Русский патрон для синеокого™ клиента
Не скажу за всю синеокую™, но я лично ничего не знаю лучше Appassionata, готов слушать её каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!
Было это в то время, когда и между сановниками вольтерьянцы попадались. Само высшее начальство этой моды держалось, а сановники подражали. И вот нелёгкая журналистская судьба занесла меня вместе с одним великим государственным деятелем современности послушать полечку-трасуху Appassionata в исполнении Исайи Добровейна. Тут он (не Добровейн, натурально) мне и открылся с несколько неожиданной стороны.
Исайя знай себе лабает, размял пальцы на Шопене, плавно перетёк в Apassionata, увлёкся – не оторвать. А мой собеседник прищурился, усмехаясь, и говорит, часто, мол, слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей, которые, живя в грязном аду, могут создавать такую красоту. А сегодня гладить по головке никого нельзя – руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно, хотя мы, в идеале, против всякого насилия над людьми.
В буржуйке уютно шипели сырые берёзовые дрова (отопление только что отключили). Мы продолжили кушать христианских младенцев говорить о будущем Беларуси синеокой™, а за окном шёл дождь и рота омоновцев.
Вот и сейчас в центре Европы разворачиваются сходные процессы. Туземные аналитики и эксперты, умилённо рыдая в голос, сообщают о возобновлении процесса глажения людей по недавно побитым головкам. Означенные же люди в ответ, захлёбываясь слезами и соплями, начинают говорить милые глупости. Словом, не успел я за выходной семафор отъехать, как вдруг во всей синеокой™ наступило благорастворение воздухов. Полицеймейстер – не скачет, квартальные – не бегут, городовые – не усердствуют. (М.Е.С.-Щ. поклон).
Таков общий фон, на котором возобновляется прошлогодняя кадриль Европы и её центра. Надобно заметить, что подобные процессы следует приветствовать и поощрять. Но не потому о чём вы думаете. Кстати, «потому о чём» – вместе или раздельно?
Also, в игры типа «умел морочить дурака и умного дурачить славно» я балуюсь давно, и теперь предлагаю не слишком почтеннейшей туземной публике некую версию. Она, возможно, приведёт публику к ответу на вопрос «что дальше?».
В теории игр есть такое основополагающее понятие, как prisoner’s dilemma. Её суть в том, что участники игры (голая политическая игра налицо), не всегда идут на сотрудничество, потому что предательство выгоднее с рациональной точки зрения. Основной материал вы можете проработать самостоятельно, разжёвывать не стану.
Для ситуации, которую мы рассматриваем, по всем распоняткам выходит, что обе стороны руководствуются голым рационализмом и для них оптимальной стратегией является предательство и/или шантаж. Для Брюсселя это «предательство белорусской демократии» и восстановление status quo по состоянию на 01.12.2010 г. Для Минска это «шантаж по-родственному» (у меня нет рационального объяснения, почему здесь кавычки, интуитивно полагаю, что нужны) т.е. возвращение к спекуляции суверенитетом игре в капризного нейтрала.
Оправдание Брюсселю вы найдите сами, А я, в силу привычки, с лёгкостью оправдаю Минск. Ибо что такое шантаж, как не предложение сделки. А сделка есть основа основ либеральной демократии и свободного рынка, это ещё Мишель Фуко доказал. Иначе говоря, шантаж со стороны Минска, о котором вот-вот завопят, абсолютно правомерен: сделка есть сделка, интересы третьей стороны не задеты. Это, что называется, в пределе.
Но, насколько мне известно (следовательно, я и не могу ошибаться), моё допущение имеет смысл только до тех пор, пока в отношениях с восточной братской сестрой-соседкой выполняются обязательства в бинарной системе «патрон-клиент».
Иначе после 7-го мая схема «патрон-клиент» может приобрести несколько зловещий смысл.