктатуре. Именно поэтому люди требует от центрального правительства Испании принять против сепаратистов более эффективные меры политического характера. Кстати, среди тех, кто выступает против сторонников развала страны, – много самих каталонцев. Один из них – Алехо Видаль Куадрас, вице-президент Европарламента, полагает, что сепаратисты бросают вызов Испании, конституции, единству страны, на страже которого стоит правительство. А посему здесь следует действовать решительно. Его рекомендации правительству: «Главарей сепаратистов надо вызвать в Мадрид и напомнить им, с кем они имеют дело, напомнить, что Испания является крупным и влиятельным в мире государством и что она в состоянии обеспечить сохранность своих границ. Ну а затем, в соответствии с конституцией, в Каталонии следует ввести прямое правление из центра, разъяснить людям, одураченным сепаратистской пропагандой, кто их друг, а кто враг».
Большинство испанцев полагают, что сепаратистам следует дать отпор, не прибегая к крайностям – к военной силе. Применение этой силы – по инициативе гражданских властей или самих военных – будет так или иначе означать, считает Алехо Видаль Куадрас, поражение демократии. С ним согласен и министр обороны Испании Педро Моренес. Он заверил, что военные будут строго подчиняться правительству и не проявят ненужной самостоятельности. А то, что правительство намерено вести сугубо мирный диалог с каталонскими сепаратистами, воздерживаясь от любых иных методов, кроме политических, подтвердил испанский премьер Мариано Рахой.
Источник