X

«Независимая Беларусь» в 1944 году

Белорусская школа выживания

В декабре 1943 года немецкие оккупационные власти позволили белорусским коллаборационистам выбрать Раду и де-юре создать своё государство. Белорусский парламент успел прозаседать полгода и даже провести мобилизацию населения против большевиков. Сегодня Белоруссия остаётся последней страной в Восточной Европе, имеющей правительство в изгнании.

Спустя почти 70 лет со дня окончания Великой Отечественной государственная пропаганда России продолжает уверять, что в планах нацистской Германии было почти поголовное уничтожение славян. В частности, политруки ссылаются на пресловутый «план Ост», который в официальном виде (а не в записках второстепенных чиновников) так никогда и не был найден.

У немцев на полуофициальном уровне существовало несколько планов по послевоенному переустройству просторов бывшего СССР. К примеру, один из таких вариантов выглядел так:

«Ещё один план колонизации Востока был в мае 1942 года составлен Институтом сельского хозяйства при Берлинском университете, и отправлен Гиммлеру. Колонизация просторов СССР должна была проходить примерно 25 лет. Вводились квоты по онемечиванию для разных национальностей. Подавляющую часть местного населения предлагалось выселить из городов в сельскую местность и использовать в крупномасштабных аграрных мероприятиях.

Для контроля областей с не преобладающим поначалу немецким населением предлагалось ввести систему «маркграфств». Первые 3 такие «маркграфства» – Ингерманландия (Ленинградская область), Готенгау (Крым и Херсон) и Мемель-Нарев (Литва-Белосток). В Ингерманландии население городов должно быть снижено до 200 тысяч человек. В Польше, Белоруссии, Прибалтике и на Украине было намечено создание 36 опорных пунктов, обеспечивающих эффективную связь «маркграфств» друг с другом и метрополией. Через 25 лет «маркграфства» должны были быть германизированы на 50%, а опорные пункты – на 25-30%».

Карта этих маркграфств выглядела так:

В ситуации же с постсоветским переустройством Белоруссии всё обстоит гораздо проще. У немцев не просто существовал официальный план, они вообще под конец оккупации предоставили фактическую независимость Белоруссии, вплоть до разрешения иметь собственную армию. Как выглядело формирование этой независимости, рассказывается в книге «Под немцами» (составитель – Энциклопедический отдел ИФИ филологического факультета Санкт-Петербургского гос. Университета, 2011 год, тираж 1000 экз.), в главе «Оккупация Белоруссии немецкой армией и коллаборация местного населения». С момента оккупации Белоруссии немцы разделили всю территорию на «гебиты», районы (всего их было 9). Во главе гебитов стали немецкие гебиткомиссары со своим административным аппаратом. А вот на более низовом уровне – «крайсляндвиртах» уже властвовали местные жители. Как правило, возглавляли крайсляндвирты белорусские националисты, а ближайшая их обслуга была из «бывших» – белых офицеров, священников, кулаков, эсеров, лишенцев.

В декабре 1943 года немцы – во многом под воздействием белорусских нацистов, а также после неудач на восточном фронте – согласились на создание Белорусской Центральной рады (БЦР). Рада возникла из двух организаций. Первая – Белорусский Красный Крест, организованный доктором Антоновичем (в конце 1942-го года переименована в «Белорусскую самопомощь»). Вторая – полуподпольная «Белорусская партия независимости», возглавляемая майором Родзько.

(Белорусские отряды самообороны)

«Белорусская самопомощь» как благотворительная организация сумела создать свои органы в каждой волости Белоруссии. На её основе в июле 1943 года в Минске был организован «Союз мужей доверия», председателем которой был назначен бывший депутат польского Сейма белорус Юрий Соболевский. Этот Союз официально консультировал аппарат генерального комиссариата «Белоруссия». Соболевский долго уговаривал комиссара Кубе отдать политическую и экономическую власть независимому белорусскому парламенту (оставив военную и «внешнюю» политику немцам). Уговорил, но Кубе не успел воплотить эти идею в жизнь, так как был убит диверсантами НКВД.

Воплотил идею Кубе и Соболевского новый комиссар, генерал-лейтенант СС фон Готтберг. 21 декабря 1943 года на торжественном собрании белорусского актива огласил утверждённый им Статут Белорусской Центральной Рады, в котором, в частности, были такие пункты:

(Комиссар Белоруссии фон Готтберг с белорусскими чиновницами)

— Белорусская Центральная Рада является созванным в рамках самоуправления представительством белорусского народа. Она имеет своё местонахождение в Минске.

— Рада имеет основную задачу мобилизовать все силы белорусского народа для уничтожения большевизма.

— Рада будет принимать и осуществлять все необходимые мероприятия в отрасли социальной, культурной и школьной жизни.

Президентом Рады стал Радослав Островский. Он ставит немецкой администрации свои условия:

— Созыв не позднее в течение 6 месяцев Второго Всебелорусского конгресса для разрешения вопроса белорусского народного представительства.

— Создание белорусской вооружённой силы.

— Применение это вооружённой силы против большевизма только на территории Белоруссии.

(фон Готтберг поздравляет  профессора Островского с избранием на пост президента Белоруссии)

Условия эти немцы приняли. И Островский отдаёт приказ о мобилизации населения в Белорусскую Краевую Оборону. В течение недели было сформировано 60 батальонов численностью до 600 человек каждый (всего – около 35 тысяч человек). Все они были вооружены немецким оружием. На остальную часть мобилизованных – а это было около 40 тысяч человек – немцы не дали вооружения, мотивируя тем, что «запасы закончились». Этих людей по приказу Рады распустили по домам.

Стоит отметить, что до создания Краевой Обороны на территории Белоруссии действовало 200 т.н. ОД-батальонов (общей численностью до 100 тысяч человек).

В это же время в Белоруссии прошли «первые свободные выборы» в Раду. Все избирали 1200 делегатов, по 5-7 человек от района. На своём первом заседании Рада приняла следующие постановления:

(Президент Белоруссии Островский инспектирует местную армию)

— Подтверждаем необходимость осуществления идеи государственной независимости Белорусской республики;

— Подтверждаем постановления Рады Белорусской народной республики от 1918 года;

— Объявляем недействительными все условия, принятые большевиками и поляками в вопросе расчленения территории Белоруссии;

— Единогласно избираем президентом Рады профессора Островского. Рада объявляется единым законным представительством белорусского народа.

Юридическая независимость Белоруссии была объявлена 27 июня 1944 года. Но просуществовать республике удалось недолго.

После 2 июля 1944 года, из-за наступления РККА в Белоруссии ее боевые силы были переброшены в Германию. Из белорусов были сформированы: 1-я Белорусская дивизия численностью 22 тысячи человек; 2-я штурмовая бригада генерала Езовитова численностью 12 тысяч; СС-бригада «Зиглинг» численностью около 10 тысяч человек. Обе бригады сражались на Восточном фронте против Красной Армии. А 1-я дивизия была переброшены в Италию, где ей предстояло биться с польской армией Андерса под Монте-Кассино. Это стало ошибкой немцев: белорусы отказались воевать против поляков, и дивизию пришлось перебросить на Рейн, где она сражалась против американцев.

(Белорусская армия выходит из Минска на боевые позиции)

Там же белорусы из 1-й дивизии в 1945-м сдались американцам. Примерно половина коллаборационистов была выдана американцами в СССР (остальной половине удалось эмигрировать в Латинскую Америку и Канаду), почти все они получили от 10 до 25 лет ГУЛАГа.

В июле 1944 года была эвакуирована на Запад и Белорусская Рада – как большинство её депутатов, так и органы исполнительной власти (в общей сложности около 2 тысяч человек). Около 30% этого состава переселились в Канаду (где уже существовала большая белорусская община), ещё треть примерно осела в Германии, остальные погибли, либо были выданы СССР.

Интересно проследить судьбу костяка Белорусской Рады, перебравшегося на Запад и на основе которого было сформировано «Белорусское правительство в изгнании», которое до сих пор считает себя единственным законным представителем власти не территории республики.

— Президент Рады, профессор Радослав Островский (1887—1976). По политическим взглядам был эсером. В 1917 году был назначен Временным правительством комиссаром в Слуцком округе. В 1920-х годах член Белорусской рабоче-крестьянской громады (стояла на позициях российских эсеров), депутат польского Сейма.

(Президент Островский выступает на митинге в Минске)

Кандидатура Островского планировалась немцами на должность бургомистра Москвы. Немцы исходили из того, что профессор оставался левым по своим взглядам, хорошо разбирался в марксизме. С апреля 1942-го по июнь 1943-го сформировал и лично командовал антипартизанскими отрядами самообороны в Смоленске.

С августа 1944 года в Германии, тогда же получил гражданство этой страны. В оккупационной британской зоне в Ганновере жили под именем «Андрея Корбута». В 1947-м уехал в Аргентину. Во второй половине 1950-х перебрался в США. В виду преклонного возраста оставил пост президента Белоруссии в 1964 году. Умер в 1976 году в Кливленде, штат Огайо.

(Вице-премьер правительства Белоруссии Соболевский. Начальник оккупационной полиции, с января 44-го – заместитель председателя БЦР Островского. После войны бежал в Германию, умер в 1957-ом в Мюнхене.)

— Борис Рагуля, создатель Белорусской Краевой Обороны. Офицер польской армии. Оказался в тюрьме в СССР, в июле 1941 года был освобождён немцами. Руководил самоуправлением в Новогрудкове. В 1942 году сформировал 68-й карательный белорусский батальон. Батальон «отличился» тем, что сжёг около 20 деревень, подозреваемым в связях с партизанами.

На выборах в Раду получил в своём округе около 90% голосов.

С лета 1944 года в Германии, получил гражданство этой страны. Руководил подготовкой агентуры в Дальвицкой разведшколе. После капитуляции Германии оказался в Бельгии, окончил там медицинский факультет университета. С начала 1950-х в эмиграции в Канаде. Руководил в «правительстве в изгнании» «министерством обороны». Умер в 1983 году.

Related Post

(Белорусская армия)

Константин Езовитов (1893—1946?). Участник Первой мировой войны, подпоручик в 151-м Пятигорском полку. Член партии эсеров с марта 1917 года. Член полкового комитета по выборам в Учредительное собрание.

С ноября 1917-го занимался формированием 1-го Белорусского полка. С января 1918 года – военный комендант Минска. Секретарь I Белорусской Рады. Участник антибольшевистского подполья. В эмиграции в Литве, затем в Латвии. В начале 1920-х участвовал в переправке в СССР членов савинковской террористической группы. В 1930-е русские эмигранты подозревали его в сотрудничестве с НКВД (якобы фигурировал под кличкой «Озол»), но доказательств этому так и не было найдено.

Во время оккупации председатель Белорусского комитета в Латвии (до конца 1943 года). Создатель и командир белорусской штурмовой бригады, член почётного президиума Рады. С августа 1944 года в Германии, занимался подготовкой агентуры для повстанческой деятельности в тылу Красной Армии. В апреле 1945 года схвачен СМЕРШ. Содержался в городской тюрьме Минска, писал воспоминания. По официальной версии скончался от воспаления лёгких 12 февраля 1946 года в тюремной больнице. По неофициальной – под фамилией «Селезнёв» содержался под домашним арестом в Ташкенте до самой смерти в 1965 году.

(Жители белорусской деревни провожают новобранца в армию)

«Белорусское правительство в изгнании» базируется в Нью-Йорке. Президентом Белорусской Рады с 1997 года является Ивонка Сурвилла (урождённая Ивона Владимировна Шимонец). Её отец Владимир Шимонец был министром финансов БНР. Ивонке было 8 лет, когда её семья в 1944 году бежала из Белоруссии в Данию, а в конце 1960-х перебралась в Канаду.

В отличие от эмигрантских правительств Украины, стран Прибалтики, Польши, которые признали новые правительства в постсоветских и постсоциалистических странах и передали им свои полномочия, Белоруссия остаётся последней страной Восточной Европы, имеющей свое «правительство в изгнании».

(Нынешний президент Белоруссии Ивонка Сурвилла с литовским политиком Витутасом Ландсбергисом)

Начиная с 1950-х годов, это правительство регулярно подаёт иски в ООН с требованием «расследовать колониальную деятельность России и СССР на территории Белоруссии». Не признаёт нынешние границы Белоруссии, считая, что исконными землями белорусского народа являются Смоленская и Брянская области, ныне входящие в состав РФ.

(Карта Белорусской Народной Республики. На ней хорошо видно, что частью БНР являются Смоленск и Брянск)

+++

Блог Толкователя собрал фотографии повседневной жизни на территории оккупированной Белоруссии. На них хорошо видно, как белорусы быстро перешли от поклонения одному вождю к другому – от Сталина к Гитлеру. В принципе, уклад жизни простых белорусов остался таким же, как при Советах.

Заседания Белорусской Рады, доклады и дебаты:

Комиссар Белоруссии фон Готтберг вручает медали простым белорусам за упорный труд, хорошие навесы и удои:

Почётные похороны бургомистра Минска Ивановского, декабрь 1943 года:

(Руководство Белорусской Рады вскидывает руку в траурном приветствии: Николай Шкелёнок (первый вице-президент БЦР), Радослав Островский (президент БЦР), Евгений Колубович (руководитель отдела культуры БЦР), Юрий Соболевский (начальник оккупационной полиции, заместитель председателя БЦР).

Празднование 1 мая, трудящиеся Минска и других городов независимой Беларуси на торжественных митингах:

Белорусы за Единую Европу:

Расцвет духовной, православной жизни в Белоруссии:

(Иерархи Белорусской автономной православной церкви: архиепископ Филофей (Нарко), епископ Григорий Боришкевич, епископ Степан (Севба) в первом ряду; Иосиф Балай и епископ Афанасий (Мартас)

(Белорусские иерархи на пикнике в комиссаром фон Готтбергом)

Праздничные вечера:

Источник

Связанные записи