ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

Ленинград — это совершенно уникальная точка на боевых картах и Великой Отечественной, и Второй мировой войны.

75-летие прорыва блокады Ленинграда даёт нам великолепный шанс снова ретроспективно взглянуть на происходившие под Ленинградом грандиозные военные события.

В войну дом нашей семьи в посёлке Усть-Ижора стоял в 5 километрах от линии фронта, где держали оборону героические защитники Ленинграда. Дом сохранился и поныне, и ещё в конце 60-х на огородах находили множество осколков от немецких мин и снарядов. Один из моих родственников воевал в 72-м отдельном дивизионе бронепоездов, они действовали против немцев в районе ж/д станции Лигово (которая была на передовой с «их» стороны фронта). Поэтому прорыв блокады Ленинграда для меня — не просто календарная дата. Это невероятно эмоционально богатый пласт мировой, советской и российской военной истории.

Гитлер был маниакально одержим Ленинградом, точнее его уничтожением. В 1942 году он снимает 11-ю полевую армию фельдмаршала Манштейна с южного направления и перебрасывает её под Ленинград. Начальник Генштаба Гальдер возражает (считал, что Сталинград важнее), и через несколько недель Гитлер его убирает со всех постов. И вот любопытнейший эпизод, из которых и состоит реальная ткань истории.

Манштейн прибывает на рекогносцировку на линию соприкосновения гитлеровских и советских войск. Это было в районе Колпино. И на расстоянии прямой видимости, без всякого бинокля, наблюдает дымящие трубы Ижорского завода. Манштейн спрашивает у офицеров, которые под Ленинградом с 1941 года:

— Что это?

— Это танковый завод русских.

— Давно возобновил работу? — уточняет Манштейн.

— Да он и не прекращал, — отвечают ему.

Манштейн на кураже, после взятия Севастополя, планировал начать штурм Ленинграда 1 сентября 1942 года, но уже через несколько дней войска под его командованием втянулись в тяжелейшие ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ бои. Была очередная попытка Красной Армии прорвать блокаду Ленинграда. Успех ей не сопутствовал, однако идея Гитлера взять Ленинград штурмом была окончательно похоронена. С этого момента ни один гений немецкого военного планирования вплоть до конца войны не ставил перед собой задачу по одновременному наступлению на двух и более участках Восточного фронта.

Фронтовики-ленинградцы зло шутили: «В 1941 году прорвать блокаду не сумели, зато от Москвы немцев отвлекли. В 1942 году не прорвались, зато Ленинград от штурма избавили». Настроение было такое, что медлить с прорывом блокады было уже никак нельзя. И неудачи быть просто не могло: предел для человека существует; и жителями, и защитниками города он был перейдён не единожды.

Немцы занялись укреплением своих оборонительных сооружений, а Ставка ВГК перешла к планированию решающего сражения по прорыву блокады. Это была операция «Искра».

Как всегда бывало в переломные моменты войны, руководить «Искрой» Сталин поручил Жукову. Вообще же все военачальники-мемуаристы сходятся в том, что в замысел операции до её начала было посвящено не более 15 человек, включая, разумеется, самого Сталина и Жукова. Даже в переписке с Черчиллем Сталин не позволил себе ни одного намёка по поводу намечающегося под Ленинградом мощнейшего деблокирующего удара.

12 января в 9 часов 30 минут по переднему краю гитлеровцев ударили две тысячи советских орудий. Два часа двадцать минут советская артиллерия Ленинградского фронта вела непрерывный огонь по левому берегу Невы. Затем по невскому льду пошли в атаку солдаты четырёх дивизий первого эшелона. Тридцатьчетвёрки на лёд выйти не смогли, пришлось готовить специальные настилы. Пехоту поддерживали лёгкие танки и бронеавтомобили.

Немцы на всех участках наступления наших войск дрались с отчаянием обречённых, советские силы тоже были на пределе. При прорыве из окружённого Шлиссельбурга гитлеровцы гнали впереди атакующей пехоты мирных жителей.

16 января Сталин позвонил Говорову (командующему Ленинградским фронтом), поздравил его генерал-полковником, поинтересовался ходом операции и поручил взять Шлиссельбург не позднее, чем к исходу следующих суток. 18 января солдаты Восемьдесят шестой стрелковой дивизии (она же 4-я Ленинградская стрелковая дивизия народного ополчения) подняли над Шлиссельбургом Красное знамя.

Через 6 дней после начала операция «Искра» завершилась. Кольцо блокады было разорвано, теперь к Ленинграду вёл десятикилометровый коридор, полностью контролируемый Красной Армией. Шёл второй год войны. До полного снятия блокады оставалось ещё немногим более 12 месяцев.

Комментарий телеканалу «Звезда» полная версия