Турция и Европа в энергетических войнах против России

Когда в начале девяностых годов, сразу после распада Советского Союза, на повестке дня появился проект трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, призванный обеспечить транспортировку азербайджанской нефти в турецкий порт Джейхан на побережье Средиземного моря, российские дипломаты с уверенностью убеждали меня в том, что этот трубопровод никогда не будет построен, объясняя свою уверенность экономической нецелесообразностью проекта.

Аналогичным образом, когда Москва предложила построить «голубой поток» для доставки российского газа по трубопроводу, проложенному по дну Черного моря, американские дипломаты насмешливо называли проект «голубой мечтой» и говорили мне, что он никогда не будет реализован в связи с отсутствием технологии подводной прокладки труб для глубоководных районов Черного моря.

В итоге и те и другие, как оказалось, были неправы. Оба трубопровода в конечном итоге были построены и вступили в строй в первой половине двухтысячных годов. Ожесточенные кампании Вашингтона Москвы по взаимной дискредитации друг друга отражали новую полосу энергетических войн и новую форму соперничества, сформировавшуюся в период после окончания холодной войны. Соединенные Штаты, при поддержке Европы, стремились ослабить доминирование России над энергетически бедными бывшими советскими республиками, в то время как Москва, напротив, пыталась сохранить свое традиционное превосходство в так называемом ближнем зарубежье.

Хотя Россия не смогла предотвратить строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, ей удалось помешать реализации проекта коридора «Восток-Запад», который, в сущности, был призван обеспечить поставки энергетических ресурсов из стран Центральной Азии, в том числе туркменского природного газа, на европейские рынки. Когда русские вывели из уравнения туркменский газ, коридор «Восток-Запад» сократился по длине и получил название «Набукко», которое означало потенциальную замену туркменского газа иранским. Когда и этот проект также потерпел неудачу, ему на смену пришел Трансанатолийский трубопроводный проект (TANAP), который предусматривал транспортировку азербайджанского газа в Турцию, а оттуда далее в Европу по Трансадриатическому трубопроводу, проходящему через Грецию и Албанию в Италию.

Трансанатолийский трубопровод, который 13 июня официально открыт в Эскишехире с участием президентов Турции, Азербайджана и Грузии, со следующего месяца начнет поставлять 6 миллиардов кубометров азербайджанского газа в Турцию. К 2020 году планируется транспортировать в Европу по этому трубопроводу 10 миллионов кубометров природного газа в год.

Итак, в конце концов коридор «Восток-Запад» стал тем, что сегодня называют Южным газовым коридором (SGC). Безусловно, он будет способствовать усилиям Европы по диверсификации своего импорта и снижению зависимости от России. Однако, вряд ли можно утверждать, что Запад получил стратегическое преимущество против России, поскольку новое правительство Италии демонстрирует некоторые признаки, свидетельствующие о возможном отказе от проекта TAP. Что еще более важно, Москва также отнюдь не стояла на месте на протяжении всего этого времени.

Усилия Киева по выходу из российской орбиты в сфере энергетики подтолкнули российский энергетический гигант «Газпром» к организации транзита газа в обход Украины, поскольку она оказалась самым слабым звеном в цепочке поставок российского природного газа в Европу. «Газпром» построил газопровод «Северный поток-1», связывающий Россию напрямую с Германией по дну Балтийского моря. Вдобавок, российская корпорация начала строительство «Турецкого потока», второго трубопровода по дну Черного моря, ведущего к европейской границе Турции.

Оба эти проекта получили зеленый свет от Берлина и Анкары впервой половине 2010-х годов, а к этому моменту уже были видны многие признаки того, что Владимир Путин будет вести гораздо более решительную и агрессивную политику в отношении попыток Запада укрепить свои позиции в странах ближнего зарубежья.

«Покупка российского газа непосредственно из «Турецкого потока», несомненно, принесет Турции существенные выгоды, по сравнению с получением газа через Украину, – заявил Волкан Едигер из университета имени Кадира Хаса.

«Хотя Турция получает большую часть своего газа из России, она может обеспечить импорт достаточного количества газа из других источников, чтобы оказать некоторое давление на Россию с целью снижения цены, – заявил еще один эксперт в сфере энергетики Джон Робертс.

Турция первоначально отложила выдачу разрешения «Газпрому» на строительство наземных сооружений «Турецкого потока», что, возможно, связано с переговорами между «Газпромом» и турецкой компанией «Боташ» по поводу возможной скидки на российский газ. В конце прошлого месяца это разрешение было, в конечном итоге, выдано, а Турция получила скидку в размере 10,25 процентов.

Некоторые наблюдатели, вероятно, будут утверждать, что Турция игнорирует антизападные шаги России, как на мировой арене в целом, так и на уровне региона. Но, не следует забывать, что хотя Nabucco был прежде всего европейским проектом, в котором участвовали такие страны как Австрия и Венгрия, ключевые страны Евросоюза, как например Германия, не поддержали его. Осуществление проекта TANAP стало возможным благодаря турецким, азербайджанским и британским компаниям.

Кроме того, следует обратить внимание на то, как действует Германия. Всего через день после того, как Берлин выслал четырех российских дипломатов, чтобы продемонстрировать солидарность с Лондоном по поводу приписываемой России попытки отравления бывшего двойного агента в Солсбери, он дал «Газпрому» зеленый свет на строительство газопровода «Северный поток-2».

Германия является крупнейшим деловым партнером России, а на втором месте идет Турция. Однако, в целом ряде вопросов, таких как сотрудничество в Сирии и обслуживание потока туристов из России, составляющего основу турецкой туристической индустрии, отношения между Анкарой и Москвой являются гораздо более эффективными и многоплановыми.

Как ни странно, в то время как Турция, наряду с Германией, играет ключевую роль в проекте, который противоречит российским интересам, в это время еще одна европейская страна, на этот раз – Италия, ослабляет позиции Европы против Москвы.

Турция и Европа в энергетических войнах против России