Путин и глобальная проекция русской силы

Решил вот размять пальцы и рассмотреть невоенный аспект появления контингента русских войск в Сирии. Давайте немного отслюним календарь назад.

Народ России примерно с середины 2013 года воспринимает Путина исключительно как военного вождя. Не как экономиста, не как юриста, не как чекиста, а именно как Верховного Главнокомандующего. Сам Путин охотно и органично в эту роль вписался и публично демонстрирует своё благодушное отношение к фото- и телесессиям military-style.

Для страны, где каждый нищий в метро выбирает спизженный камуфляж в качестве рабочей одежды, и соответствующая экипировка имеется у любого мало-мальски уважающего себя самостоятельного мужика, это идеальный визуальный образ.

Ну, и не надо забывать, что даже на уровне анекдотов, в бытовой жизни, граждане России всё больше исходят из констатации «ну, так это, наелись мы колбасы». Граждане России не забыли, что Красная Армия всех сильней и «мы прошли с тобой полсвета, если надо – повторим».

Надо сказать, что для реанимации и дальнейшего поддержания высочайшего и совершенно добровольного уровня мобилизационной готовности российского общества большие усилия приложили сопредельные страны. Балтия, Украина, Беларусь, в известном смысле, и, натурально, бывшие союзники по Варшавскому договору – Польша, Чехия, Болгария, Румыния.

С усердием, достойным лучшего применения, вожди этих восточноевропейских республик не жалели политических усилий, направленных на то, чтобы у большого количества граждан России возникло желание хорошенько встряхнуть за шкирку «мир спасённый, мир вечный, мир живой». Не по злобЕ, конечно. А просто за то, что этот восточноевропейский мир начал жидко, но обильно срать на могилы Серёжки с Малой Бронной и Витьки с Моховой.

То есть, согласно доминирующему сейчас общественному мнению, России открыто стали выказывать неуважение. А в пацанской и живущей по понятиям Великой России уважение – это валюта покрепче доллара. И я даже не знаю, как назвать людей, рассчитывавших, что Россия не потребует уважения снова. А, знаю! Дебилы, блядь!

Разумеется, Путин, как давно чаемый русский национальный лидер планетарного масштаба, эти тенденции просёк.

Не, ну а вы бы не просекли? Маечки, трусики, ленточки, «деду за Победу», пацанские базары за интернациональный долг, дни ВДВ, ВМФ, пограничников – они вам ничего не подсказывали? Ну, так, интуитивненько? Разумеется, подсказывали. То есть накал патриотизма всё повышался, а патриотизма без апеллирования к военной славе и успехам не бывает. Не зря же военно-патриотическое воспитание называется сначала военным, а потом уж патриотическим.

В общем, Россия уже в 2013 году ментально и физически была готова вломить кому-нибудь пизды. Поначалу казалось, что вот тут-то как раз очень вовремя подвернулась Украина со своей хунтой.

Появление России на Чёрном море было полностью в духе екатерининских орлов: #Крымнаш, вежливые люди, зелёные человечки, бегство украинской армии без единого выстрела.

Потом восстал Донбасс, пошли гуманитарные конвои, добровольцы, Военторг, и котлы, котлы, котлы… Но тут оказалось, что Путин Украину пожалел.

Я не знаю, почему. Может, никогда и не узнаю. Могу предположить, что он, как ни банально, не захотел убивать блудного сына, которого ещё можно будет принять и простить.

Нельзя сказать, что русское общество безоговорочно поняло и приняло позицию Путина. #Путинслил – всё ещё довольно частый хэштег в Рунете. Да и Украина подвела, прямо скажем. Украина уже два года, исходя соплями и слюнями, решает: «плакать или драться?»

В общем, у страны России и её граждан осталось тяжёлое чувство лёгкой недосказанности. Так мы будем снимать кино или не будем снимать кино? Этот вопрос нельзя было оставить без ответа или отмахнуться от него, швырнув обществу натёртый тракторными гусеницами пресловутый пармезан. Накопленную силу и военно-патриотический настрой требовалось быстро и точечно спроецировать вовне.

Ничто так не повышает авторитет страны в мире, как её способность осуществлять проекции силы в глобальном масштабе. И Путин просто оседлал чётко структурированный и сложившийся тренд, посадив позади Обаму (для картинки).

Сирия, с её затянувшейся гражданской войной и чётко обозначенным противником - ИГИЛ/ISIS, понятным даже общественному мнению Запада, пришлась как нельзя кстати.

И боевые эскадрильи путинских соколов поднялись в воздух.

Ну, как-то так, девушки.

P.S. Про путинских соколов не я придумал. Это сейчас практически официальный термин СМИ России.

Чего США недопонимают относительно России и нефти

В это сложно поверить – учитывая силу мема «Россия обречена» – но цены на нефть в рублях для России такие же, как в феврале нынешнего года. И это важно, ведь издержки страны выражаются в рублях, а вот доходы – в долларах. Долларовые цены на «чёрное золото» падают, но прибыли российских нефтяных компаний не страдают. В дополнение к этому правительство понижает экспортную пошлину, что ещё сильнее укрепляет рентабельность российского производства нефти. Сланцевая добыча США тонет под тяжестью своих производимых в долларах расходов, в то время как ключевая энергетическая отрасль Путина остаётся нетронутой. Схема США, в конце 80-х приведшая к краху Советского Союза, на этот раз не срабатывает.

20141215_RubleCrude_0

Цена на нефть (в рублях)

Спорный вопрос заключаются в том, «рифмуется» ли происходящее сегодня с событиями 1986 года, которые привели к краху Советского Союза, а также в последствиях обесценивания рубля. Последнее, в сочетании с недавно заключёнными торговыми соглашениями, весьма вероятно, будет благоприятно для России.

США уже использовали нефть как инструмент борьбы с Россией (во времена Советского Союза). Тогда в номинальном выражении Brent снизилась с уровня более 30 долларов за баррель до диапазона 11-13,5 долларов, где и оставалась до крушения Союза и вывода советских войск из Афганистана в феврале 1989 года после подписания Женевских соглашений в 1988 году.

20141215_russoil1

Цены на нефть в 1970—2008 годах (последовательно отмечены следующие события: арабо-израильская война, иранская революция, ирано-иракская война, обвал цен на нефть, война в Персидском заливе, финансовый кризис в Азии, 11 сентября, война в Ираке, ливийский конфликт)

Если судить по аналогии с 1986 годом, можно предположить, что падение цен «внезапно прекратится», достигнув 60-процентнтого снижения, то есть с уровня 105 долларов за баррель опустится примерно до 42 долларов. В условиях наступления зимы возможен отскок, однако в долгосрочной перспективе цена, вероятно, установится между 40 и 50 долларами, что соответствует обменному курсу на уровне выше 70 рублей за доллар.

Однако на этот раз Россия вполне способна справиться с нефтяным обвалом. Обесценивание рубля означает, что в национальной валюте нефтяные доходы фактически будут больше, чем в прошлом году, ведь рубль обесценивается быстрее, чем падает цена на нефть. Немаловажно и то, что по сравнению с 1980-90-ми годами сегодняшний уровень государственного долга России очень низок.

20141215_russoil2_0

Девальвация с начала года в отношении к значению на 31.12.2013 (синим цветом – рубль к доллару, жёлтым – мексиканское песо к доллару, зелёным – нигерийская найра к доллару, красным – бразильский реал к доллару, серым – нефть марки WTI, оранжевым – алжирский динар)

В целом, говоря словами Чарли Уилсона, как и в Афганистане в конце 80-х, США «прокололись в конце игры». В те годы совместно с Саудовской Аравией на ведение негласной войны были потрачены миллиарды долларов. Однако отвечающий за бюджет сенатский комитет не счёл нужным выделить ещё каких-то несколько миллионов на строительство школ и инфраструктуры в Афганистане, подпитывая уверенность общества в том, что это провидение помогло афганцам победить советскую армию, а не американские налогоплательщики.

И на этот раз, вложив миллиарды в свою энергетическую независимость, США с огромным риском для себя используют опаснейший геополитический инструмент в качестве оружия против очень грозного противника. Помните, какую фразу Джордж Мартин вложил в уста короля Роберта Баратеона? «Какое число больше, пять или один?.. Один. Одна армия, объединенная одним лидером и одной целью».

Сегодняшняя ситуация возникла не в результате сложностей на рынках. Это проблема политической глупости. Вопрос только в том, ставить ли на одного лидера или на смесь из Сената, президента, НАТО, Пентагона и всех связанных с ними наступательных и оборонительных сил и средств.

Источник

перевод для MixedNews — Наталья Головаха

О дедолларизации глобальной торговли углеводородами

Выступление И.Сечина «Баланс поставок и потребления энергоресурсов, доступ к технологиям и финансам, гармонизация экономических режимов — основа энергетической безопасности» на 22-м Мировом энергетическом конгрессе в г.Тэгу (Южная Корея) 16 октября 2013 г.

Уважаемые, дамы и господа, коллеги!

В рамках широкого круга проблем, обсуждаемых на Всемирном энергетическом конгрессе, мне бы хотелось коротко остановиться на следующих опросах:

– тенденции энергопотребления и энергосбережения в мире;

– специфика различных нефтегазовых провинций и роль России в мировой энергетике,

в том числе наши последние шаги по улучшению экономических режимов новых проектов в нефтегазовом секторе;

– основные направления развития компании Роснефть;

– проблема эффективного взаимодействия и партнерства на энергетических рынках, включая вопросы якорного заказа на поставки оборудования и диверсификации направлений поставок энергоресурсов.

Как все мы знаем, на протяжении последних 10-15 лет в энергетической сфере происходили существенные изменения.

Несмотря на определенную эйфорию, связанную со стремительным ростом добычи сланцевого газа и нефти, по-прежнему острой является проблема ресурсных ограничений. Темпы роста добычи нефти в целом продолжают снижаться, а газу с трудом удается лишь немного наращивать свою долю в общем энергобалансе. Добычу топлива приходится вести все в более трудных условиях, затрачивая все большее количество материальных и финансовых ресурсов.

С начала 21 века происходит увеличение темпов роста потребления энергии.

Учитывая потребности будущего развития, а также глобальные экологические цели, наличие ограничений по ресурсам побуждает нас к экономии, к сдержанному потреблению топлива и энергии. Во 2-й половине 20 века в мировой экономики, казалось, удалось сформировать тенденцию достаточно значимого замедления динамики потребления энергоресурсов.

Однако к концу 20-го века и в начале нынешнего ситуация изменилась — наметилась тенденция повышения темпов роста энергопотребления.

На фоне замедления мировой экономической динамики это означает, что и мировая экономика, и мировая энергетика не справляются с экологическим вызовом, а также с вызовом, который, фактически, сформировал развивающийся мир в своем стремлении добиться более высоких стандартов экономического развития.

Мы видим, что экономические и технологические возможности мира и, тем более, развивающихся стран не позволяют компенсировать рост спроса на энергию снижением энергоемкости производства.

В то же время главный фактор увеличения энергопотребления в мире — быстрый экономический рост и, как следствие, значительное увеличение потребления энергии в развивающемся мире. Ситуация такова, что даже в условиях определенного снижения потребления в странах ОЭСР, энергопотребление в развивающемся мире увеличивается столь стремительно, что это приводит к общемировому ускорению роста потребления энергии.

Ускоряющийся рост спроса на топливо и энергию явились главной причиной сложившегося в настоящее время высокого уровня цен на топливно-энергетические ресурсы, в 1-ю очередь на нефть. Это в свою очередь, наряду с самим спросом, спровоцировало стремительное увеличение потребления угля.

В результате, вопреки всем зеленым сценариям, начиная с 2001 г. доля угля в общем потреблении энергоресурсов значительно увеличилась. Фактом является то, что в текущем столетии уголь покрывает почти 50% дополнительных потребностей в топливе и энергии.

Сохранение тенденций последних лет означало бы, что мировой экономический рост будет осуществляться за счет и в ущерб экологической компоненте развития. Избежать этого можно только посредством коллективных и целенаправленных усилий в сфере энергосбережения.

Важную роль здесь должен сыграть трансфер технологий от развитых стран к развивающемуся миру. Причем речь идет не только о технологиях переработки и потребления энергии, но также о технологиях ее добычи и производства.

***

Наиболее значимые изменения в сфере производства энергии последних лет, как известно, связаны с технологиями и географией добычи нефти и газа. Растущее энергопотребление требует вовлечения новых нетрадиционных категорий запасов.

Хотел бы обратить Ваше внимание на мировую карту ключевых нефтегазовых провинций, каждой из которых суждено принять посильное участие в общем энергообеспечении мировой экономики.

ОСОБЕНОСТИ ОСНОВНЫХ НЕФТЕГАЗОНОСНЫХ ПРОВИНЦИЙ МИРА

Read More

Доктрина Обамы

Недавняя перепалка Обамы и Путина по поводу американской исключительности дала новый толчок дебатам по вопросу доктрины Обамы. Не сползает ли президент в сторону изоляционизма? Или он горделиво понесет знамя американской исключительности?

Эти дебаты уже и мельче, чем они кажутся. Между двумя позициями много общего, о чем однозначно говорил Ганс Моргентау (Hans Morgenthau), основатель доминирующей на сегодня «реалистической» школы международных отношений, которой чужда сентиментальность.

Моргентау неизменно называл Америку уникальной страной среди всех держав прошлого и настоящего, говоря, что она имеет «трансцендентальное предназначение», которое должна «отстаивать и продвигать» во всем мире. Он называет это «установлением равенства в свободе».

Соперничающие между собой концепции исключительности и изоляционизма признают эту доктрину и различные ее положения, однако расходятся в плане ее практического применения.

Один из самых радикальных ее постулатов энергично отстаивал президент Обама, выступивший 10 сентября с обращением к нации. «Главное отличие Америки, то, что делает нас исключительными», заявил он, это наша готовность действовать «смиренно, но решительно», когда мы обнаруживаем где-то нарушения.

«Почти семь десятилетий Соединенные Штаты являются опорой глобальной безопасности», и эта роль «значит много больше, чем заключение международных соглашений; она означает приведение их в исполнение».

Другая концепция, концепция изоляционизма, состоит в том, что мы больше не в состоянии выполнять благородную миссию пожарного, который бежит тушить пламя, зажженное другими. В ней всерьез рассматривается предостерегающее заявление, с которым 20 лет назад на страницах New York Times выступил обозреватель Томас Фридман (Thomas Friedman), сказавший, что «почти исключительное положение идеализма в нашей внешней политике» может привести к тому, что мы начнем пренебрегать своими собственными интересами, преданно пытаясь отстаивать интересы и потребности других.

Хомский: доктрина Обамы

Американская империя: Стеклянный дом, построенный метателями камней

Это материнское молоко империализма.

Будь то помощь в «окультуривании» варваров, обращении в веру «язычников», или же наиболее недавний вариант –  расширение горизонтов «демократии», сущность империализма всегда оставалась неизменной.

Сущностью печально известного «Бремени белого человека», которое несла некогда вездесущая Британская империя, был всего лишь тяжёлый вес – чистый тоннаж – невероятного богатства, которое колонисты послушно несли домой.

Когда после Второй мировой войны «бремя» подобрали США, они стали самопровозглашённым чемпионом мира по свободе, ярым «защитником» неотъемлемых прав и корыстным диктатором демократических правил и условий. Однако они столкнулись с проблемой – на чём основывается империя в пост-колониальном мире?

Проблема была решена идеологически, и, по правде говоря, кинематографично. Словно пройдя кастинг, на сцену вышел «международный коммунизм», подобно завоевателю с безбожной Красной планеты из малобюджетного фильма 1950-х. Борьба с ним создала наибольший источник бюджетного финансирования в истории человечества. Часто налоговые поступления отдавались государствам-клиентам, которые, в свою очередь, тратили «денежную помощь» в торговом центре под названием Всеамериканский арсенал демократии.

Однако насколько иронично, что рождённая революцией нация так быстро и легко стала контрреволюционным поборником  свободного волеизъявления. Даже когда пали европейские империи, американские силы часто приходили на помощь обломкам старого режима, поддерживая реакционеров и вооружая сомнительных борцов за справедливость. Пока эпичная борьба с красным тоталитаризмом обеспечила растущей американской империи определённое идеологическое прикрытие, красно-бело-голубой фасад оставался нетронутым благодаря экзистенциальному страху перед освобождением термоядерного чудовища.

Сегодня Советский Союз – всего лишь далёкое воспоминание. Угроза ядерного холокоста не нависает над планетой с прежней неизбежностью. И устойчивая оттепель обнажает грязные секреты лицемерия, которые ранее были скрыты под толщей льда логики Холодной войны.

Видимо поэтому учреждение, отвечающее за национальную безопасность Америки так усердно трудится над сохранением того самого чудовища, ныне переименованного и называющегося всеобъемлющей аббревиатурой, обозначающей воплощение зла –  ОМУ.

Химическое, биологическое и ядерное оружие вместе – это  трёхглавый зверь, Левиофан 21-го века. По каким-то причинам, бетонобойные бомбы, дорогостоящие крылатые ракеты, кассетные бомбы, и переворачивающие жизнь фугасы – наряду с многообразием артиллерии массового поражения, созданного, используемого и продаваемого Америкой –  не считаются оружием массового уничтожения.

Американская империя: Стеклянный дом, построенный метателями камней

Америка и мир. Сегодня, вчера и завтра

Когда мы обсуждаем отношения между Соединенными Штатами и Советским Союзом в послевоенный период, мы обычно используем два кодовых слова: Ялта и сдерживание. Их значение кажется достаточно разным. От Ялты попахивает циничной сделкой, если не «распродажей», со стороны Запада. Сдерживание же, напротив, символизирует решимость США остановить советскую экспансию. На самом же деле Ялта и сдерживание не были двумя раздельными друг от друга, или тем более противоположными, подходами. Это было одно и то же. Сделкой было именно сдерживание. Как большинство сделок, оно было предложено более сильным (США) более слабому (СССР) и принято обеими сторонами, так как служило их общим интересам.

С завершением войны советские войска оккупировали восточную половину Европы, а американские оккупировали ее западную часть. Границей была Эльба или линия от Щецина до Триеста, как описал в 1946 г. Черчилль расположение того, что он назвал «железным занавесом». С поверхностной точки зрения сделка просто обеспечивала военный статус-кво и мир в Европе, при свободе США и СССР осуществлять в своих зонах такое политическое устройство, которое им кажется необходимым.

Этот военный статус-кво — назвать ли его Ялтой или сдерживанием — скрупулезно соблюдался обеими сторонами с 1945 по 1990 г. Ему предстояло быть в свое время названным «Великим американским миром» и стать предметом ностальгического оглядывания в качестве золотой эры.

Однако к сделке существовали три «дополнительные протокола», которые не так уж часто обсуждаются. Первый из них должен был касаться функционирования мироэкономики. Советская зона не должна была ни обращаться за американской поддержкой для восстановления, ни получать ее. Ей было позволено, а на самом деле даже предложено, укрыться в квазиавтаркической скорлупе. США имели от этого несколько выигрышей. Стоимость восстановления советской зоны грозила быть непомерной, а Соединенные Штаты уже выделили более чем достаточно средств для помощи Западной Европе и Японии. Более того, вовсе не было ясно, могли бы даже восстановленные СССР и Китай быстро обеспечить значительный рынок для американского экспорта, и уж во всяком случае они не могли дать ничего сопоставимого с Западной Европой и Японией. Инвестиции в восстановление дали бы в этом случае недостаточную отдачу. В краткосрочном плане Ялта представляла собой чистый экономический выигрыш для США.

Второй протокол касался сферы идеологии. Каждой из сторон позволялось (на самом деле каждая из сторон поощрялась) наращивать громкость взаимных обвинений. Джон Фостер Даллес продекларировал, и Сталин с ним согласился, что нейтральную позицию следует считать «аморальной». Борьба между так называемыми коммунистическим и свободным мирами оправдывала жесткий внутренний контроль внутри каждого из лагерей: антикоммунистический маккартизм на Западе, «шпионские» процессы и чистки на Востоке. Кого на самом деле стремились поставить под контроль как на Западе, так и на Востоке — так это «левых», то есть все те элементы, которые хотели бы радикально оспорить существующий мировой порядок, капиталистическую мироэкономику, которая оживала и процветала под покровом гегемонии США при тайном сговоре с тем, кого можно назвать их субъимпериалистическим агентом — с Советским Союзом.

Третий протокол заключался в том, что никому в Неевропейском мире — том, что мы позже стали называть третьим миром, а совсем недавно Югом — не должно было позволяться оспаривать «Великий американский мир» в Европе и его институциональную подпорку — доктрину Ялты + сдерживания. Обе стороны рассматривали условие как обязательное и в общем-то уважали его. Но оказалось, что его было трудно интерпретировать и еще труднее принудить к его выполнению.

***
Рональд Рейган может верить, что это он запугал СССР до такой степени, что появился Горбачев. Но Горбачев появился в СССР потому, что Рональд Рейган показал, что США более не были достаточно сильны для поддержания специальных протоколов с СССР. Советский Союз отныне был вынужден существовать на собственных основах, а на своих собственных основах, без «холодной войны», он оказался в отчаянно плохой форме. Его экономика, которая могла держаться на плаву и даже демонстрировать значительный рост во время великого расширения мира-экономики в 1950-х и 1960-х, обладала слишком негибкой структурой, чтобы справиться с великой стагнацией мира-экономики 1970-х и 1980-х. Ее идеологический пар полностью улетучился. Ленинский «девелопментализм» доказал свою неэффективность, так же, как ее доказали за последние 50 лет и все другие разновидности такой политики — как социалистические, так и свободнорыночные.

Горбачев проводил единственную политику, которая была возможной для СССР (или, пожалуй, лучше сказать, для России), чтобы сохранить значительную мощь в XXI в. Ему нужно было прекратить высасывание советских ресурсов его псевдоимперией. Он, таким образом, стремился ускорить ликвидацию военного фасада «холодной войны» (поскольку теперь политическая польза от него исчезла) путем квазиодностороннего разоружения (вывод войск из Афганистана, снятие с боевого дежурства ракет и т.п. ), таким образом принуждая США следовать примеру. Точно так же он нуждался в избавлении от все более беспокойного имперского бремени в Восточной Европе. Восточноевропейцы, конечно же, были счастливы с этим согласиться. В течении по крайней мере 25 лет они не желали ничего большего. Но чудо 1989 г. сделалось возможным не потому, что США изменили свою традиционную позицию, а потому, что это сделал Советский Союз. А СССР изменил свою позицию не из-за силы США, а из-за их слабости. Третья задача Горбачева состоит в том, чтобы восстановить в СССР дееспособную внутреннюю структуру, включая возможность справиться с освобожденными теперь национализмами. Очень может быть, что он не справится с этой задачей, но в то же время слишком рано утверждать, что он не сумеет удержать СССР от распада.

Чудо 1989 г. (продолженное потерпевшим неудачу переворотом 1991 г. в СССР), несомненно, было благословением для народов Восточной и Центральной Европы, включая народы СССР. Это не будет благословением в чистом виде, но по крайней мере будут открыты возможности для обновления. А вот для США это вовсе не было благословением. США не выиграли, а проиграли «холодную войну», поскольку «холодная война» была не игрой, которую следовало выиграть, а скорее менуэтом, который необходимо было протанцевать. Если даже при рассмотрении ее как игры можно говорить о победе, то победа эта оказалась пирровой. Окончание «холодной войны» в конечном счете уничтожило последнюю из основных опор гегемонии и процветания США — советский щит.

Иммануил Валлерстайн. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире
С.-Пб. Издательство «Университетская книга», 2001

Российско-американские отношения: есть ли пределы ухудшения?

Нынешнее состояние российско-американских отношений не внушает оптимизма. Конечно, Обама хотел бы договориться с Путиным о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений. Однако шансов на успех здесь в ближайшее время практически нет.

Дальнейшее сокращение числа термоядерных боеголовок и их носителей вообще вряд ли возможно.

Во-первых, потому, что такое сокращение российского ракетно-ядерного потенциала может угрожать уже балансу стратегических вооружений России и Китая, поскольку последний никаких ограничений в области стратегических вооружений до сих пор на себя не принимал. Да и США не приходится сбрасывать потенциальную китайскую угрозу со счетов.

Во-вторых, Россия увязывает дальнейшее сокращение стратегических вооружений с достижением соглашения с США по поводу создания глобальной системы ПРО. А в этой сфере между сторонами пока что сохраняются непреодолимые противоречия.

Другая проблема, которая могла бы быть обсуждена на российско-американском саммите, если бы он не был отменен, – это проблема ядерной программы Ирана. Как раз в последнее время появились мнения некоторых экспертов о том, что атомной бомбой Иран будет обладать уже в 2014 году. Вашингтон был бы заинтересован в том, чтобы Москва согласилась на ужесточение санкций против Ирана, полностью прекратила бы поставки Тегерану вооружений, а также, в случае реальной угрозы успешного завершения иранской ядерной программы, согласилась бы на проведение ограниченной военной операции против Ирана и иранских ядерных объектов Соединенными Штатами, Израилем или международной коалицией.

Однако российское руководство не давало никаких сигналов, что оно готово пойти навстречу американским требованиям в иранском вопросе.

Проблема Афганистана в российско-американских отношениях уже сейчас не играет сколько-нибудь существенной роли, а в недалеком будущем, после вывода из Афганистана войск НАТО, может вообще сойти на нет, и эта тема уже не может служить основанием для улучшения отношений между Россией и США.

Важным, безусловно, остается сирийский вопрос. Однако здесь позиции сторон полярно противоположны. Никаких признаков сближения в данном вопросе нет, равно как нет признаков того, в ближайшее время может состояться новая международная конференция в Женеве по сирийскому урегулированию, идею которой выдвинули Россия и США. Можно предположить, что Америка в ближайшее время начнет поставки вооружений сирийской оппозиции (если уже не поставляет их в настоящее время), а Россия продолжит поставки вооружений правительству президента Асада. Контуры какого-либо компромисса в сирийском вопросе совершенно не просматриваются.

Таким образом, в сфере международной политики в настоящее время нет таких проблем, которые могли бы быть решены благодаря реальному взаимодействию России и США, поскольку позиции двух государств оказываются действительно слишком далеки друг от друга.

Российско-американские отношения: есть ли пределы ухудшения

Латинская Америка: кризис двух моделей

Для тех, кто любит Латинскую Америку и ценит латиноамериканских левых, происходящее в Западном полушарии не может оставаться без внимания. Тем более потому, что угроза провала левых экспериментов в Венесуэле и Бразилии непременно привела бы к катастрофическим последствиям для всего левого движения на континенте.

Что касается Венесуэлы, то первые месяцы президентства Н. Мадуро показывают, что сформировавшаяся за годы Боливарианской революции система экономических отношений начала давать серьёзные сбои. Безусловно, проблемы были и ранее, но именно сейчас они приобретают всё более острый характер. Центральная власть признала недавно, что дефицит товаров потребления в Венесуэле достиг для потребителей более 20%; и это самый высокий показатель за последние годы. В разряде дефицитных продуктов в магазинах оказались сахар, мука, масло, говядина и свинина. Почти полностью с прилавков исчезли туалетная бумага и салфетки, проблемой стало купить мыло и стиральный порошок. Да, большую часть продуктов питания в стране производит частный сектор, но ведь за вопрос распределения отвечает государство, и ответственность левых, таким образом, не может подвергаться сомнению. Тем более, что принадлежащие государству мукомольные предприятия работают лишь на 40-45% своей мощности. Значительная часть товаров первой необходимости в страну импортируется. Несмотря на большие доходы от нефти, постоянно возникают перебои с поставками из-за несвоевременного выделения валюты компаниям-импортерам.

Преобразования чавистов в аграрной сфере носили радикальный и системный характер. Но изъятие площадей у крупных землевладельцев, как видим на практике, не является гарантией насыщения внутреннего рынка продуктами первой необходимости.

В глазах венесуэльских обывателей революционный лагерь несёт ответственность из спорную финансовую политику, проявляющуюся, прежде всего, в последовательной девальвации национальной валюты, боливара. За первые четыре месяца 2013 г. девальвация курса боливара привела к росту цен на продовольственные товары на 16-20%. При этом, по официальному курсу в городах Венесуэлы поменять боливары на доллары можно не всегда и не везде, а разница курса в официальных обменных пунктах и у частников весьма серьёзная. Некоторые экономисты считают, что к середине 2013 г. уровень реальной инфляции в Венесуэле (в годовом исчислении) превысил отметку в 30%.

Уго Чавес оставил своим преемникам многовекторную и активную дипломатию, благодаря которой у Каракаса появилось немало искренних и верных союзников, готовых помочь в минуту испытаний. Не только богатые продовольствием соседи Венесуэлы по Южной Америке Бразилия, Аргентина и Уругвай откликнулись на призыв Н. Мадуро о дополнительных продовольственных поставках; на помощь братской Венесуэле пришла даже Никарагуа, чем Президент Даниэль Ортега распорядился поставить Боливарианской Республике дополнительно 45 тысяч тонн сахара. Но всё-таки уже сам факт такой вот «гуманитарной помощи» показывает, в сколь непростом и кризисном состоянии пребывает венесуэльская модель сегодня.

Говоря о сложном экономическом положении страны-лидера направления «социализма XXI века», добавим к вышесказанному и снижение эффективности работы находящейся в государственном управлении компании PDVSA. Венесуэла, как известно, располагает самыми крупными разведанными запасами «чёрного золота», благодаря чему при У. Чавесе Каракас проводил активную левую внешнюю политику на самых разных направлениях. Но статистические данные свидетельствуют, что в первом квартале текущего года поставки нефти в Соединённые Штаты, например, снизились на 13%, а экспорт нефти в целом сократился почти на 25%. Кроме того, PDVSA имеет грандиозный долг перед Центральным банком республики, размер долга превышает 25 млрд американских долларов.

Латинская Америка: кризис двух моделей

Помогая Африке, Китай создает зону влияния

Китай и Африка – торговые отношения

Характерная особенность присутствия Китая в Африке – его коммерческая активность и торговля с регионом растут быстрее объемов помощи, направляемых на развитие. Так, если в 1990—1992 гг. официальная помощь составляла 20-21% от торговли между Африкой и Китаем, то в 2004—2005 гг. она составляла только 3-4 %.

Торговля – одно их важнейших направлений коммерческой деятельности. Ее объем начал расти с начала 21 века. В 2001—2006 гг. африканский экспорт в Китай рос ежегодно на 40% и с 4,8 млрд долл. достиг 28,8 млрд долл. В этот же период африканский импорт из Китая увеличился в 4 раза до 26,7 млрд долл. С 2009 г. товарооборот характеризуется отрицательным торговым балансом африканско-китайской торговли – Африка импортирует на 20,1 млрд долл. больше, чем поставляет в Китай.  Основная часть поставок из Африки в Китай приходится на страны к югу от Сахары. 62% экспорта в 2006 г. составили нефть и газ, на минеральные продукты и металлы пришлось 13%. В 2011 г. Китай стал крупнейшим торговым партнером Африки с оборотом 166,3 млрд долл.

Взамен страны Африки покупают китайские промышленные товары (45% импорта) и транспортное оборудование (31%). Рост экспорта товаров из Африки стимулировался торговой политикой Китая. Так, в 2005—2006 гг. китайское правительство приняло специальное соглашение по снятию тарифных ограничений для 440 видов товаров из Африки. Данная мера стимулировала рост экспорта товаров из Африки в Китай на 88% за год.

В 1970—1980-х гг. Китай реализовывал инфраструктурные проекты в регионе, проекты здравоохранения, оказывал техническую помощь, предоставлял стипендии на обучение в КНР. Во многом эта деятельность имела политические цели – не допустить признания независимости Тайваня странами данного региона. Теперь же одно из главных преимуществ китайской помощи – она подчеркнуто не обставляется никакими политическими условиями. Это в глазах африканских режимов делает ее особенно привлекательной по сравнению с помощью от стран ОЭСР. С их стороны помощь может обставляться требованиячми по соблюдению прав человека, экологическими требованиями и т.п. 

Китай и ОЭСР

Потоки официального финансирования развития развивающихся стран (ОФР, Оfficial development finance – ODF) делятся на:

  1. Официальная помощь развития (Official development assistance – ODA). Она включает официальные потоки на концессионных условиях с содержанием грант-элемента в размере не менее 25%.
  2. Другие официальные потоки в целях развития (оther Оfficial development finance – other ODF). В данных средствах преобладает рефинансирование займов и капитализация процентов по соглашениям со странами членами Парижского клуба о реструктуризации долгов стран-заемщиков.

В отличие от стран-членов ОЭСР, чьи потоки ODA в Африку гораздо выше ODF, Китай осуществляет финансирование региона преимущественно через второй инструмент. Часть потоков попадает под определение ODA, но с другой стороны содержит ряд характеристик прямых иностранных инвестиций (Табл. 1). Данные потоки включают кредиты с нулевой ставкой и концессионные кредиты с фиксированной или низкой ставкой процента. В 2008 г. Китаем в качестве ODA в Африку было направлено 1,2 млрд долл. Для сравнения – Мировой Банк на­правил 4,1 млрд, США – 7,2 млрд, Франция – 3,4 млрд.

Другие официальные потоки в целях развития состоят из преференциальных экспортных кредитов и коммерческих кредитов китайских банков. С их помощью финансируются стипендии китайского правительства африканским студентам (5500 студентов в год), китайские врачи и медицинский персонал, строительство стадионов, правительственных зданий, телекоммуникационных сетей и других объектов инфраструктуры, техническая помощь в секторах сельского хозяйства и др. Фокус финансовой помощи из Китая на общественно значимых объектах отличает ее от направления потоков из стран ОЭСР. Китайская помощь часто имеет бόльшую ценность для стран-реципиентов по сравнению с ее денежным размером. Во-первых, помощь предоставляется относительно быстро и просто, без экономических, социальных и природоохранных условий и мер и бюрократических процедур, характерных для помощи стран-доноров ОЭСР. Во-вторых, Китай часто претворяет в жизнь проекты в тех странах, областях и секторах, которые развитые страны стараются избегать в силу различных, чаще политических, причин.

Помогая Африке, Китай создает зону влияния

Распад Земли на «миры-экономики» и унылая годовщина России в ВТО

Унылая годовщина

Совсем скоро исполнится ровно год с того момента, как наша страна стала членом Всемирной торговой организации. Много это или мало? Посмотрим на некоторые показатели для аналогичного периода всё того же Китая. Итак, Поднебесная присоединилась к ВТО в конце 2001 года, а уже в 2002-м Китай впервые стал крупнейшим мировым получателем прямых инвестиций. В том же году легальный чистый вывоз капитала из КНР уменьшился по сравнению с предыдущим годом с 9,7 до 2,5 млрд долларов.

Открыв двери мировым ТНК, Китай сохранил подход, гласящий: «Государство управляет рынком, рынок управляет предприятиями». Предоставляя зарубежным внешнеторговым и промышленным агентам свой внутренний рынок и дешёвую рабочую силу, КНР активно заимствовала технологии и разными способами заставляла иностранцев участвовать в собственной индустриализации. Со временем поток китайского экспорта, двери для которого открыла ВТО, нарастал. Велик он и сегодня.

А какие выгоды из вступления в мировой торговый союз извлекли мы? На эту тему сегодня высказываются многие. Вот лишь несколько оценок. «Вступление в ВТО пока принесло мало позитивных результатов, — констатируют аналитики инвестиционного банка «Уралсиб». — Вместе с тем Россия вынуждена расходовать больше средств на защиту неконкурентоспособных секторов своей экономики, и эти затраты превышают выгоду экспортёров, получивших доступ на международный рынок».

Лидер «Партии дела», президент Ассоциации «Росагромаш» Константин Бабкин отмечает: «На 30% упало производство молока, потому что возрос импорт пальмового масла. То есть мы покупаем в пакетах не молоко, а выжимку из древесины пальмы. И так по всем отраслям: свиноводство, текстильная промышленность, кожевенно-обувная, химическая отрасли и так далее. Везде наблюдается падение объёмов производства. Даже банкирам стало не так весело после вступления в ВТО, потому что начался невозврат кредитов, особенно в сельском хозяйстве; кроме того, стало меньше кредитоспособных заёмщиков».

Генеральный директор Национального союза свиноводов Юрий Ковалёв свидетельствует: «Если оценить цифры непосредственно после присоединения к ВТО, то импорт вырос на треть, а сверхквотный — тот, который ввозится без ограничения объёмов, — вырос практически в два раза. Произошло очень резкое драматичное движение цен на основную продукцию свиноводства — живых товарных свиней. Падение составило порядка 25–30%».

Согласно данным участников партийного проекта «Единой России» «Народный контроль», обходивших супермаркеты с целью мониторинга стоимости продуктов питания, входящих в продовольственную корзину, цены на них не выросли, но изменилось соотношение товаров отечественных и иностранных производителей. В тех регионах, где преобладают федеральные торговые сети, доля российской продукции сократилась на 20%. Качество импортных продуктов при этом невысоко.

По поводу ценового дисбаланса в апреле нынешнего года достаточно резко высказался и премьер-министр России Дмитрий Медведев. «Это, конечно, полное безобразие, антиэкономическое, потому что цены (закупочные) на продукцию животноводства из-за этих факторов снизились практически на треть, а в магазинах практически не изменились. Это значит, что экономические регуляторы не работают», — заявил глава правительства. Замруководителя ФАС Андрей Цыганов в свою очередь считает, что без дальнейшего изменения законодательства на эту ситуацию повлиять невозможно.

Законодательство, кстати сказать, это вообще отдельный вопрос. Согласно докладу Счётной палаты, обнародованному в апреле, целые пласты нормативно-правовых документов различного характера в части, касающейся ВТО, либо вообще отсутствуют, либо не подготовлены и не приведены в соответствующий вид.

Так, например, несмотря на восемнадцатилетние усилия по вступлению в ВТО и почти год пребывания в организации, до сих пор не приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие наше членство в этой организации. В частности, неготовыми оказались документы по учреждению постоянного представительства РФ при ВТО. Не решён вопрос о финансировании юридического сопровождения участия России в работе органа по разрешению торговых споров ВТО. В большинстве регионов отсутствуют нормативно-правовые акты и методические рекомендации по вопросам адаптации их экономик к функционированию в условиях ВТО.

Распад Земли на «миры-экономики» и унылая годовщина России в ВТО

1 2 3 6