X

Стратегии экономического развития Хорватии в 2008—2012 годах

Социально-экономическое раз­витие Хорватии в 2008 году, как и в других странах, подверглось нега­тивному воздействию мирового фи­нансового кризиса, начавшегося в середине года. По данным официаль­ной статистики, в четвертом квартале 2008-го наметились замедление тем­пов роста валового внутреннего про­дукта (ВВП), выпуска промышленной продукции, розничного товарообо­рота, а также рост внешнеторгового дефицита, постепенное увеличение численности безработных.

Критика по вопросу промедления с принятием антикризисных мер была услышана руководством толь­ко в 2009 году, после обнародования первых предварительных данных об итогах развития страны в 2008-м. Сразу же стало очевидным, что все наиболее важные экономические по­казатели за четвертый квартал преды­дущего года имели рост незначитель­ный или негативный. Прирост ВВП в третьем квартале 2008-го составил 1,6 процента, а в четвертом — всего 0,4 процента по отношению к тем же периодам 2007 года. В то же время за первые два квартала рост объема валового внутреннего продукта Хор­ватии был значительно выше — соот­ветственно 4,3 и 3,4 процента. Таким образом, годовой прирост ВВП, ко­торый в 2008 году должен был соста­вить 5 процентов, в действительности был выполнен наполовину и достиг уровня лишь 2,8 процента. Темпы промышленного производства сни­зились с 5,6 (2007 год) до 1,6 (2008-й) процента.

Одновременно численность ра­ботников, занятых в промышленно­сти, сократилась почти на 2 процента. Сократились объем строительных ра­бот и розничный товарооборот. Ин­фляция, измеряемая в Хорватии уров­нем потребительских цен, выросла в 2008 году до 6,1 процента против 2,9 в 2007-м. Это был самый высокий уро­вень инфляции за период с 1995 года. Более всего подскочили цены на оп­лату услуг здравоохранения, а также жилищных, в том числе на воду, элек­троэнергию, отопление и др.

Дефицит внешнеторгового ба­ланса Хорватии достиг очередно­го рекорда — 11,2 миллиарда евро (в 2007 году — 9,8 миллиарда)1.

Соответственно степень покрытия импорта товаров экспортом вновь покатилась вниз — с 47,8 до 45,9 про­цента. Причины кроются в отсут­ствии в Хорватии производства достаточного количества конкурен­тных на мировом рынке товаров, в слабой финансовой поддержке хорватского экспорта, особенно по­ставок продукции малых и средних предприятий, и, конечно, в общем падении внешнего спроса.

Остроту проблем, вызванных в Хорватии мировым кризисом в конце 2008 года, частично сняла стабиль­ность хорватской денежной систе­мы. Так, по состоянию на ноябрь 2008 года валютные резервы Хорватского народного банка (ХНБ) составля­ли 9,68 миллиарда евро, то есть на 350 миллионов евро больше, чем в начале года. По мере углубления кри­зиса они стали уменьшаться, и к марту 2009-го сократились уже до 8,56 мил­лиарда евро2.

В 2009-м негативное влияние ми­рового кризиса на развитие эконо­мики Хорватии усилилось. Почти все важнейшие макроэкономические показатели развития по итогам года были негативными. ВВП сократился на 5,8 процента по сравнению с 2008 годом, производство промышленной продукции — на 9,2, объем выпол­ненных строительных работ — на 12, новых заказов на строительство — на 13,6 процента. Розничный товаро­оборот уменьшился на 15,3 процен­та. Уровень безработицы повысился почти на 2 процентных пункта и со­ставил 14,9 процента с тенденцией дальнейшего роста

Бюджетные поступления сократи­лись на 4,8 процента, в то время как бюджетные расходы, наоборот, вы­росли на 2,3 процента. Отрицательное сальдо текущего платежного баланса, хотя и сократилось по сравнению с 2008 годом в два раза, осталось вну­шительным — 2,36 миллиарда евро. Внешний долг страны увеличился на 10,3 процента и достиг 43,1 миллиар­да евро, или 94,9 процента к ВВП.

На начальном этапе противодей­ствия негативному влиянию ми­рового экономического кризиса в Хорватии были приняты меры, за­тронувшие финансовый сектор. В це­лях большей сбалансированности валютного рынка ХНБ в октябре 2008 года продал на внутреннем рынке 270,9 миллиона евро, с тем чтобы бан­ки и инвестиционные фонды могли заменить свои ненадежные инвести­ции покупкой валюты. Были увели­чены ставки рефинансирования ХНБ (с 4,5 до 9,0 процентов). Наконец, правительство приняло решение об увеличении банковских вкладов, га­рантированных государством, с 14 до 56 тысяч евро (или со 100 до 400 ты­сяч кун), которое охватывало 90 про­центов депозитов граждан. Кроме того, ХНБ принял меры по созданию адекватных резервов ликвидности банковской системы и по усилению контроля за деятельностью хорват­ских филиалов иностранных банков, чтобы материнские структуры не пе­реносили на них свои финансовые проблемы. Ведущие банки Хорва­тии объявили о намерении отдавать предпочтение кредитованию малого и среднего бизнеса и ужесточить ус­ловия предоставления потребитель­ских кредитов.

Однако принятые меры по финан­совой стабилизации страны лишь несколько смягчили негативное вли­яние мирового кризиса, но не огради­ли от него Хорватию. Макроэкономи­ческие показатели развития страны в 2009 году стали наихудшими из всех кризисных лет. В условиях углубля­ющегося кризиса в середине 2009 года ушел в отставку со всех постов премьер-министр Хорватии и лидер правящей партии И. Санадер. К тому же обстановка в стране осложнилась начавшейся предвыборной борьбой за пост президента страны3.

Я. Косор, заменившая И. Санадера в правительстве и партии, провоз­гласила первостепенными задачами развития Хорватии укрепление эко­номики, завершение переговоров о вхождении вЕСи беспощадную борьбу с коррупцией. Ее правительс­твом были в срочном порядке приня­ты меры по преодолению рецессии и социальной защите беднейших слоев населения. За сравнительно корот­кий срок государственный бюджет трижды пересматривался в направ­лении сокращения расходов и повы­шения доходов4. Большие изменения были также внесены в фискальную систему5.2010—2011 годы: усилия по выходу из кризисаМеры, которые осуществлялись правительством РХ по сдерживанию отрицательного влияния мирового кризиса на хорватскую экономику в 2008—2009 годах, не увенчались желанным успехом. К 2010 году страна оказалась на пике негатив­ных последствий кризиса. С учетом сложившейся ситуации правитель­ство уделило основное внимание совершенствованию системы кре­дитования, предоставления госу­дарственных гарантий и стимули­рования развития малого и среднего бизнеса.В целях финансового оздоровле­ния экономики 3 февраля 2010 года было принято решение о снижении обязательных резервов коммерче­ских банков с 14 до 13 процентов, что повысило их ликвидность на 2,9 мил­лиарда кун. Из этих средств две тре­ти банки должны были направить на кредитование оборотных средств предприятий при участии Хорват­ского банка реконструкции и разви­тия (ХБРР). В апреле 2011 года в целях поддержания реализации инвестици­онных проектов правительства ХНБ вновь использовал этот инструмент увеличения средств коммерческих банков. Норма обязательного ре­зервирования по валютным креди­там банков была сокращена с 20 до 17 процентов, что оставляло в их рас­поряжении 850 миллионов евро6.Финансовая поддержка реальному сектору оказывалась по двум моделям финансирования — «А» и «Б»; для уча­стия в нем были привлечены как го­сударство и ХНБ, так и коммерческие банки. Согласно модели «А» государ­ство принимало участие в кредитова­нии предпринимателей через ХБРР, который находится в 100-процент­ной его собственности. ХБРР получил право участвовать в кредитовании 40 процентов необходимых средств по заявленным коммерческими бан­ками программам, прошедшим от­крытый аукцион. Остальные 60 про­центов должны были предоставляться поддерживающим проект коммерче­ским банкам. Основным критерием для согласия ХБРР на участие в фи­нансировании предпринимателя яв­лялась маржа, которой коммерческий банк обусловливал предоставление своей доли кредита. По такой схеме стали проводиться кредитные аукци­оны, первый из которых состоялся 19 февраля 2010 года. В начале того же года правительство приняло реше­ние об оказании государственной по­мощи предприятиям в сумме 10 мил­лиардов кун, в том числе в целях сохранения старых и создания новых рабочих мест. Подчеркивалось, что помощь получат те предприятия, ко­торые не имели проблем до 30 июля 2008 года, то есть до начала экономи­ческого кризиса в Хорватии.
Модель «Б» предусматривала со­здание гарантийного фонда, в рам­ках которого государство брало на себя часть инвестиционного риска и обязывалось создать более благопри­ятные условия предпринимателям для получения кредитов коммерчес­ких банков. Оно гарантировало до 50 процентов стоимости общей сум­мы кредита на реализацию инвести­ционных проектов, но его величина не должна была превышать 60 мил­лионов кун.В середине апреля 2010 года по­явилась новая модель — «С», предна­значенная для тех предприятий, ко­торые попали в сложное финансовое положение еще до кризиса. Теперь им предоставлялась помощь либо в виде списания государственных долгов, либо путем превращения их задол­женности в государственную акцио­нерную долю. Единственным крите­рием для получения такой помощи стало наличие у предприятия реаль­ного плана реструктуризации.Тогда же правительство Я. Косор представило в парламент (Сабор) новую Программу экономическо­го оздоровления, рассчитанную на ближайшие десять лет. Она подразу­мевала сглаживание макроэкономи­ческого неравновесия, постепенное уменьшение иностранной задолжен­ности и дефицита социальной спра­ведливости, особенно для беднейших слоев населения. Программой наме­чалось внесение изменений почти во все сферы экономики — от фискаль­ной консолидации до модернизации налогой системы.Главными элементами Программы были названы отмена всех налоговых льгот в системе налогообложения до­ходов, постепенное сокращение доли расходов и доходов государства в ВВП на 3 процента в период до 2020 года, уменьшение численности занятых на государственной службе и на гос­предприятиях на 5 процентов, прода­жа доли собственности государства в торговых обществах, в которых она составляет менее 25 процентов, со­кращение или полная отмена ненало­говых отчислений.В реализации программных задач предполагалось использовать пять ключевых рычагов:1)   сокращение расходов государ­ственного сектора при увеличении эффективности и прозрачности его действий;2)   переориентация бюджетных средств на целевые социальные про­граммы и экономически оправдан­ные инвестиции;3)   ослабление давления государ­ства на ход приватизации и повыше­ние профессионализма в управлении государственными предприятиями;4)   открытие нового инвестицион­ного цикла;5)   ускорение реформ правосудия, здравоохранения, пенсионной си­стемы, государственого управления и местного самоуправления.
Результатом перечисленных мер стало замедление скольжения эконо­мики по нисходящей. В целом ВВП в 2010 году уменьшился на 1,2 про­цента (в 2009-м — 6 процентов)7. Сократились и бюджетные поступ­ления — на 2,7 процента, в то время как бюджетные расходы выросли на 2,0 процента. Однако отрицательное сальдо текущего платежного балан­са уменьшилось более чем в три раза и составило 654,3 миллиона евро. В 2010 году страна выполнила все свои срочные финансовые обяза­тельства по обслуживанию внешнего долга, сохранив рейтинг страны с от­носительно стабильным положени­ем. Валютные резервы увеличились на 3 процента по сравнению с 2009 годом и на конец 2010-го составили 10,7 миллиарда евро. Международной и внутренней ликвидности Хорватии способствовали три фактора: объем валютных поступлений от иностран­ного туризма; снижение внешнетор­гового дефицита; успешная реализа­ция государственных ценных бумаг в стране и за рубежом.

Стаття большая, целиком лежит здесь