То, что население западных стран живет не по средствам,- давно известный факт. Но что же помогает и дальше вести подобный образ жизни, невзирая на все ухудшающееся как кредитное, так и морально-этическое отношение к США остального мира?
Для ответа на вопрос необходимо рассмотреть целый комплекс объективных причин, технологий и механизмов, призванных отстаивать интересы Pax Americana. Технологический портрет гегемонии США можно изобразить в виде Пантеона американского могущества.
I. Мировое лидерство.
Первая причина, которая и является двигателем дальнейшего развития влияния США на мир. Ведь первенства добиться легче, чем удержать. А для того, что бы не утратить уже приобретенное могущество, необходимо постоянно наращивать мышечную массу. Без работы над собой долго удержаться на верхушке пальмы не получится. Поэтому и необходимо или самому постоянно придерживаться вектора прогресса и развития, что в условиях послевоенной демобилизации невозможно, или заставить деградировать окружающих. Эти противоречия и начали проявляться уже в ближайшие послевоенные десятилетия, достигнув апогея в 70х.
После окончания Второй мировой войны США стали центровым и объединяющим государством западного мира против безбожных коммунистов. Послевоенный Бреттон-Вудский «новый мировой порядок» был заточен под лидерство США и всячески его обеспечивал. Созданная система была основана на первенстве Вашингтона в мировой политике за пределами «железного занавеса». Международные организации создавались при непосредственном участии и во многом благодаря США, учитывая не то, какую пользу штаты смогут принести организациям, а то, какую пользу штаты смогут из организаций извлечь.
1) Политическое первенство
Как уже говорилось выше, роль США в международных политических (и не только) организациях занимает передовые позиции. Большинство решений, принимаемых НАТО, выдвигаются или по инициативе США, или под ее давлением. Доля финансовой составляющей США в бюджете НАТО достигает 70%, а звания Верховного главнокомандующего объединенных вооружённых сил НАТО за более чем полвека существования организации так и не удостоился ни один представитель стран-членов, кроме США. Это отражает влияние последних не только на политическую, но и на военную составляющую НАТО.
2) Военное преобладание
Вооруженные силы США — самая боеспособная военная организация в мире. Военный бюджет США первый в мире и превышает военные бюджеты следующих четырнадцати стран вместе взятых. По количеству военнослужащих армия США уступает лишь китайской (мобилизационные возможности последних остаются вне конкуренции). В мире насчитывается около 1500 военных баз США, из которых Пентагон признает только половину. Остальные прикрыты рамками всевозможных договоров и названий. Они расположены в более чем 130 странах мира.
Этот компонент лидерства во многом оказывает поддержку другим описанным тут составляющим, поскольку политическое превосходство напрямую зависит от военной силы, которую США не стесняется демонстрировать. Потраченные деньги должны приносить прибыль. За 121 год США вторгались в 50 стран 130 раз.
Но это только верхушка айсберга. Не зря же подавляющим большинством представителей неоконсерваторов, отстаивающих необходимость поддержания гегемонии США с помощью вооруженных сил, являются советники по национальной безопасности, министры и замы министров обороны, госсекретари и другие политики высшего эшелона власти последних 30 лет, которые имели доступ к закрытым от посторонних сведениям именно о военном могуществе США.
3) Экономическое превосходство
Первенство американской экономики уже более 100 лет освещает факелом свободы дорогу в будущее всему остальному миру. Но не все так гладко, как казалось бы. С 1985 года сальдо торгового баланса имеет отрицательные показатели (импорт превышает экспорт), что способствовало еще более неумолимому росту внешнего долга, который уже превышает годовой ВВП США при всех уловках его расчета. Единственными инструментами, удерживающим экономику на плаву, остаются нефтедоллар и неоколониальная политика, о которых речь пойдет дальше. Самое же печальное состоит в том, что, страна постепенно превращается из индустриального лидера в банкрота. Некогда известная своим «промышленным гением», Америка становится производителем главным образом виртуальных товаров, открывая постиндустриальную, или так называемую информационную, эпоху развития. Что, в свою очередь, дает определенные преимущества.
4) Информационная монополия
США полностью контролирует так называемые независимые СМИ. Объективность западных средств массовой информации не перестает удивлять своей ярко выраженной пропагандистской сутью. За последние несколько лет все маски интеллигентной безупречности были окончательно сорваны, и вновь проявился лживый хищный оскал Госдепа. Заведомо ложное освещение событий в Осетии, Ливии, России..., информационная атака на Сирию и Иран, проведение не без помощи политического и информационного давления оранжевых революций в странах с неугодными режимами (за последние 60 лет правительство США принимало попытки переворотов более чем 50 странах, и более чем в половине случаев ему это удалось) и т.п.
В существующей ситуации конкуренцию Голливуду, как ядру информационной пропаганды, с его неимоверно сильной агитацией американского образа жизни может составить только Болливуд, осветительные возможности которого охватывают аудиторию, наиболее приближенную по численности населения к голливудской. Но до полноценного отпора ему еще далеко. Для более серьезного информационного противодействия у правительств таких стран как Россия и Китай просто не остается выхода, кроме как развивать альтернативные информационные поля того же масштаба.
5) Культурная гегемония
Американская мечта распространяется по миру с невероятной скоростью, опутывая сердца и умы людей. Кока-кола, макдональдс, Хью Хефнер и KISS сделали для распространения американской культуры больше, чем Хемингуэй, Стиви Уандер, Маркузе и Твен, а также их сторонники, критики, учителя и последователи вместе взятые.
Культура общества потребления, главенствующая на западе, охватывает и проецируется на остальной мир в ходе глобализации, в сути своей являющейся вестернизацией. И наоборот, США, будучи изначально страной эмигрантов, постоянно притягивает к себе около миллиона человек в год. Наука и культура Америки во многом обязаны остальному миру, потому что во многом именно эмигрировавшие представители других стран двигают ее вперед.
Но последнее время чувствуются опасные тенденции возрастающей иммиграции людей неевропейского происхождения. На протяжении истории нация США была интернациональной но монокультурной, так как ядро составляли именно представители старой Европы. Сейчас же все чаще звучат прогнозы того, что из-за возросшего количества эмигрирующих из Латинской Америки и Азии людей, расслоения и сегрегации по признаку происхождения, культура США может быть существенно размыта.
Эти 5 сфер доминирования в различном сочетании, в разных пропорциях и с разной силой используются для поддержки и продвижения в мир как друг друга, так механизмов, создающих опору для дальнейшего преобладания золотого века Америки.
Политическое и информационное внешнее давление оказывается в первую очередь и по любому, идущему в разрез с национальными интересами США, поводу. Для повышения эффективности и создания еще и внутренней нестабильности могут быть подключены экономические рычаги и, так называемая, пятая колонна, прозападная часть правительства, элит, интеллигенции, влившаяся в world community. Военное вторжение применяется в крайнем случае.
Могут быть использованы и другие варианты. Сценарий «цветных революций» начинается с прозападной части населения, а потом подключаются все остальные силы. При ливийском варианте включая вооруженные.
Или же просто может быть применена продолжающаяся десятилетиями экономическая блокада (Кубинская, Северокорейская и т.д. версия).
Комбинация подбирается в соответствии с поставленными задачами и странной, которая стала мишенью для демократии.
II. Нефтедоллары
Фиксированный обменный курс доллар-золото, установленный в 1944 году в Бреттон- Вуде на уровне 1934 года (периода глубокой депрессии), вызывал недовольство остальной части мира, завязанной на долларе. Вывезенный из стран Европы и накопленный в Соединенных Штатах за годы Второй мировой войны запас золота, отнюдь не соответствующий реальному американскому могуществу, объективно не мог не начать возвращаться обратно. Что в итоге и случилось. США не могли допустить, что бы их могущество растаяло у них на глазах. Девальвация доллара и последовавшая за ней Ямайская конференция прекратили существование твердых обменных курсов, после чего должен был упасть мировой спрос на американскую валюту.
Выход из этой критической для экономики США ситуации был найден истинно гениальный и простой. Вместо привязки к золоту, доллар привязали к нефти, ныне аллегорически называемой черным золотом. Страны ОПЕК (под давлением и в сговоре с Вашингтоном), вслед за Саудовской Аравией, обладающей крупнейшими запасами и самой большой добычей нефти, обязались в качестве оплаты за добываемую нефть принимать только зеленых американских президентов и ничего больше.
Нефть, как основной источник энергии и главный продукт, необходимый для промышленности всех развитых стран, создала постоянный спрос на доллар. Единственным, что угрожало гегемонии доллара, был отказ от него странами ОПЕК.
Именно это и является причиной конфликтов на Ближнем Востоке последнего десятилетия. Как только в 2000 году Ирак во главе с Хуссейном принял решение переводить долларовые валютные запасы в евро и его же принимать за оплату нефти, — это создало прецедент. О переходе на нефтеевро начались разговоры как между Россией и Европейским Союзом, так и внутри ОПЕК. Но условия ОПЕК диктует Саудовская Аравия и, будучи стратегическим партнером США на протяжении последних 40 лет, в том числе с ее помощью было сделано все для того, что бы этого не произошло. А для наочности того, что бывает с осмелившимися бросить вызов имперскому американскому могуществу, на примере Ирака и Саддама Хуссейна, США в очередной раз показали миру, как выглядит карающий меч правосудия. Та же ситуация происходит с травлей Сирии и Ирана (который уже продает нефть Китаю за юани), дерзнувших не подчинится порядку, установленному вершиной демократической пирамиды.
Но самое главное в том, что еще до введения войск в Ирак, было ясно, что этим все не кончится. «Арабская весна», так или иначе затронувшая около двадцати стран, была предопределена.
III. Неоколониализм
Установление контроля над мировыми ресурсами является главной приоритетно-лидирующей целью, выполнение которой необходимо для поддержания гегемонии. Исторически обеспечение достижения этой цели без использования военной силы не обходилось. Сохранять порядок в колониях приходилось постоянно базирующимся там вооруженным силам. Но и смысл был в том, что порабощенные страны провозглашались колониями, обязываясь выполнять указания метрополий.
Времена меняются... Сейчас все сплошь и рядом независимы и суверенны. Но ресурсы все так же контролируются и используются в чужих интересах. Если быть точнее, то в интересах дяди Сэма. И без присутствия военного контингента пока еще не обойтись (смотреть карту выше). А то, что население нищает, волнует не многих. Главное,- открыть визу в мировое сообщество. Но только для избранных...