Детские корни демократических движений в Советском Союзе и Восточной Европе -4

ВОСТОРЖЕСТВУЕТ ЛИ ДЕМОКРАТИЯ?

Победит ли советская демократия или рухнет, как провалился демократический эксперимент с Думой в 1906-м? Возобладает ли демократическое движение в восточноевропейских странах или не устоит перед потребностью в тоталитарном управлении. которая так часто приводила к гибели демократии в прошлом?

К несчастью, в Советском Союзе и Восточной Европе прогресс в воспитании детей очень неравномерен. И по сей день тугое пеленание, регулярные побои и вообще плохое обращение с детьми распространены во многих советских республиках и во многих областях Восточной Европы. В Германии сравнительно недавно, в 1964 году. половина детей регулярно избивалась родителями при помощи палки. и там есть много районов, где с детьми обращаются настолько плохо, что это вызывает тревогу, — например, недавние опросы берлинских школьников показали высокую частоту сексуальных домогательств к детям

Такая отсталость в обращении с детьми означает, что успех демократии в Советском Союзе и Восточной Европе еще далеко не гарантирован. Чтобы понять, какие страны могут рассчитывать на успех, надо проанализировать показатели детской смертности в каждой стране, которые могут служить мерой того, насколько население ценит собственных детей.

Из девяти стран, недавно переживших политическую революцию. у пяти отмечается низкое число умерших детей на тысячу, а стало быть, они имеют наибольшие шансы провести демократическую реформу мирным путем: ГДР (9,6), Чехословакия (15,3), Болгария (15.4), Венгрия (17,0) и Польша (18,5). Две страны со средним коэффициентом детской смертности тоже идут к демократической реформе, но там этот процесс в большей степени сопряжен с насилием. Это Румыния (23,4) и СССР (26,0). И, наконец, в двух странах с наиболее высокими коэффициентами детской смертности успех демократии пока невозможен. Это Югославия (28,8) и Албания (44,8). На этих примерах мы видим четкую корреляцию между стилем воспитания детей, выраженным в детской смертности, и недавними политическими реформами.

МИРНАЯ ЕВРОПА?

И, наконец, может ли демократическая Европа быть мирной? В частности, не будет ли объединенная Германия представлять угрозу для мира в Европе?

Если война, как и другие формы политического насилия, отражает способ воспитания детей, то тогда значительные изменения. которым подверглось детство большинства людей в Германии и в Восточной Европе со времен второй мировой войны, делают еще одну европейскую войну маловероятной. В наше время детство в Германии изменяется настолько быстро, что ее уже можно рассматривать как хранителя мира в Европе, а не как главного зачинщика европейских войн.

Нации, перешедшие от физического насилия над детьми к формам насилия в большей степени психологическим, не ведут войну на своей территории — они находят отдаленные Фолклендские острова или Вьетнам, где и совершаются человеческие жертвоприношения. Если это так, то 1990-й «Год демократий» заложит основу для 2000-го. для «Века европейского мира», — то есть мира на Европейском континенте с военными действиями где-нибудь в других местах, по примеру Соединенных Штатов.

Я согласен, что общеевропейский мир кажется утопической мечтой, особенно после века, когда 100 миллионов человек погибло в европейских войнах. Однако, чем больше я изучаю войну с точки зрения психоистории. тем больше убеждаюсь, что все войны являются извращенными сексуальными ритуалами, цель которых — избавиться от невыносимого чувства, что тебя не любят, результата предшествующих традиций воспитания детей. Война, подобно линчеванию и политической пытке, ослабляет внутреннее напряжение у тех, кто в детстве жаждал и не получил любви и приучен чувствовать вину за свои порывы. Подозреваю, что экономические цели войны — просто рациональные оправдания.

Если кошмар войны берет начало в кошмаре детства, то новый дух любви и свободы в семье, возможно, превратит Европу из вечного поля битвы в ссорящийся, но миролюбивый континент, подобный Северной Америке.

Если изложенная точка зрения верна, то «Бархатная революция» оправдает надежды.

Ллойд Демоз, «Психоистория»