X

Как «Белая Лента» в Венесуэле смогла сплотиться против Чавеса

Антипутинская коалиция «Белая Лента» выродилась до гринмейла им. Навального. Зимний протест угас. Кажется, так и должно быть в патерналистской стране. Однако, в Венесуэле БЛ показала московским либералам, как надо работать в оппозиции.

Московский зимний протест окончательно усох до тусовки рукопожатых. Каждый из Оргкомитета в итоге охраняет участок ренты: главреды – свой источник дохода, клан Гудковых – свой ЧОП, Навальный – место в совете директоров «Аэрофлота» и фабрику лозоплетения, Собчак – недвижимость покойного отца, Яшин – наследство отца, бывшего  вице-президента «Связьинвеста». Все они в результате зимнего протеста повысили свою личную капитализацию.

Разумеется (сейчас уже ясно), все эти статусные люди никогда не смогли бы не только победить Путина, но и составить ему вызов. Причина – все они плоть от плоти экономической системы им. Путина. Сдвинь власть хоть чуть-чуть им шесток, и все они полетели бы в страту «простые россияне», обратно в гетто Грязи, Перми и прочей умирающей русской провинции. А там бы их всех русский народ быстро прибрал к рукам. Понесли бы их гробы к Матери Сырой Земле не только в белых лентах, но и в искусственных цветах, коврах и кинескопах с застывшей картинкой Кати Андреевой. «Где родился, там и пригодился».

Дураков нет страдать за народ. Это пусть нацболы, анархисты и антифашисты в СИЗО чалятся, а мы как-нибудь без них свои колонки пристроим.

Ещё один довод руководства «Белой Ленты» – страна слишком полицейская, народ не дорос. Якобы Путин и Сечин всех дубинками загонят на стадионы, да там и расстреляют.

Между тем, в духовном брате-близнеце России – Венесуэле всё обстоит ровно противоположным способом. И там «Белая Лента» – коалиция демократических сил «Круглый стол демократического единства» – смогла вполне успешно и выступить на прошедших парламентских выборах (взяв 47% голосов), и недавно выдвинуть единого кандидата на предстоящие президентские выборы.

Но сначала краткое напоминание о Венесуэле. Она повторяет Россию не только тем, что это классическое петрогосударство (80% ее доходов, почти как в РФ от сырья и углеводородов, поступает в венесуэльский бюджет от нефти), но и патерналистская структура. Правда, в отличие от России, Венесуэла скорее левое патерналистское государство. Власть там принадлежит выходцам из «голытьбы» и из армии (армия в латиноамериканских государствах и сегодня – практические единственный путь для низов попасть в элиту). Тогда как Россия – правое патерналистское государство (ближайший аналог – диктатура Франко). Власть в таких структурах принадлежит обычно второму эшелону старых элит. В случае с Россией это выходцы из КПСС, ВЛКСМ, КГБ, красных директоров.

При этом степень политических свобод что в Венесуэле, что в России примерно одинакова: диктатура федерального центра, центральных СМИ, спецслужб. Т.е. оппозиции в обеих странах приходится работать примерно в одинаковых условиях. Но венесуэльская «Белая Лента», в отличие от РФ, смогла стать серьёзной политической силой, выросшей из уличных, стихийных протестов. Как ей это удалось?

Как и в России, «Круглый стол демократического единства» (будем далее его для краткости называть КС) стал сборищем сил разных флангов. Тут тебе и крайне левые, маоисты – считающие, что боливарианский социализм Чавеса мелкобуржуазен. И троцкисты из «Радикальной причины». И такой экзот, как партия последователей албанского коммуниста Ходжи («Красный флаг»). И профсоюзы (8 крупнейших объединений). И крайне правые (в основном бывшие латифундиты). И центристы – объединение «Новая Эра». И социал-демократы.

В общем, полный спектр всех идеологий и флангов, какой изначально была и российская «Белая лента». В венесуэльский КС в итоге вошли 50 партий и движений.

Как уже говорилось выше, в 2010 году эта коалиция смогла набрать 47% голосов на парламентских выборах. Партия Чавеса «Единая соцпартия Венесуэлы» смогла опередить КС всего на 1 процентный пункт – 48% голосов. На этих выборах КС провела первую репетицию в определении кандидатов на выборы – праймериз. В общей сложности в первичных выборах 22 кандидатов участвовали 360 тыс. венесуэльцев (остальные 143 кандидата были выбраны голосованием Оргкомитета внутри КС).

В октябре 2012 года в Венесуэле состоятся президентские выборы. Но уже в феврале 2012-го местная «Белая Лента» на широких праймериз выбрала единого кандидата от оппозиции. Им стал Энрике Родонски.

В первичных выборах, определивших единого кандидата, участвовали 3 млн. 59 тыс.(!!!) венесуэльцев. Это 12% населения, а от числа избирателей – и вовсе почти 20%. Для наглядности – это как если бы российская «Белая Лента» провела праймериз, на которых за единого кандидата проголосовали бы 17-20 млн. россиян. Родонски на праймериз получил 64% голосов, его ближайший соперник Пабло Альварес Перес – 30% (из центристской «Новой Эры»). Остальные проценты поделили леваки из КС – правозащитник Мачадо, социалист Арриа и троцкист Медина (3,7%, 1,5% и 0,5% соответственно).

Энрике Родонски экзотическая фигура. Он образованный юрист, возрастом 39 лет (почти как один из лидеров «Белой Ленты» в РФ Навальный). По убеждениям – правый центрист. Но дальше – полное расхождение с тем же Навальным. Во-первых, Родонски еврей (в то время как Навальный  близок к украинскому национализму и тащит в движение таких же, как он, украинцев). По материнской линии его предки – ашкеназы из России. По отцовской – сефарды из Японии. Во-вторых, он открытый гомосексуалист. Родонски даже несколько лет назад задерживался полицией за секс с мужчиной в машине. Правда, в последний год, чтобы привлечь и голоса женщин, Родонски стал уверять, что он – бисексуал. В-третьих, он ещё и ремесленник – совмещает работу юриста и краснодеревщика (для души). Последнее – очень важно не только для Венесуэлы, но и для всей Латинской Америки, где, как и в России, «креативный класс» занимает всего 5% населения, зато более 50% людей – рабочие и крестьяне.

Какие же первые шаги сделал единый белоленточный кандидат в Венесуэле? Нет, это вовсе не коррупция (от которой также, как и Россия, страдает вся Латинская Америка). Не гей-парад. Не мигалки. Главной проблемой Родонски видит справедливое распределение 30 млн. га пустующей земли среди крестьян и рабочих, и доведение собственного сельхозпроизводства до 70% потребляемого продовольствия (сейчас – 25%).

Следующее заявление Родонски – «масло вместо пушек», сокращение оборонных расходов. Он приводит пример, что на средства контракта с Россией на покупку танков в той же РФ можно было бы приобрести 80 тыс. тракторов.

Третья проблема, о которой говорит Родонски – изъятие оружия у населения. В то время как в России правые и особенно либертарианцы спят и мечтают о свободном обороте короткосвола, Венесуэла уже сполна натерпелась от легального владения оружием. Как уже говорилось, Венесуэла находится в числе мировых лидеров по убийствам и общему числу преступлений на душу населения. Более трети людей имеют тут как минимум пистолеты. Теперь же Родонски хочет существенно ограничить оборот оружия.

В соответствии с договоренностями «на берегу» Родонски пообещал крайне левым в своём правительстве (в случае победы) 1/5 министерских портфелей (несмотря на то, что на праймериз они в обшей сложности взяли чуть менее 6%). И это будут социальные министерства – труда и соцзащиты, а также Пенсионный фонд. Крайне правым достанутся портфели МВД и обороны, умеренным правым и центристам – все остальные министерские посты.

Сейчас социологи прогнозируют, что Родонски получит 40% голосов. Но шансы на рост этой цифры есть, и многое тут будет зависеть от позиции центриста, демократа, мэра Каракаса (столицы Венесуэлы) Антонио Ледесма, находящегося в оппозиции к Чавесу. Родонски уверен, что призыв Ледесма к беднякам голосовать за кандидата «Белой Ленты» может прибавить ещё 4-5%. И тогда, как на парламентских выборах в 2010 г., разрыв между Родонски и Чавесом может составить 1-2% в ту или иную сторону.

Ну а в России «Белая Лента» позабыла о политике. Никакого единого кандидата, определяемого через праймериз, она так и не выбрала. К социальным лозунгам, чтобы поднять низы, не перешла. Вместо этого клан потомственных КГБэшников Гудковых со страниц газеты «Ведомости» призывает даровать неприкосновенность собственности всем членам нынешней Системы. Хорошо бы обменять всю российскую «Белую ленту» на одного венесуэльца Родонски.

Источник