Правящий класс в прошлом и будущем России

Прайды взаимно непрозрачны и неспособны обмениваться «человеческим материалом». Но, как все архаические структуры, они постоянно нуждаются в лю­дях: их сила — в числе, в количестве мест и ситуаций, в которых их члены мо­гут участвовать лично и непосредственно. Причем они с легкостью расстаются со своими членами: скомпрометированными, бесполезными или просто вызвавши­ми сомнения. Поэтому каждый прайд имеет свою систему рекрутирования новых людей. А поскольку претенденты должны питать личную преданность к своему непосредственному «боссу» и его вышестоящим покровителям, их привлекают из надежной проверенной среды и в максимально раннем возрасте. В итоге любые «социальные лифты» действуют только в пределах такой среды и завершаются на верхних этажах иерархии собственного прайда. А не попавшие в орбиту их дей­ствия вообще лишены социальной перспективы.

Принадлежность к прайду дает ощущение (подчас обманчивое) защищенно­сти, предсказуемости будущего и даже жизненного успеха, особенно если мерить его по шкале потребления. Беда, однако, в том, что прайды в принципе не созидательны. Их члены — хищники, они кормятся ресурсом, за доступ к которому отве­чает вожак. «Изобрести» новый ресурс — значит заявить претензию на лидерство. То есть творческий потенциал любого человека чреват лидерскими амбициями. Поэтому «социальные лифты» принимают лишь творчески стерильных претен­дентов. Редкие исключения возможны, но лишь в порядке воспроизводства вер­хушки прайда — из особо близких, верных, проверенных семей. Так что подлин­ный успех доступен лишь немногим.

Ясно, что прайдам нет дела до всего, что не входит в сферу их сугубых инте­ресов. В том числе — до населения (быдла), хотя в обществе, большинство членов которого ведет себя бессознательно, конкуренция между шайками идет и за право притеснения быдла. Так что население постепенно вымирает (за счет отказа от деторождения), а не примкнувшие к шайкам и члены менее успешных шаек эмигрируют. Отказ от деторождения и бегство — это базовые инстинктивные реакции на притеснение. Такое поведение характерно не только для людей: когда говорят о большинстве высших животных — о том, что они «в неволе не размножаются», «как волка ни корми — он все в лес смотрит», имеют в виду именно эти явления. И «экономическая апатия» нашего общества — нежелание создавать новые и раз­вивать имеющиеся предприятия — тоже объясняется не мифическим «неблаго­приятным инвестиционным климатом», а именно разделом экономического про­странства между прайдами, ввиду чего любая активность чревата выходом из-под защиты своего прайда и попаданием в орбиту интересов чужого.

Пока не изменится субъективное переживание своей жизни большинством членов общества, на ситуацию не повлияют ни здравоохранение, ни экономи­ка. И правящий класс из прайдов сам собой не образуется, поскольку для этого прайды должны перестать быть самими собой. Драматизм сегодняшней истори­ческой ситуации даже не в том, что общество во всех его слоях глубоко разобщено. А поскольку в основе цивилизации лежит не конкуренция, а солидарность, для ее сохранения нам необходимо преодолеть эту разобщенность, поднявшись над частными, групповыми и партийными интересами. Драматизм — в том, что ра­зобщение возникло не в результате стихийно развивающегося кризиса, как в рас­смотренных выше случаях, а в результате намеренно произведенных преобразований, которые считались прогрессивными и на которые возлагались большие надежды. И в том, что никто, кажется, не отдает себе в этом отчета.

Думаю, что это — оттого, что образ жизни людей в прайдах поощряет их к кон­куренции, а не к рефлексии. Единственный выход из этой ситуации — распро­странение среди людей сознательного отношения к собственной жизни. В том числе, и в первую очередь, — среди тех людей, которые составляют и возглавля­ют доминирующие прайды. Только так можно превратить их в правящий класс, а быдло — в народ.

Правящий класс в прошлом и будущем России

«Немецкие ошибки» либеральной интеллигенции

К сожалению, все условия, начиная от мирового финансового кризиса и до уязвленного национального самолюбия из-за развала СССР, проявились и в современной России. Повинуясь законам истории, не мог не        возникнуть и           проект «маленького человека», выхваченного, что называется из толпы.

Примеры появления таких людей в российской политике были, но им, судя по логике их политической деятельности, реальная власть не интересовала. Тот подход, который демонстрирует Алексей Навальный и его команда на            выборах московского мэра, говорит  как раз о «заточенности» на власть.

Отметим, что высокий уровень цинизма «штабистов», их игра на негативных эмоциях горожан, демотивационные усилия в адрес политических противников (это поставлено на «широкую ногу») очень схожи, на наш взгляд, с действиями германских «коллег» в конце 1920-х — начале 1930-х годов.

Если в Германии пропаганда велась в пивных, то сегодня она идет в Интернете, так сказать, в «интеллектуальной пивной», ну, или, по крайней мере, в московской сети кофеен «Жан-Жак». В Германии вязали на рукав символ протеста против «импотентной» власти, у российских «несистемных» оппозиционеров также есть свои отличительные знаки — белые ленты.

Интересно, что, вопреки логике поступательного политического развития, Навальный резко сокращает количество симпатизирующих ему представителей истеблишмента — взамен, он ищет широкой поддержки в социальных слоях, для которых термин «власть» является ругательным. Демонстративный разрыв связей с официальными политическими группами имеет прямые исторические аналогии с Германией.

Ранее и, особенно, сегодня российскому обществу, благодаря усилиям либералов, прямо навязывается комплекс экономической и политической неполноценности, притом, что, на самом деле, страна демонстрирует пусть небольшой, но устойчивый рост и в экономике, и в социальном плане. На фоне гигантских бюджетных долгов и рецессии в т.н. «развитых странах», ситуация в России, в общем, выглядит неплохо.

К националистическим мотивам в идеологеме Навального примешивается презрение к национальному общественному укладу, а миражи западного благополучия безоговорочно и без всяких поправок принимаются как эталон лучшей жизни. Подогретые на этом огне эмоций страсти затуманивают сознание и разрушают иммунную систему социума, который, таким образом, подготавливается к особому пришествию. В результате, «черное» объявляется «белым», а «белое» — «черным» и в этих условиях тотальной дезориентации делаются попытки объявить о приходе политического «мессии».

Обещание это, правда — недорого стоит, так как спасутся отнюдь не все: в мировой истории еще не было подобного прецедента.

Зачем «западнику» Навальному, учившемуся в Йеле, национализм? Он, как политик, зародился в националистической среде, пострадал за эти взгляды (был изгнан из «Яблока»), отошел от них, будучи на госслужбе, но вновь вернулся. Скорее всего, сделано это специально, ведь на данном этапе требуется резко увеличить свою привлекательность для электората, а запрос на решение проблем национальной идентичности в обществе действительно большой.

Антикоррупционными изысканиями едва ли привлечешь людей, готовых строить за тебя баррикады, а вот националисты — народ эмоциональный и легкий на подъем.

«Немецкие ошибки» либеральной интеллигенции

Секс и грех. Магия красных туфель

Красные туфли — и как реальный предмет обуви, и как символ — обладают завораживающей, магической силой, которая воздействует на представителей разных культур самыми разнообразными способами. Эта сила возникла далеко не вчера. Хорошо известна престижная роль красных башмаков на каблуках при европейских дворах XVII–XVIII веков. Впоследствии красная обувь нередко брала на себя другие важные функции. В этой главе мы сосредоточимся на сказке Ганса Христиана Андерсена «Красные башмаки». В этом произведении художественной литературы были заложены символические ассоциации, ставшие с тех пор неотъемлемой частью повседневного культурного багажа. Сила андерсеновской сказки в том и состоит, что красные башмаки в ней оказались «дематериализованы»: их буквальное, физическое значение было заменено символическим. Такое «вливание» значения в объект служит важным свидетельством того, что одежда и обувь отнюдь не являются чем-то пошлым или опошляющим. Сказка «Красные башмаки» создала модель для оценки и понимания, особенно женщинами, красной обуви в XX веке.

Андерсеновская трактовка красных башмаков — не просто плод писательского воображения. Автор сказки руководствовался конкретными идеями и концепциями, которые формировались в период, предшествовавший написанию сказки. Чтобы глубже исследовать особую психологическую напряженность образа красных башмаков, необходимо также рассмотреть жизнь и личность самого Андерсена: невротическая одержимость собой была неотъемлемым признаком его произведений. Многие детали сказки «Красные башмаки» психологически укоренились в современной культуре. В этой главе мы рассмотрим, как развивались представления Андерсена о сексуальности и движении, о магическом и гендерном, проследив путь красных башмачков — с середины XIX века, когда он написал свою знаменитую сказку, и до наших дней. Что такое красные башмаки — просто обувь красного цвета? Выводится ли их символический потенциал непосредственно из материальной сущности красных башмаков или же интерпретации порождаются в контексте их ношения? Мужчины в наши дни редко носят красную обувь; почему же красные туфли продолжают нести такой важный заряд, в особенности для женщин, от писательниц до обычных покупательниц?

Символика красных туфель

Красные туфли соединяют в себе множество неоднозначных социальных кодов. Значения и конфликты, связанные с цветом обуви, — сильно заряженный культурный маркер. В европейской и азиатской традиции красный цвет символизирует жизнь и плодородие, однако при этом ассоциируется также с опасностью, войной, смертью. Красный — цвет человеческих крайностей, сильных эмоций, магического и религиозного опыта. Антрополог Клод ЛевиСтросс отмечал, что в этих «диаметрально противоположных» состояниях красный цвет приобретает уникальную амбивалентность, поскольку может рассматриваться как либо позитивный, либо негативный. Красный — это не только цвет одеяний католических иерархов, но и цвет кварталов красных фонарей, цвет блудницы и дьявола. Двойственность между любовью и войной, магией и религией, благородством и плебейством порождает разные векторы напряжения при использовании этого цвета.

В этой главе красный цвет ассоциируется также со страстью — культурной концепцией, характеризуемой эротическим желанием, маниакальными порывами, экзальтацией и страданием. Понятие «красная туфелька» сочетает в себе нагруженный значениями цвет и не вполне «невинную» форму. Как замечает в своей главе Джулия Пайн, сама форма туфли порождает ассоциации, связанные с телом, идентичностью и сексуальностью. Туфли сохраняют в себе отпечаток ноги, и пустота, заключенная в них, может означать место для собственного «я». Такая близость телесного и духовного породила множество традиционных суеверий, связанных с обувью. Эта тема подробно рассматривается в главах, написанных Тунде М. Акинвуми, Сью Бланделл и Мартой Чайклин. И в восточной, и в западной культуре туфли — прямо или опосредованно — ассоциируются с женскими гениталиями, в то время как нога, напротив, символизирует фаллос.

Соединяя в себе два мощных и двойственных элемента, красные туфли приобретают сложный символический статус. Традиционно они предполагали власть, богатство, силу, что было связано с высокой (и повышающей статус владельца туфель) ценой на красные красители, такие как крапп, кермес, кошениль, шеллак. Красные туфли были прерогативой римских сенаторов, а позднее — только императора. Папы носили красное с XIII века, а Эдуард IV и Генрих VIII были похоронены в красных туфлях, служивших символом монаршей власти. В XVII веке Людовик XIV носил башмаки на красных каблуках — символ божественной власти короля. Как показывает в своей главе Элизабет Сэммельхэк, этот стиль распространился путем подражания среди аристократии обоих полов и к XVIII веку стал признаком стремления к фешенебельности. Высокая цена и качество туфель из тонкого красного сафьяна сами по себе служили символами высокого статуса. К концу XVIII века благодаря ориентальной романтике из этого материала стали шить «турецкие» туфли, которые вплоть до XX века предпочитали носить в неофициальной обстановке джентльмены, не стесненные в средствах.

Секс и грех. Магия красных туфель

Идейные воззрения антиглобалистов

На взгляды участников антиглобалистского движения оказали влияние различные демократические, левые, радикальные и альтернативистские идеи 20 в., начиная с концепций прав человека, гражданского участия и самоуправления, и кончая анархизмом, социализмом и «антиимпериализмом», а также воззрениями новых социальных движений – экологического, антивоенного, феминистского, сторонников культурного разнообразия и т.д. Существенное воздействие на антиглобалистов оказали: книга канадской писательницы Наоми Клейн (Naomi Klein) Нет лого (No Logo), которая критиковала производственную политику транснациональных корпораций и тиранию вездесущей рекламы, разрушающей народную культуру; работа известного индийского эколога Вандана Шивы (Vandana Shiva) Биопиратство (Biopiracy), обвиняющая колониализм в создании монокультуры и превращении «природного капитала» аборигенных народов и экорегионов в «интеллектуальный капитал»; труд Развитие как свобода (Development as Freedom) лауреата Нобелевской премии 2000 по экономике Амартия Сена, предложившего новую денежную систему с валютой, стоимость которой будет основана на расчете свободного времени; произведения известных ученых и общественных деятелей Ноама Чомского (Noam Chomsky), Зыгмунта Баумана (Zygmunt Bauman), Дэвида Кортена (David C.Korten) и др.

Очевидно, что на такой разнородной основе не могла сформироваться какая-либо цельная или устойчивая идеология. Идейные, политические, социальные, экономические и культурные взгляды участников антиглобалистского движения весьма различны и часто попросту противоречат друг другу. В общем и целом, в русле движения можно обнаружить две главные тенденции – реформистское и «альтернативистское». В то время, как приверженцы первого отвергают неолиберальный вариант капитализма и «крайности» свободы торговли, сторонники второго стремятся найти какую-либо альтернативу существующему социальному строю. Среди основных идей, распространенных в кругах антиглобалистского движения, но разделяемых далеко не всем спектром его участников, следует прежде всего выделить критику транснациональных корпораций (ТНК) и основных институтов «нового мирового порядка». Большинство антиглобалистов убеждены в том, что именно ТНК и финансовые круги управляют современным миром, контролируют его политику и экономику.

Еще в 1997 известный исследователь мировой экономики Фредерик Клэрмон (Frederic F.Clairmont) доказывал, что 200 крупнейших корпораций держат под контролем мировое хозяйство, политику и информационные потоки. Их обороты составляли 26% мирового производства, что превышало суммарное производство 182 стран мира вместе взятых.

«Власть принадлежит сегодня финансовым рынкам, где котируются лишь 150 человек, руководителям транснациональных корпораций и их слугам, которые занимают посты во Всемирной торговой организации, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирного банка и Европейской комиссии, – утверждает, например, писательница Сьюзен Джордж (Susan George), президент парижской Обсерватории глобализации и вице-председатель АТТАК Франции. – Они встречаются между собой на таких форумах, как Круглый стол европейских промышленников или Трансатлантический бизнес-диалог, в постоянных комитетах президентов и генеральных директоров, которые, к примеру, ежегодно представляют Европейской комиссии или Североамериканскому правительству список того, что подлежит обсуждению, и это становится списком того, что они хотели бы получить от правительств». Этот список, по мнению С.Джордж, автора нашумевшей книги Доклад Лугано (El Informe Lugano) о международной экспертократии, включает определение политических целей и задач, точные установки в отношении правил экономической игры «в каждой области экономики и на каждом уровне различных администраций», а также технические нормативы для решения конкретных проблем. «Североамериканское правительство, – заявила она, – регулярно сотрудничает с федерациями промышленников, которые представляют петиции во Всемирную торговую организацию, чтобы избежать препятствий на пути торговли». Для этого осуществляется приватизация общественных услуг и т.д. Речь, по словам С.Джордж, идет о своеобразной «торговой конституции» для всего мира.

В. Дамье, «Антиглобалистское движение»

Читаем Унабомбера

Независимость

42. Независимость, как составляющая процесса власти, может быть не обязательной для каждого индивидуума. Но большинству людей на пути к достижению своих целей требуется большая или меньшая степень независимости. Их усилия должны предприниматься по их собственной инициативе и находиться под их же управлением и контролем. Однако, большинству людей не приходится проявлять инициативу, осуществлять управление и контроль как отдельным личностям. Обычно им достаточно действовать в качестве участников МАЛОЙ группы. Таким образом, если полдюжины людей обсуждают между собой цель и совершают совместное вполне успешное усилие для достижения этой цели, их потребность в процессе власти будет удовлетворена. Но если они работают строго по подаваемым сверху командам, которые не оставляют им никакой возможности для независимого принятия решения и проявления инициативы, тогда их потребность в процессе власти не будет удовлетворена. То же самое верно и для случая, когда решения принимаются на коллективной основе, если группа, принимающая коллективное решение, настолько велика, что роль отдельной личности в ней становится несущественной.

43. Действительно, отдельные личности испытывают небольшую потребность в независимости. Или их стремление к власти незначительно, или они удовлетворяют его самоидентификацией с какой-то влиятельной организацией, в которой они состоят. Затем следуют бездумные, животные типы, которые довольствуются чисто физическим чувством власти (например, опытный солдат, получающий ощущение власти, демонстрируя свои боевые навыки, применить которые его вполне устраивает в слепом подчинении командиру).

 44. Но большинство людей посредством процесса власти — обладания целью, осуществления САМОСТОЯТЕЛЬНОГО усилия и достижения цели — приобретают чувство собственного достоинства, уверенность в себе и ощущение власти. Когда у кого-то нет достойной возможности для реализации процесса власти, последствиями для него станут (в зависимости от индивидуальности и способа, которым процесс власти был нарушен) тоска, деморализация, низкая самооценка, комплекс неполноценности, пораженчество, депрессия, тревога, чувство вины, чувство разочарования, враждебность, жестокое обращение с супругой (супругом) или ребёнком, ненасытный гедонизм, ненормальное сексуальное поведение, нарушение сна, отсутствие аппетита и т. д.

Манифест Унабомбера

Иконические перформансы Ивана Грозного: трансформация идеи царской власти

К концу 1560-х — началу 1570-х годов уверенность царя в своей миссии Судии, фактического главы Церкви и защитника веры абсолютно сформировалась. Причем Суд оставался категорией сакральной, поиском высшей Правды, а не банально-прагматическим процессом. Такое соединение предтеатра (публичного зрелища) и предправа изучено еще на материале античности. Причем «аудиторией» Суда служил весь город [3]. Христианская культура изменила содержание политического символизма, внесла новые образы, сакральное понимание суда земного как преддверия Высшего Суда. Царь уподоблялся Богу как Судии. В византийской традиции эта идея нашла отражение в Толковой Псалтыри [4]. Убежденный в том, что сам он предстанет на Страшном Суде с ответом не только за свои грехи, но и за грехи своих подданных, совершенные по его неосмотрительности, — «Аз же убо верую, о всех своих согрешениих вольных и невольных суд прияти ми, яко рабу, и не токмо о своих, но и о подовластных дати ми ответ, аще что моим несмотрением погрешится» [5], — Иван Грозный считал своей миссией вершить над всеми сословиями суд, который должен быть преддверием Господнего Суда.

Разгром Новгорода и сопредельных земель был предопределен тремя событиями середины — второй половины 1569 года: летом была заключена Люблинская уния, объединившая Польшу и Литву и сильно затруднившая ведение Ливонской войны; осенью последовало «изборское дело» — об измене служилых людей Изборска в пользу Литвы, а затем «дело Владимира Андреевича Старицкого», когда Иван Грозный уничтожил не только своего двоюродного брата, но и почти всю его семью, также по обвинению в измене и якобы существовавшем намерении захватить престол [6]. Возможно, дополнительным стимулом для Ивана IV послужил переворот в Швеции: летом 1569 года Эрик XIV был свергнут с престола, который занял его брат Юхан III [7]. Известно, что Иван IV поддерживал постоянные контакты с Эриком и вел переговоры о женитьбе на Катерине Ягеллонке, законной жене Юхана, которая могла в перспективе принести супругу польский трон (впоследствии именно ее сын от Юхана III стал польским королем) [8]. Все это крайне обострило обстановку: с одной стороны, необходимо было искать мира с Польшей и Литвой, заново устанавливать отношения со Швецией, с другой — царю необходимо было продемонстрировать соседям — а заодно и подданным — свою силу, «страх Господень», который для него являлся основой порядка мироздания.

О начале похода рассказывают очевидцы — И. Таубе и Э. Крузе. 20 декабря 1569 года Иван Васильевич внезапно собрал в Александровской слободе опричное войско, а также всех слуг, способных носить оружие, и объявил, «будто бы город Новгород и все епископы, монастыри и население решили предаться его королевскому величеству королю Польскому» [9]. Никаких свидетельств о заговоре не было. Более того: суть «измены» в источниках представляется исследователям невнятной, прежде всего потому, что главный акцент делается на духовенстве, которое, по словам царя, и стоит в центре некоего злодейского умысла. Поход начинается в обстановке полной секретности, о нем запрещено упоминать, а вперед посылаются заставы, которые должны перехватить любых путников, которые могли бы опередить войско на пути в Новгород и сообщить о происходящем [10].

По пути опричное войско перебило семьи псковичей, переселенных в село Медня под Тверью и в Торжок в связи с «изборским делом» осени 1569 года. В Твери и Торжке были также казнены литовские пленные [11]. В Твери, в Отрочем монастыре, находился в заключении изгнанный с престола митрополит Филипп. Сам царь с ним не встречался, к узнику отправился Малюта Скуратов [12]. И тут в источниках возникает первое разногласие. По версии А.М. Курбского, царь хотел получить от Филиппа благословение на новгородский поход, а в ответ на возмущение бывшего митрополита Скуратов задушил святителя, не давая ему говорить [13]. И. Таубе и Э. Крузе заявляют, что убийство Филиппа было задумано царем изначально; однако в их рассказе есть явно недостоверные детали, например, приказ царя Малюте Скуратову выбросить тело митрополита в Волгу [14]. «Житие Филиппа» в Тулуповской редакции утверждает, что убийство Филиппа было инициативой самого Малюты Скуратова, но повторяет рассказ о том, что опричник прибыл к опальному митрополиту с просьбой благословить царя на «праведный суд» в Великом Новгороде, а Филипп стал громко обличать его «неистовство» [15]. Впрочем, житийный текст, написанный через 20 лет после смерти святителя, очищает царя от ответственности за гибель митрополита, в то время как И. Таубе и Э. Крузе прямо указывают на его волю. Поскольку физическое устранение изгнанника не имело особого смысла в данный момент, а непосредственной целью удара должен был стать новгородский архиепископ Пимен, принимавший активное участие в осуждении Филиппа, версия о попытке использовать вражду иерархов и заранее получить некое отпущение грехов представляется далеко не абсурдной. Однако отказ Филиппа ничего не изменил в планах царя. Значит, такое «благословение» было если и желательным, но не критичным. С другой стороны, формальное благословение царь мог получить и от любого из «опричных духовников».

Иконические перформансы Ивана Грозного: трансформация идеи царской власти

Секретная записка из самого сердца глобального финансового кризиса

Когда сорока на хвосте принесла мне этот документ, его содержание было настолько сенсационным, настолько извращённым и зловещим, что я просто не мог в это поверить.

Записка подтверждает самые дикие фантазии каждого любителя теорий заговоров: в конце 1990-х самые высокопоставленные лица в ФРС тайно сговорились с небольшой кучкой банкиров, чтобы разорвать финансовое регулирование по всей планете. Глядя на 26,3-процентную безработицу в Испании, отчаянный голод в Греции, беспорядки в Индонезии и банкротство Детройта, вспомните про этот документ — генезис крови и слёз.

38dd29b49fd353c2eb919c753b983cf5

Представителем ФРС, разыгрывавшим секретный Эндшпиль (end-game — конец игры; прим. mixednews) банкиров, был Ларри Саммерс. Сегодня Саммерс является главным кандидатом Обамы на кресло председателя Федрезерва — мирового центробанка. Если секретная записка подлинная, то Саммерс должен быть не в ФРС, а отбывать срок где-нибудь в подземелье, зарезервированном для душевнобольных преступников мира финансов.

Записка является подлинной.

Мне пришлось слетать в Женеву, чтобы получить подтверждение, и ухитриться встретиться с секретарём Всемирной торговой организации Паскалем Лами. Генералиссимус глобализации Лами сказал мне:

«ВТО не была создана как некая тёмная клика транснациональных корпораций, тайно готовящей заговоры против людей … У нас не бывает заседаний с попыхивающими сигары богачами-банкирами».

Тогда я показал ему записку.

Она начиналась с того, что служка Ларри Саммерса, Тимоти Гейтнер, напоминает своим боссам, что нужно позвонить банковским шишкам, чтобы те приказали своим армиям лоббистов выступать:

«Поскольку мы приближаемся к Эндшпилю переговоров по финансовым службам ВТО, думаю, для вас было бы хорошей идеей пообщаться с ведущими руководителями в бизнесе (CEO)…».

Чтобы Саммерсу не пришлось звонить в свой офис для получения телефонных номеров (что по законам США всплыло бы в публичных логах), Гейтнер перечислил личные номера на тот момент пяти самых влиятельных руководителей на планете.

Вот они:

Goldman Sachs: Джон Корзайн (212) 902-8281

Merrill Lynch: Дэвид Камански (212) 449-6868

Bank of America: Девид Култер (415) 622-2255

Citibank: Джон Рид (212) 559-2732

Chase Manhattan: Уолтер Шипли (212) 270-1380

Лами был прав: Они не курят сигары. Продолжаем дальше, и набираем их. Я набрал, и услышал бодрое приветствие от Рида — бодрое, до тех пор, пока я не сказал, что это не Саммерс (другие номера стремительно оказывались недоступны. А до Корзайна дозвониться было нельзя, потому что против него возбуждено уголовное дело).

Тревогу вызывают не тайные переговоры Саммерса с банкирами. Ужас в цели этого «конца игры» самого по себе.

Позвольте мне объяснить:

Шел 1997 год. Министр финансов США Роберт Рубин отчаянно продвигал дерегулирование банков. Это требовало, во-первых, отмены закона Гласса-Стигалла, чтобы устранить барьер между коммерческими и инвестиционными банками. Это было как нечто вроде замены банковских хранилищ колесом рулетки.

Во-вторых, банки хотели получить право играть в новую рискованную игру: «торговля деривативами«. Вскоре только один JP Morgan оказался обременён «активами» этих псевдоценных бумаг на своём балансе на $88 триллионов.

Заместитель министра финансов Саммерс (который скоро заменил Рубина в качестве секретаря) организационно заблокировал какие-либо попытки контролировать деривативы.

Но что толку от превращения американских банков в деривативные казино, если бы капиталы бежали в страны с более безопасными банковскими законами?

Ответ пятёрки больших банков был таков: уничтожить контроль над банками в каждой стране на планете — одним-единственным шагом. Это было настолько же блестяще, насколько безумно опасно.

Как могли они осуществить этот безумный грабёж? Идеей банкиров и Саммерса было использовать Соглашение о финансовых услугах (или FSA) — заумное дополнение к международным торговым соглашениям, охраняемым Всемирной торговой организацией.

Пока банкиры не начали свою игру, соглашения ВТО регулировали только торговлю товарами — моя машина за твои бананы. Новые правила, разработанные Саммерсом и банками, принудили бы все страны принять торговлю токсичными активами — например, деривативами.

Пока банкиры не переконфигурировали FSA, каждая страна в своих пределах контролировала и регулировала банки. Новые правила игры принуждали каждую страну открыть свои рынки для Citibank, JP Morgan и их деривативных «продуктов».

И всем 156 странам надо было уничтожить их собственные, подобные поправке Гласса-Стигала разделения между коммерческими и инвестиционными банками, которые играли на деривативах.

Работа по превращению FSA в банкирский таран была поручена Гейтнеру, который был назначен послом во Всемирную торговую организацию.

С чего бы какой-либо стране соглашаться на абордаж и захват своей банковской системы такими пиратами как JP Morgan?

Ответ, в случае с Эквадором, был — бананы. Эквадор является подлинно банановой республикой. Жёлтый фрукт был жизненно важным источником валюты для страны. Если бы она отказалась подписать новый FSA, то могла бы скормить свои бананы обезьянам, и вернуться к банкротству. Эквадор подписал.

И так далее — каждую страну до единой заставляли подписывать.

Все страны кроме одной, надо сказать. Новый президент Бразилии Инасиу Лула да Силва отказался. Согласно другому документу, оказавшемуся у меня в руках, в отместку Бразилии начал угрожать эмбарго их продукции торговый комиссар Европейского Союза Питер Мендельсон. Но отказ Лулы окупился для Бразилии, когда, будучи единственной среди западной стран, та выжила и процветала во время банковского кризиса 2007—2009 годов.

Новый FSA открыл ящик Пандоры мировой торговли деривативами. Среди печально известных узаконенных операций: Goldman Sachs разработал секретный евро-деривативный своп с Грецией, который в итоге уничтожил страну. Эквадор — его банковский сектор был дерегулирован, и обрушился, взорвавшись массовыми беспорядками. Аргентине пришлось продать свои нефтяные компании (испанцам) и системы водоснабжения (Enron’у) пока её учителя копались на помойках в поисках еды. Затем банкиры с головой окунулись в деривативный бассейн еврозоны, не умея плавать — и теперь континент понемногу продаётся в Германию.

Была ли причиной всему этому горю и невзгодам единственная записка? Конечно нет: зловещей является Игра сама по себе, когда её ведёт банковская клика. Записка лишь показывает план игры для конечного шаха и мата.

Пока миллиарды всё еще переживают последствия устроенной банкирами всемирной катастрофы, Рубин и Саммерс живут весьма неплохо. Дерегулирование Рубиным банков позволило создать финансового монстра под названием “Citigroup”. Через несколько недель после ухода с должности Рубин был назначен директором, а затем председателем Citigroup — которая, обанкротившись, тем не менее умудрилась выплатить Рубину в общей сложности $126 миллионов.

Затем Рубин занял другой пост: в качестве ключевого благодетеля кампании молодого сенатора штата Барака Обамы. Через несколько дней после своего избрания на пост президента, Обама, по настоянию Рубина, дал Саммерсу пост «Экономического царя», и сделал Гейтнера «царицей» (т.е. министром финансов).

То, что Обама, по настоянию Рубина, теперь выберет Саммерса управлять Советом ФРС, означает, что мы ещё далеки от завершения игры.

Секретная записка из самого сердца глобального финансового кризиса

Ролевая игра Андрея Малахова

«Презентация харизматичного, образованного, уверенного в себе и успешного телеведущего в роли «парня из народа»… импонирует российским обывателям, которые готовы лицезреть расследование очередного скандала, преподносимое человеком, выплывшим на большой экран из глубинки, доступным, понятным языком», – утверждает автор. Телезвезда демонстрирует «свою близость с народом в ценностном и коммуникативном планах», не ставит барьеров между собой и героями передачи, показывает живое участие – и в обмен получает «доверие, интерес и лояльность зрителей», а значит, и солидный рейтинг.

Показатели ток-шоу «Пусть говорят» стабильно высоки. По данным исследовательской компании TNS, среднее количество зрителей, смотревших некоторые выпуски этой передачи, в процентах от общего количества тех, кто смотрел любую другую программу в это время, приближается к числу людей, смотрящих на Первом канале новогоднее обращение президента РФ. Поздравление главы государства с Новым годом слушают почти 38% (2012 г.), передачу «Пусть говорят» смотрят около 31% (2013 г.).

Объясняя популярность телеведущего, Богачев акцентирует два фактора. Аудитории Первого канала, по преимуществу женской (мужчин – 45%, женщин – 55%), импонирует коммуникатор-мужчина, его возраст, внешность и манеры. Малахов в передаче выступает как нейтральное лицо, не принимая на себя роли ученого, политика, эксперта и т.д. Эта позиция приближает его к аудитории. «Позиционируемая некомпетентность [телеведущего]парадоксальным образом легитимизирует право пространного рассуждения обо всех человеческих проблемах», – комментирует исследователь.

Ненавязчивый «кукловод»

Малахов избегает прямо озвучивать собственное мнение, оно лишь иногда сквозит в его характеристиках персонажей передачи. При этом ведущий умело дирижирует эмоциями аудитории, подсказывая ей ту или иную реакцию.

Среди таких регуляторов, в частности, темп, громкость и экспрессивность речи. Так, по мере движения к кульминации сюжета убыстряется темп речи Малахова, интонация становится восклицательной и успокаивается лишь в финале. Телеведущий нередко имитирует спонтанную речь и усиливает эмоциональное напряжение за счет пауз.

Еще две особенности: ведущий динамичен, но не суетлив и не навязчив. Он часто передвигается по студии ради общения со зрителями и экспертами, при этом сам редко попадает в кадр и не успевает примелькаться. Он успешно ведет дискуссию, отмечает Богачев, – «гнет свою линию, добивается от героев того, чего он хочет, но при этом остается нейтральным сторонним наблюдателем, переживающим за всех сразу». Так или иначе, это создает некую иллюзию беспристрастного суда.

Ролевая игра Андрея Малахова

Школа подготовки жён в нацистской Германии

В 1937 году нацисты открыли «Школы подготовки жён». Через них должны были проходить девушки, выходящие замуж за членов СС и функционеров НСДАП. В школах их учили домоводству, уходу за детьми и сельскому хозяйству. Жена – это был идеал женщины для нацистов, женщинам запрещали учиться в вузах и работать в офисах и на производстве.

В начале августа в Берлине в архивах были найдены инструкции по ведению учебы в нацистских «школах жён». Эти документы дали повод для разговоров в Первом мире о ещё одной родовой черте нацизма – кроме антисемитизма и антикоммунизма ею была и антифеминизм.

Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер в 1936 году подписал указ о создании специального курса обучения для девушек, желающих стать жёнами нацистов. «Школы невест», где девушки проходили курс молодой жены, возглавляла Гертруда Шольц-Клинк — глава Национал-социалистической женской организации (на пике, в 1943 году, в этой организации состояли 7 млн. немок).

В эти учебные заведения зачислялись те, кто намеревался связать себя узами брака с членами СС и освобождёнными работниками национал-социалистической партии Германии. В 1939 году этот список расширили – в него вошли такие потенциальные мужья, как офицеры.

Первая школа была открыта на острове Шваненвердер на озере Ваннзее под Берлином (вблизи вилл Геббельса и Альберта Шпеера). До 1944 года в Германии в общей сложности появилось 32 таких школы.

В школу принимали только ариек (иногда делалось исключение для немок с не более, чем 1/8 еврейской крови). У них не должно было быть физических увечий и психических заболеваний (в школу не принимались также те, у кого один из родителей страдал шизофренией).

В школах невесты проходили 6-недельный курс (с 1939 года – двухмесячный), в течение которого обучались не только домоводству, но и основам генетики и учения о расах, а также политологии и истории. Обязательны были 2 урока физкультуры каждый день. Также обязательным элементом учёбы стало сельское хозяйство – только этот труд признавался достойным немецкой женщины (об этом чуть ниже).

Кроме того, невестам преподавали риторику, светские манеры и уход за детьми. В конце курса, при условии усвоения всех знаний, выдавались сертификаты, дающие право выйти замуж за «образцовых немцев». Бракосочетание такие выпускницы совершали по неоязыческим обрядам.

Обучение в таких школах было платным – 135 рейхсмарок (400 английских фунтов, или примерно 20 тысяч рублей по нынешнему курсу). Но эти деньги вскоре «отбивались»: при браке выпускнице такой школы с «истинным арийцем» государство выдавало им беспроцентную субсидию в 1000 марок на 5 лет (150 тысяч рублей), и при рождении каждого ребёнка из этой суммы прощалось 250 марок.

Основой воспитания немецкой жены тогда были «три известных К»: kinder, küche и kirche (дети, кухня и церковь). И это не художественное преувеличение – именно таким виделся идеал женской деятельности у нацистов. Точнее – у немцев, ведь идеологическая основа что «школ для жён», что роли женщины в обществе была придумана еще до прихода Гитлера к власти. В 1917 году в Штутгарте была открыта первая «Школа матерей», где на фоне тягот Первой мировой женщин централизованно обучали преданности семье, государству и домоводству.

Нацистский режим был весьма заинтересован в увеличении населения. А отсюда следовало, что наёмная работа и обучение в вузах были препятствием для исполнения главной функции женщины.

Если трудящаяся женщина вступала в брак и добровольно оставляла работу, ей выдавалась беспроцентная ссуда в 600 марок. С 1934 года началось активное поощрение рождаемостивводятся детские и семейные пособия (до 30 марок на одного ребёнка, чуть более 4200 рублей), медицинская помощь многодетным семьям оказывается по льготным расценкам. Были открыты специальные школы, где беременных женщин готовили к будущему материнству. Пропаганда не уставала превозносить достоинство и честь матери, а те женщины, которые имели 8 детей, награждались Золотым материнским крестом (дополнительно им полагалось пособие в 500 марок в месяц – около 70 тысяч рублей). Германия стала единственной крупной европейской страной, в которой рождаемость росла очень высокими темпами. Если в 1934 году появилось на свет чуть более 1 млн. младенцев, то в 1939 году — уже около 1,5 млн. детей.

Поощрялось и занятие женщинами политикой. В 1941 году число женщин среди членов НСДАП составляло 16,5% (это почти в 2 раза больше, чем состояло женщина в ВКП(б) в СССР).

Школа подготовки жён в нацистской Германии

Итоги системной трансформации в Польше

После преодоления трансформаци­онного спада, начиная с 1994 года тем­пы роста экономики в Польше превы­шали уровень большинства стран ЦВЕ и средние показатели по ЕС. К 2000 году объем производства валового внутреннего продукта (ВВП) превысил уровень 1990 года почти на 50 про­центов, а к моменту вступления стра­ны в ЕС — на 63 процента. В 2012 году, пройдя мировой кризис без спада ВВП, страна более чем удвоила его — около 227 процентов к уровню 1990 года.

На протяжении всего периода трансформации в Польше динамич­но росла производительность труда во всех отраслях производства, хотя пока она не стала значимым фак­тором роста ВВП. Если в 2000 году производительность труда на одного занятого в пересчете по ППС состав­ляла около половины среднеевро­пейской, то в 2010-м — уже почти две трети. Реальная производительность труда в сельском хозяйстве возросла в 2011 году по сравнению с 2005-м на 80,8 процента. Это один из самых вы­соких показателей для стран ЕС, где в среднем в этот период она увеличи­лась на 18,3 процента.

За прошедшие годы страна прошла большой путь в направлении повыше­ния эффективности хозяйствования, изменилась как структура собствен­ности, так и структура производства и народного хозяйства в целом. Ди­намичное развитие частного секто­ра создало основу первоначального накопления капитала и положило начало массовой приватизации пре­имущественно за счет внутренних источников. В 1989—2011 годах доля частного сектора в численности за­нятых в экономике выросла с 47 до 75 процентов; в производстве ВВП — с 18 до 83 процентов. В настоящее время свыше 50 процентов ВВП про­изводится на МСП. Увеличилась доля частного сектора в объеме капитало­вложений (с 36 процентов в 1989 году до 55 процентов в 2011-м) и основ­ных фондов (с 29 до 60 процентов). Растет доля предприятий с участием иностранного капитала (ИК) в произ­водстве ВВП: если в 2000 году она со­ставляла 11,4 процента, то в 2011-м — уже 23,1 процента.

В реализованной продукции про­мышленности доля частного сектора увеличилась с 5 процентов в 1989 году до 86 процентов в 2011-м, в том чис­ле 41 процент — на предприятиях с участием иностранного капитала. На частный сектор в обрабатывающей промышленности в 1992 году прихо­дилось 11 процентов, а в 2011-м — уже 94 процента. В объеме строительно-монтажных работ его доля выросла с 24 процентов в 1989 году до 99 про­центов в 2011-м. Если в 1992 году част­ными предприятиями осуществлялось 28 процентов экспорта, то в 2011-м — уже 82 процента, в импорте — соот­ветственно 55 и 83 процента.

Изменилась и структура заня­тости: в 1989 году в промышленно­сти было занято 29 процентов, в стро­ительстве — 7,8, в сельском и лесном хозяйстве — 27,7 и в различных от­раслях сферы услуг в совокупности — 35,5 процента всех работающих. В 2011 году занятость в промышлен­ности сократилась до 20,5 процента, в строительстве — до 6,4, а в сельском, лесном, рыбном и охотничьем хозяй­ствах — до 16,7 процента. Занятость в сфере производственных и непроиз­водственных услуг возросла до 56,4 процента всех работающих. Соот­ветственно, изменилась и структура производства добавленной стоимо­сти: в 2011 году на сельское, лесное хо­зяйство и рыболовство приходилось 4 процента, на промышленность — 25, на строительство — 8 процентов и 63 процента — на производственные и непроизводственные услуги.

Для современной Польши харак­терна диверсифицированная от­раслевая структура промышлен­ности. В 1989—2010 годах в совокупном объеме производства значительно увеличилась доля по­требительских товаров (с 34 до 48 процентов); возросла доля новых и модернизированных товаров (с 5 до 11 процентов); расширилось при­менение современных промышлен­ных технологий. Это сопровожда­лось удвоением производительности труда, сокращением удельного по­требления энергии и металлов, сни­жением эмиссии промышленных отходов, газа и пыли.

Итоги системной трансформации в Польше

1 188 189 190 191 192 268