Грузия больших порций и маленькой политики. Рецепт для одной гордой кавказской здравницы

Люблю Кавказ. Любишь Кавказ – люби и Грузию. Вроде бы, есть такая пословица у горных народов. Или нет. Не суть важно. Грузия мне симпатична.

Довольно много моих друзей и знакомых стали активно посещать Грузию. Ради туризма, главным образом. 98% отзывов о поездках в Грузию положительные.

Так было не всегда. С 90-х годов прошлого века и примерно до 2014—2015 гг. Грузия резко потеряла статус интересного туристического направлением. Главным образом, потому что там существовали значительные русофобские настроения. Белорусы не ездили в Грузию ещё и по причине своего резкого обнищания в результате краха белорубля в 2011 году. Наступившая следом депрессия белорусской экономики также послужила серьёзным барьером.

После 2015 года ситуация начала меняться в лучшую сторону. Грузия вдруг стала туристически привлекательным местом. Так что же произошло в этот короткий срок? А я вам скажу. Грузия стала жить по принципу «будь проще – и люди к тебе потянутся». Это первое.

Второе. Грузия – страна бедная. А любая бедная страна хороша тем, что туристические услуги там стоят копейки. В том числе главный для нашего человека критерий качества туристических услуг: еда и бухло. Поэтому любой белорус, который в Вильнюсе и Белостоке с первой минуты осознаёт, что он обычный нищеброд, в Грузии ощущает себя как балшой чэлаэк, э!

Все, кто делился со мной впечатлениями от поездки в Грузию, начинали со слов: «Там подают огромные порции, а вино ничего не стоит». И только потом шли рассказы про Мцхета, Военно-Грузинскую дорогу, старый Тбилиси, новый Батуми и древнюю Сванетию. Я ничего не упустил? Потому что не хочу обидеть другие исторические области Грузии, где столь же красиво, и столь же огромные порции.

Но как же сама Грузия пришла к пониманию того, что надо быть открытой и гостеприимной? Что надо полюбить туристов и плясать перед ними не только народные танцы, но и вообще всё время перед туристами плясать? Понимание это, конечно, к Грузии пришло не сразу.

В фундаменте туристического бума в Грузии лежит немало политического самопожертвования. А ещё точнее – реальное осознание Грузией своего политического места. В смысле – «знай своё место». Грузия теперь его хорошо знает.

Разумеется, тифлисские политики продолжают говорить о стремлении Грузии в НАТО, о «потерянных» территориях, и всём таком прочем. Однако говорят они это тихо, чаще всего где-нибудь в одном из городских дуканов, за столом с большими порциями. И крайне редко на публике, желательно без СМИ. Никто из грузинских вождей, заметьте, не лезет на трибуну ООН с проектами космического масштаба и космической же глупости.

Разумеется, американские/европейские политики говорят о важности Южного Кавказа, и о том, что основная миссия НАТО на Южном Кавказе – это сохранение стабильности, и поэтому отношения альянса с партнерами здесь очень важны. Но не забывают каждый раз добавлять, что страны региона сами определяют уровень своих отношений с НАТО. То есть слыхали они и про Георгиевский трактат, и про генерала от инфантерии князя Цицианова.

Да и против экономики не попрёшь. Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан как был убыточный на момент запуска, так им и остался (Азербайджан в нынешнем году сократил прокачку нефти по БТД на 10%). Других инфраструктурных проектов в Грузии не появилось, а жить людям надо. Тут-то и вспомнили про вековые традиции кавказского гостеприимства.

В общем, сердца смягчились, а двери распахнулись. В 2016 году в Грузии побывал миллион с небольшим туристов из России. В этом году ожидается, что турпоток вырастет ещё на 40%. По самым скромным подсчётам, дорогие гости из России оставили в Грузии около полумиллиарда долларов. Это, на минуточку, примерно столько, сколько вложили в экономику Грузии Азербайджан, Турция и Великобритания вместе взятые ($456,6 миллиона).  То есть мы видим, как в Грузии формируется правильное представление о самой Грузии.

Этот грузинский урок осознания своего места на земле нашей грешной сулит стране вполне себе хорошие перспективы. А грузинскому народу – долгие годы процветания и развития на ниве международных туристических услуг. И житница, и кузница, и здравница, панимаэт ли, да?